- Гобозов И.А. Социальная философия. – М.: Академический Проект, 2007. – 352 с. – (С. 7-32, 44-47, 53-62, 79-104, 117-142, 264-278).
- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с. – (Гл. 13, 15, 16, 17; С. 475-479, 513-524, 557-563, 619-626).
Список дополнительной литературы
- Баширов Т.А. Российское правосознание: социально-философские аспекты становления и развития. – Уфа: РИО БашГУ, 2007. – 206 с.
- Бузгалин А.В., Колганов А.И. Социальная философия постсоветского марксзма в России: ответы на вызовы XXI века // Вопросы философии. – 2007. - № 9. – С. 3-26.
- Кравченко И.И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии.- 2008. - № 2. – С. 3-17.
- Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 519 с.
- Сатаров Г.А. Как возможны социальные изменения // Общественные науки и современность. – 2009. - № 3. – С. 23-40.
- Философия: Учебник для вузов / Под общей редакцией В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.
Тема 13. Проблема человека в философии. Феномен духовной жизни человека
Цель изучения темы – рассмотреть основные проблемы философской антропологии и аксиологии.
|
|
Задачи:
- выделить основные проблемы, задачи и функции философской антропологии;
- проанализировать важнейшие вопросы аксиологии, её функции, задачи.
Основное содержание темы
Философская антропология как раздел философии. Основные проблемы философской антропологии. Человек как биосоциальное существо. Человек и природа. Человек, общество и культура. Человек и исторический процесс. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Нравственные ценности. Эстетические ценности. Религиозные ценности. Духовное производство. Образование и воспитание.
Основные требования к освоению содержания темы
Студент, изучивший тему, должен:
знать: основные понятия, проблемы философской антропологии, виды ценностей, иерархию потребностей человека, задачу и роль философии в формировании здоровой личности;
уметь: различать потребности человека и соотносить их со схемой А. Маслоу, правильно излагать свои мысли и делать выводы;
владеть навыками: подготовки научных докладов и тезисов, работы со словарём, реферирования материала.
План семинарского занятия:
- Человек как биосоциальное существо. Индивид, индивидуальность, личность.
- Человек и природа. Человек, общество, культура.
- Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс. Личность и массы. Свобода и необходимость.
- Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность.
- Нравственные ценности. Мораль, справедливость, право.
- Эстетические ценности.
- Религиозные ценности и свобода совести.
- Духовное производство. Духовные потребности человека.
- Образование и воспитание как необходимые условия освоения духовных ценностей и творческой деятельности человека.
|
|
Список основной литературы
- Гобозов И.А. Социальная философия. – М.: Академический Проект, 2007. – 352 с. – (С. 206-227, 296-303).
- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с. – (308-337, 654-701, 707-718).
Список дополнительной литературы
- Абрамов М.Г. Человек и компьютер // Человек. – 2008. - № 4. – С. 127-134.
- Баширов Т.А. Российское правосознание: социально-философские аспекты становления и развития. – Уфа: РИО БашГУ, 2007. – 206 с.
- Гигишвили Г.В. О сверхсильном антропном принципе // Вопросы философии. – 2007. - № 2. – С. 43-56.
- Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология. - М., 2009.
- Зимакова Е.В. Образ человека в православной традиции и русской религиозной философии // Человек. – 2008. - № 4. – С. 99-114.
- Козлова О.Н. Духовная жизнь как система, её сущность и структура // социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 2. – С. 106-118.