Цель изучения темы – рассмотреть основные черты современной западной философии, выделить в ней направления, течения и школы, охарактеризовать учения известных философов современности.
Задачи:
- дать характеристику современной философии Европы и Америки;
- изучить основные школы и направления в современной западной философии;
- рассмотреть учения западных философов и их значение в современной культуре.
Основное содержание темы
Общая характеристика западной философии. Запад и Восток в истории мировой философии. Основные черты современной западной философии. Позитивизм. Марксистская философия. Неокантианство. Прагматизм. Неотомизм. Психоанализ. Философия жизни. Экзистенциализм. Герменевтика. Феноменология. Структурализм. Поструктурализм. Постмодерн.
Основные требования к освоению содержания темы
Студент, изучивший тему, должен:
знать: специфику современной западной философии и европейского мышления в целом, учения и труды современных философов Европы и Америки, основные понятия;
|
|
уметь: различать неклассическое и постнеклассическое типы философствования, прослеживать эволюцию философских школ и направлений как с позиций принципа историзма, так и ретроспективно;
владеть навыками: различать тексты философских произведений и соотносить их с философскими школами и направлениями, подготовки рефератов, докладов и сообщений, составления опорных конспектов, поиска первоисточников и справочной литературы.
План семинарского занятия:
- Общая характеристика современной западной философии.
- Философия позитивизма. Исторические формы позитивизма.
- Марксистская философия: Маркс, Энгельс.
* Деловая игра: марксизм против капитализма. Студенты выявляют положительные и отрицательные стороны в учениях марксистов и их противников. Задача на примере исторического опыта добиться поставленной задачи (интерактивные методы – деловая игра, коллективная мыслительная деятельность) – 1 час.
- Неокантианство: физиологическое неокантианство, Марбургская школа, Баденская школа.
- Философия прагматизма. Неотомизм.
- Психоанализ (Фрейд, Фромм, Юнг, Хорни, Адлер).
- Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Дильтей, Шпенглер).
* Дискуссия: Ницше: великий гений и гуманист или родоначальник фашизма? Студенты коллективно анализируют биографию и идеи немецкого мыслителя (интерактивный метод – коллективная мыслительная деятельность) – 0,5 часа.
- Философия Кьеркегора. Феноменология Гуссерля.
- Экзистенциализм: Хайдеггер, Сартр. Религиозная философия XX в.
- Герменевтика: Шлейермахер, Дильтей, Гадамер.
- Структурализм. Постструктурализм. Постмодернизм.
* Обсуждение: Постмодерн: модное увлечение умов или предчувствие неизбежного? (интерактивные метод – семинар-дискуссия) – 0,5 часа.
|
|
Список основной литературы
- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 608 с. – (Гл. 12; С. 166-201).
- Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с. – (Гл. 17, 18, 19, 20, 21; С. 418-422, 423-444, 445-497, 498-562, 563-580).
- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с. – (Гл. 7; С. 157-200).