Данное занятие проводится в интерактивной форме (всего 2 часа)

 

Цель изучения темы – рассмотреть основные черты современной западной философии, выделить в ней направления, течения и школы, охарактеризовать учения известных философов современности.

Задачи:

- дать характеристику современной философии Европы и Америки;

- изучить основные школы и направления в современной западной философии;

- рассмотреть учения западных философов и их значение в современной культуре.

 

Основное содержание темы

 

Общая характеристика западной философии. Запад и Восток в истории мировой философии. Основные черты современной западной философии. Позитивизм. Марксистская философия. Неокантианство. Прагматизм. Неотомизм. Психоанализ. Философия жизни. Экзистенциализм. Герменевтика. Феноменология. Структурализм. Поструктурализм. Постмодерн.

 

Основные требования к освоению содержания темы

 

Студент, изучивший тему, должен:

знать: специфику современной западной философии и европейского мышления в целом, учения и труды современных философов Европы и Америки, основные понятия;

уметь: различать неклассическое и постнеклассическое типы философствования, прослеживать эволюцию философских школ и направлений как с позиций принципа историзма, так и ретроспективно;

владеть навыками: различать тексты философских произведений и соотносить их с философскими школами и направлениями, подготовки рефератов, докладов и сообщений, составления опорных конспектов, поиска первоисточников и справочной литературы.

 

План семинарского занятия:

  1. Общая характеристика современной западной философии.
  2. Философия позитивизма. Исторические формы позитивизма.
  3. Марксистская философия: Маркс, Энгельс.

* Деловая игра: марксизм против капитализма. Студенты выявляют положительные и отрицательные стороны в учениях марксистов и их противников. Задача на примере исторического опыта добиться поставленной задачи (интерактивные методы – деловая игра, коллективная мыслительная деятельность) – 1 час.

  1. Неокантианство: физиологическое неокантианство, Марбургская школа, Баденская школа.
  2. Философия прагматизма. Неотомизм.
  3. Психоанализ (Фрейд, Фромм, Юнг, Хорни, Адлер).
  4. Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Дильтей, Шпенглер).

* Дискуссия: Ницше: великий гений и гуманист или родоначальник фашизма? Студенты коллективно анализируют биографию и идеи немецкого мыслителя (интерактивный метод – коллективная мыслительная деятельность) – 0,5 часа.

  1. Философия Кьеркегора. Феноменология Гуссерля.
  2. Экзистенциализм: Хайдеггер, Сартр. Религиозная философия XX в.
  3. Герменевтика: Шлейермахер, Дильтей, Гадамер.
  4. Структурализм. Постструктурализм. Постмодернизм.

* Обсуждение: Постмодерн: модное увлечение умов или предчувствие неизбежного? (интерактивные метод – семинар-дискуссия) – 0,5 часа.

 

Список основной литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 608 с. – (Гл. 12; С. 166-201).
  2. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с. – (Гл. 17, 18, 19, 20, 21; С. 418-422, 423-444, 445-497, 498-562, 563-580).
  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с. – (Гл. 7; С. 157-200).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: