Теоцентризм средневековой философии. (патристика, схоластика, полемика реализма и

Номенализма).

Патристика Термин происходит от лат. «pater» —«отец». Патристикой называ-
ется религиозно-философское учение крупнейших философов ибого-
словов периода раннего христианства ипрежде всего так называемых
отцов церкви, т.е. богословов, чьи учения сыграли доминирующую
роль вформировании христианской ортодоксальной теологии. Основ-
ное время развития патристики —III—VIIIвв.

Догматы христианского вероучения утверждались иотшлифовы-
вались в ожесточенной полемике как вфилософско-религиозных сочи-
нениях, так ив дебатах на многочисленных соборах, втом числе Все-
ленских. Окончательное решение этих вопросов принималось именно
на Вселенских соборах.

Важнейшими проблемами философско-теологического характера,
обсуждавшимисявпатристике, были:

• троичность Бога исоотношение между божественными ипостасями(«споры о Троице»);

• природа Христа —божественная, человеческая или богоче-
ловеческая;

• соотношение свободы иблагодати;

• отношение веры иразума.

В истории патристики выделяют два периода: раннюю (II—IIIвв.)
изрелую (III—VIIIвв.). Кранней патристике принято относить итех
философов-богословов, чьи учения позднее были приняты не полнос-
тью ичьи взгляды по отдельным вопросам были осуждены церковью
(Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген,ЕвсевийКесарийский).Они считаются лишь церковными писателями, ане отцами
церкви.

Отцы церкви в эпоху зрелой патристики:Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Григорий Нисский, Кирилл Александрийский, Дионисий, Ареопагит, Максим Исповедник.

Кроме того, патристику принято делить на восточную изападную.
Учения западных отцов церкви (и особенно —АврелияАвгустина)
сыграли ведущую роль вразвитии католической теологии ифилосо-
фии, аучения восточных — православной.

В католической церкви принимались особые постановления, опре-
деляющие список отцов церкви (который пополнялся именами теоло-
гов более позднего времени), вправославной церкви канонические по-
становления такого типа не принимались.

Схоластика. Западноевропейская философия эпохи Средневековья носит назва-
ние «схоластика». Хотя формально история средневековой филосо-
фии начинается сконца 5в., но всилу социально-политических при-
чин в «темные века» развития философии вЗападной Европе практи-
чески не происходило. Почти единственными центрами культуры в
это время были христианские монастыри, вбиблиотеках которых хра-
нились и переписывались отдельные античные тексты, втом числе и
философского содержания. Систематическое ипоследовательное развитие западноевропей-
ской схоластики началось только сXIв. Вистории средневековой
философии можно выделить следующие периоды.

1. Ранний период:

а) предсхоластика(эпоха «темных веков») —У—VIIIвв.;

б) ранняя схоластика —IX—XIIвв.

2. Зрелая, или высокая, схоластика —XIIIвв.

3. Поздняя схоластика —XIV—ХЧ вв.

По общему своему характеру схоластика представляет религиозную философию не в смысле свободной спекуляции в области вопросов религиозно-нравственного характера, как это мы видим в системах последнего периода греческой философии, а в смысле применения философских понятий и приёмов мышления к христиански-церковному вероучению, первый опыт которого представляет предшествовавшая схоластике патристическая философия. Философствование схоластиков строилось на почве установленного учения церкви и тех учений античной философии, которые сохранились до средних веков. Главной являлась задача согласовать оба предания и объединить в нечто целое. При выполнении этой задачи исходили из того принципа, что разум и откровение происходят от одного источника света — от Бога, и что поэтому между теологией и истинной философией противоречия не может быть, а в согласии их учений — доказательство истинности обеих.

Номиналисты и реалисты. Универсалии —это то общее, что присуще всем конкретным объек-
там определенного вида или рода. Например, все
конкретные лошади, несмотря на множество индивидуальных разли-
чий, обладают некой общей «лошадностью»,благодаря чему они иявляются лошадьми.

Средневековое понятие универсалий возникло на базе учения Пла-
тона об идеях, которые, будучи «присущи» конкретным вещам некото-
рого вида, определяют их природу, являясь их идеальной моделью, а
кроме того —причиной ицелью этих вещей; близко кэтому иучение
Аристотеля оформах.

Врешении вопроса «существуют ли универсалии
самостоятельно?» все философы поделились на два больших лагеря:
реалисты иноминалисты.

Реалисты — это философы, считавшие универсалии существую-
щими реально вне конкретных вещей.

Номиналисты (от лат. «nomen» —«имя») —это философы, счи-
тавшие, что вне конкретных вещей общее (универсалии) существует
только всловах (именах), которыми называются вещи определенного
вида.

Так, сточки зрения реалистов, кроме конкретных лошадей ивне их
реально существует «лошадность»,присущая всем лошадям как тако-
вым, вне конкретных быков —«быковость»,вне любых четвероногих
животных —«четвероногость»ит.д. Ас точки зрения номиналистов,
вне конкретных объектов нет никакой «лошадности»,«быковости»и «четвероногости»,аесть только слова (имена) «лошадь», «бык», «четве-
роногое», применимые, соответственно, клюбой лошади, быку, четверо-
ногому.

Борьба шла не только между реалистами иноминалистами, но и
внутри каждого этого лагеря, среди итех идругих можно выделить
«крайних» и «умеренных».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: