Эмпиризм и рационализм философии Нового времени. Философия Ф. Бэкона (индуктивный метод познания, проблема очищения интеллекта от заблуждений

Новым временем
принято называть период, начавшийся вЕвропе примерно вXVIIв.
(после эпохи Возрождения) идлящийся по настоящее время. Именно
вНовое время возникла культура нового типа, заложившая основы
технологической цивилизации, вкоторой мы сейчас живем.

Само возникновение культуры Нового времени вЕвропе (и прежде
всего вЗападной Европе) ипорожденный ею невиданный рывок враз-
витии науки итехники, принципиальное изменение самого характера
научного ифилософского мышления является удивительным итруднообъяснимым явлением вистории человечества.

Фрэнсис Бэкон, считающийся первым философом Нового времени,
говорил о том, что решающую роль встановлении культуры Нового
времени сыграли три великих открытия: книгопечатание, компас ипорох. Однако все эти открытия пришли вЕвропу сВостока —из Ки-
тая —и через посредство арабов (или шире —мусульманских народов). Известные на Востоке намного ранее, чем вЕвропе, эти открытия
тем не менее не привели там ксоответствующим революционным пре-
образованиям вкультуре.

В XVII—XVIIIвв. встранах европейской культуры постепенно
восторжествовал рационализм, авместе сним иутвердившаяся в
эпоху Просвещения вера вбезграничную мощь человеческого разу
ма инауки. Казалось, что применение человеческого разума инаучнойметодологии ко всем сферам бытия позволит познать все тайны
природы и произвести переустройство социальной жизни на разум-
ных иестественных началах. Но уже в конце XVIIIв. Кантом (немецкая классическая философия) был поставлен вопрос о природе
самого человеческого разума иуказаны границы «теоретического
разума». Весь внешний мир, втом числе иприрода, при таком подходеоказались впринципе не познаваемой «вещью-в-себе». Апопыткипереустроить социальную жизнь рациональным образом на основепросветительских лозунгов «Свобода. Равенство. Братство» вы-.
лились на практике во время Великой французской революции в
кровавый террор идиктатуру. Эти и аналогичные события уже
XIX—ХХ вв. в значительной степени подорвали веру вбезграничнуюмощь человеческого разума иповлияли на становление иррационализма в западной философии.

Фрэнсис Бэкон (1561 —1626) — анг-
лийский
философ и государственный деятель.

Основные труды. «Нравственные иполитические очерки» (1597),
«О мудрости древних» (1609), «Новый Органон. или Истинные указания для истолкования природы» (1620), «О достоинстве ипреувеличе-
нии наук» (1623), «Новая Атлантида» (1624).

Заблуждения. Развитию науки мешают раз-
личные заблуждения человеческого ума, т.е. искаженные образы дей-
ствительности; Бэкон называет их «идолами» или «призраками». Вы-
деляя четыре типа таких заблуждений,Фрэнсис Бэкон почти полнос-
тью следует РоджеруБэкону. Идолы рода - Коренятся вограниченности человеческого ума и несовершенстве органов чувств; это сказывается, например, встремлении человека рассматривать природу по аналогии ссамим собой; присущи
всем людям. Идолы пещеры - Возникают индивидуально укаждого человека благодаря специфическим условиям воспитания; при этом каждый человек как бы смотрит на мир из своей пещеры. Идолы рынка - Порождаются формами общения между людьми, прежде всего неточностью языка, неправильным словоупотреблением; присущи большим группам людей. Идолы театра - Порождаются слепой верой вавторитет, вчастности традиционных философских учений, которые своей искусственной формой напоминают театральные представления; присущи большим группам людей.

Только освободившись от этих «идолов», можно продвигаться впе-
ред по пути развития науки, которая, по словам Бэкона, есть «дочь вре
мени»,ане «дочь авторитетов». Научные знания накапливаются посте-
пенно, благодаря деятельности многих поколений ученых.

Индуктивный метод. Базироваться наука должна на опыте, на экс-
перименте. Все опыты Бэкон делил на светоносные (дающие чистое
знание) и плодоносные (приносящие непосредственную пользу) идал
анализ различных вариантов опытов. Он сформулировал иразвил ин-
дуктивный метод
познания, по которому общие законы науки долж-
ны выводиться из результатов конкретных экспериментов (т.е. от част-
ного к общему). Он утверждал, что индуктивный метод должен прийти
на смену ранее господствовавшему дедуктивному, по которому новые,
истины добывались посредством логического вывода из общеприня-
тых положений (от общего кчастному). Чтобы получить новое знание окаком-нибудь явлении природы,
например отепле, мы должны начать с составления «таблицы присут-
ствия», вкотором перечисляются все известные нам свойства и
объекты природы, вкоторых присутствует тепло (солнечный свет,
метеориты ит.д.). Затем перейдем к составлению «таблицы отсутст-
вия», где перечисляются свойства, сходные спервыми, но вкоторых
отсутствует тепло (лунный свет, блуждающие огни ит.п.). Сле-
дующий шаг состоит всоставлении «таблиц степеней», где одно ито
же свойство (в данном случае тепло) представлено вразличной сте
пени (свет солнца исвет костра ит.п.). Теперь, задавая правильные
вопросы, можно постичь природу тепла. Например, спросим: является
ли тепло только небесным феноменом? Нет, из таблицы присутствия
видно, что тепло присуще как небесным, так иземным объектам. Все
ли небесные тела обладают теплом? Нет, мы видим, что Луна им не
обладает, ит.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: