Философия о сущности познания. Критика метафизики и агностицизма по вопросам познания

Гносеология - это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. В её компетенции вторая сторона основного вопроса философии - познаваем ли мир, по поводу которой существуют две основные позиции: познавательно-реалистическая и агностическая.

Познание – это высшая, человеческая, социальная форма отражения.

Нередко агностицизм сводят к тезису: познание невозможно. Однако наличие агностицизма в философии свидетельствует о том, что познание есть сложный феномен. Кант, например, считал, что знание не происходит целиком из опыта. Познаваем лишь мир явлений, вещи в себе (сущности) познанием не достигаются.

 

Чувственное и рациональное познание. Их формы и взаимосвязь

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

Формы чувственного познания:

1. Ощущение (дает элементарный чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений)

2. Восприятие (дает целостный конкретно чувственный наглядный образ предметов и явлений)

3. Представление - чувственно - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимых по памяти и основанные на ощущениях. Важную роль играет воображение - способность соединять материал не так, как он соединен в действительности.

 

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

Формы логического познания:

1. Понятие (в нем отражается общие и существенные стороны и свойства, а также связи в отношении предмета и явлений)

2. Суждение (это движение и выражение мысли, в результате чего о предмете утверждается что-либо или отрицается)

3. Умозаключение (это движение мысли, при котором из одного или нескольких суждений выводится новое заключение)

 

Чувственное познание ограничено:

-не выделяет общее

-не дает знания по сущности и не дает объяснения и понимания.

Этот недостаток преодолевается путем логического познания, основывающемся на чувственном, поэтому ни в коем случае в процессе познания нельзя абсолютизировать как значение чувственного познания (эмпирический сенсуализм) так и значение логического познания (рационализм).

 

 

Понятие истины. Истина и заблуждение. Роль практики в процессе познания.

Истина — это соответствие знаний, полученных субъектом познания, содержанию объекта познания.

Критерии истины:

1. Соответствие законам логики.

2. Соответствие ранее открытым законам той или иной науки.

3. Соответствие фундаментальным законам.

4. Простота, экономичность формы.

5. Практика.

В случае, если истина не соответствует хотя бы одному из критериев она превращается в заблуждение.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – понятие, фиксирующее момент ограниченности знания, его несоответствия своему объекту или несовместимости с принятым знанием.

Практика – источник, цель, основа познания и критерий (мерило) истинности знания: в этом состоят ее основные функции в познавательном процессе.

Роль практики как источника, исходного момента познания выражается в том, что люди познают мир по мере его практического освоения, действуя практически, и в процессе этой деятельности вскрывают все новые факты, противоречия, которые требуют своего разъяснения и своевременного разрешения. Это ставит проблемы перед обществом и познающим субъектом, является причиной и стимулом его познавательной активности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: