Чувственное и рациональное познание

Виды познания.

Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определённых формах.

Первый вид познавательной деятельности - это индивидуальное познание, которое формируется в процессе повседневной жизни, на основе личного опыта и обобщения и усвоения общественно-значимого опыта.

Второй вид познавательной деятельности – научное познание. Оно отличается от повседневного своим предметом. Наука изучает в процессах и явлениях только общее и необходимое, так как основным предметом научного познания является знание законов.

Третий вид познавательной деятельности – философское, является видом научного познания, но отличается 2 важными моментами:

ü предметом этого знания является не просто общее, а всеобщее, то есть существенная универсальность.

ü оно всегда является мировоззрением, и содержит в себе оценку познаваемого. Оценка познаваемого – главный элемент данного вида познания.

Четвёртый вид познавательной деятельности – художественное познание. Его специфика состоит в том, что в своей основе является образным и наглядным, и поэтому близко к обыденному, но по своему предмету оно содержит общее и необходимое, и этим сближается с наукой, но ограничивается сферой своего предмета – человеком и человеческими отношениями. С философским познанием его сближает оценочный характер.

Все виды познавательной деятельности тесно взаимосвязаны. Так, научное знание невозможно без философского, а философское базируется на частном научном, и наконец художественное творчество, познание активизирует все формы знания и является важным моментом, не всегда осознаваемым, но обязательным для всех видов познавательной деятельности. В основе всех видов познания лежит обыденное, повседневное знание.

Познание начинается с чувственного восприятия внешнего мира и реализуется в ощущениях, восприятиях и представлениях. Для этого этапа познания необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга.

Ощущения – это отражение отдельных свойств, сторон, качеств предметов и явлений материального мира, т.е. субъективный образ объективного мира, преобразование энергии раздражителя в факт сознания. Они возникают в результате воздействия материальных предметов на органы чувств. Ощущения являются исходным, самым простым элементом познания. Они дают первую элементарную форму чувственного познания, которое является результатом синтеза различных ощущений и представляет предмет в его целостной форме.

Восприятие - это целостный образ, который отображает предметы и явления, что непосредственно воздействует на органы чувств. Оно формируется не только в результате ощущений, но и зависит от уровня духовной культуры человека и его опыта. В этом случае проявляется более высокая форма чувственного познания – представление.

Представление - высшая форма чувственного отображения предмета, который в данный момент не воздействует на органы чувств человека. Это «отрыв» от действительности, что даёт возможность перейти к образно-абстрактному мышлению. Представление, как и другие формы чувственного познания, опосредуются и обогащаются всем предыдущим опытом человека, уровнем его культуры. Создавая представления (образы), человек комбинирует ощущения и восприятия и на этой основе создаются новые образы (представления).

Чувственное познание является I ступенью познания, но не даёт человеку возможности понять сущность предметов, открыть законы природного и социального мира.

Рациональное познание строится на способности человека в своей мыслительной деятельности отходить от чувственно- конкретных предметов и их особенностей.

Формами рационального познания являются: понятия, суждения, выводы (умозаключения) – это собирательные, абстрактные, умственные образы действительности, с помощью которых и осуществляется отображение и познание и мира.

Понятие – форма мышления, в которой отображаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства реальных предметов и процессов. В процессе познания и практической деятельности недостаточно выяснить только общее, необходимо познавать связи между явлениями, отношения между ними, объединив понятия в суждения.

Суждения – форма выявления мысли, в которой устанавливается наличие или отсутствие какого-нибудь свойства предмета, утверждается или отрицается что-нибудь. Необходимость повышения степени обобщённости знаний, их углубления и конкретизации проявляется в выводах.

Вывод - рассуждении, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое. Построение выводов должно подчиняться формальной и диалектической логике. Вывод (умозаключение) как установление определённых связей между суждениями приводит к новым знаниям, которые связанны с творчеством.

Творчество – высшая форма познавательного отношения человека к миру. В творчестве большую роль играет интуиция (от лат. – пристально, внимательно смотреть), под которой понимают возможность познания истины как бы непосредственно, без логических рассуждений. Интуиция основывается на единстве чувственных и рациональных знаний.

Познание, начиная с ощущений, восприятий и представлений, продолжаясь затем в формах рационального отношения человека к действительности, через творчество и интуицию ведёт к формированию истины.

Важными методами исследования в науке являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение пред­ставляет собой преднамеренное, планомерное восприятие, осу­ществляемое с целью выявить существенные свойства и отноше­ния объекта познания. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным, например, с помощью микроскопа. Наблюдение — это активная форма де­ятельности, направленная на определенные объекты и предпола­гающая формулировку целей и задач. Умение видеть и замечать важное и существенное в том, что большинству кажется недостойным внимания, — вот что состав­ляет секрет новаторства в науке и искусстве и характеризует ум проницательный, творческий и оригинальный. Наблюдение тре­бует специальной подготовки.

Эксперимент — это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования. Особую форму познания составляет мысленный экспери­мент, который совершается над воображаемой моделью. Для него характерно тесное взаимодействие воображения и мышления.

Основным методом эксперимента является метод изменения условий, в которых обычно находится исследуемый предмет. Он дает возможность вскрыть причинную зависимость между усло­виями и свойствами исследуемого объекта, а также характер из­менения этих свойств в связи с изменением условий. Одновремен­но данный метод позволяет обнаружить те новые свойства предме­тов, которые не проявляются в естественных условиях, например, в лабораториях искусственного климата можно более или менее точно определить воздействие температуры, света, влажности и т.п. на рост и развитие растений.

Эксперимент можно многократно повторять и тем самым осно­вывать выводы на большом количестве наблюдений. В ходе и в результате наблюдения и эксперимента осуществля­ется описание или протоколирование. Оно производится и в виде отчета с использованием общепринятых терминов, и наглядным образом в виде графиков, рисунков и т.п.

Научный факт. Установление факта (или фактов) является не­обходимым условием научного исследования. Факт — это явле­ние материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения. Научный факт представляет собой результат достоверного на­блюдения, эксперимента: он выступает в виде прямого наблюде­ния объектов, показания прибора, фотографии, протоколов опы­тов, таблиц, схем, записей, архивных документов, проверенных свидетельствами очевидцев, и т.д. Но сами по себе факты еще не составляют науки, так же как строительный материал еще не есть здание. Факты включаются в ткань науки лишь тогда, когда они подвергаются отбору, классификации, обобщению и объяснению. Задача научного познания заключается в том, чтобы вскрыть при­чину возникновения данного факта, выяснить существенные его свойства и установить закономерную связь между фактами. Для прогресса научного познания особо важное значение имеет откры­тие новых фактов.

Факты приобретают научную ценность, если есть теория, их истолковывающая, если есть метод их классификации, если они осмыслены в связи с другими фактами. Только во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для теоретического обобщения. Взятые же изолированно и случайно, вырванные из жизни, факты ничего не могут обосновать. Из подо­бранных фактов можно построить любую теорию, однако она не будет иметь никакой научной ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: