Виды познания.
Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определённых формах.
Первый вид познавательной деятельности - это индивидуальное познание, которое формируется в процессе повседневной жизни, на основе личного опыта и обобщения и усвоения общественно-значимого опыта.
Второй вид познавательной деятельности – научное познание. Оно отличается от повседневного своим предметом. Наука изучает в процессах и явлениях только общее и необходимое, так как основным предметом научного познания является знание законов.
Третий вид познавательной деятельности – философское, является видом научного познания, но отличается 2 важными моментами:
ü предметом этого знания является не просто общее, а всеобщее, то есть существенная универсальность.
ü оно всегда является мировоззрением, и содержит в себе оценку познаваемого. Оценка познаваемого – главный элемент данного вида познания.
Четвёртый вид познавательной деятельности – художественное познание. Его специфика состоит в том, что в своей основе является образным и наглядным, и поэтому близко к обыденному, но по своему предмету оно содержит общее и необходимое, и этим сближается с наукой, но ограничивается сферой своего предмета – человеком и человеческими отношениями. С философским познанием его сближает оценочный характер.
Все виды познавательной деятельности тесно взаимосвязаны. Так, научное знание невозможно без философского, а философское базируется на частном научном, и наконец художественное творчество, познание активизирует все формы знания и является важным моментом, не всегда осознаваемым, но обязательным для всех видов познавательной деятельности. В основе всех видов познания лежит обыденное, повседневное знание.
Познание начинается с чувственного восприятия внешнего мира и реализуется в ощущениях, восприятиях и представлениях. Для этого этапа познания необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга.
Ощущения – это отражение отдельных свойств, сторон, качеств предметов и явлений материального мира, т.е. субъективный образ объективного мира, преобразование энергии раздражителя в факт сознания. Они возникают в результате воздействия материальных предметов на органы чувств. Ощущения являются исходным, самым простым элементом познания. Они дают первую элементарную форму чувственного познания, которое является результатом синтеза различных ощущений и представляет предмет в его целостной форме.
Восприятие - это целостный образ, который отображает предметы и явления, что непосредственно воздействует на органы чувств. Оно формируется не только в результате ощущений, но и зависит от уровня духовной культуры человека и его опыта. В этом случае проявляется более высокая форма чувственного познания – представление.
Представление - высшая форма чувственного отображения предмета, который в данный момент не воздействует на органы чувств человека. Это «отрыв» от действительности, что даёт возможность перейти к образно-абстрактному мышлению. Представление, как и другие формы чувственного познания, опосредуются и обогащаются всем предыдущим опытом человека, уровнем его культуры. Создавая представления (образы), человек комбинирует ощущения и восприятия и на этой основе создаются новые образы (представления).
Чувственное познание является I ступенью познания, но не даёт человеку возможности понять сущность предметов, открыть законы природного и социального мира.
Рациональное познание строится на способности человека в своей мыслительной деятельности отходить от чувственно- конкретных предметов и их особенностей.
Формами рационального познания являются: понятия, суждения, выводы (умозаключения) – это собирательные, абстрактные, умственные образы действительности, с помощью которых и осуществляется отображение и познание и мира.
Понятие – форма мышления, в которой отображаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства реальных предметов и процессов. В процессе познания и практической деятельности недостаточно выяснить только общее, необходимо познавать связи между явлениями, отношения между ними, объединив понятия в суждения.
Суждения – форма выявления мысли, в которой устанавливается наличие или отсутствие какого-нибудь свойства предмета, утверждается или отрицается что-нибудь. Необходимость повышения степени обобщённости знаний, их углубления и конкретизации проявляется в выводах.
Вывод - рассуждении, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое. Построение выводов должно подчиняться формальной и диалектической логике. Вывод (умозаключение) как установление определённых связей между суждениями приводит к новым знаниям, которые связанны с творчеством.
Творчество – высшая форма познавательного отношения человека к миру. В творчестве большую роль играет интуиция (от лат. – пристально, внимательно смотреть), под которой понимают возможность познания истины как бы непосредственно, без логических рассуждений. Интуиция основывается на единстве чувственных и рациональных знаний.
Познание, начиная с ощущений, восприятий и представлений, продолжаясь затем в формах рационального отношения человека к действительности, через творчество и интуицию ведёт к формированию истины.
Важными методами исследования в науке являются наблюдение и эксперимент.
Наблюдение представляет собой преднамеренное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявить существенные свойства и отношения объекта познания. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным, например, с помощью микроскопа. Наблюдение — это активная форма деятельности, направленная на определенные объекты и предполагающая формулировку целей и задач. Умение видеть и замечать важное и существенное в том, что большинству кажется недостойным внимания, — вот что составляет секрет новаторства в науке и искусстве и характеризует ум проницательный, творческий и оригинальный. Наблюдение требует специальной подготовки.
Эксперимент — это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования. Особую форму познания составляет мысленный эксперимент, который совершается над воображаемой моделью. Для него характерно тесное взаимодействие воображения и мышления.
Основным методом эксперимента является метод изменения условий, в которых обычно находится исследуемый предмет. Он дает возможность вскрыть причинную зависимость между условиями и свойствами исследуемого объекта, а также характер изменения этих свойств в связи с изменением условий. Одновременно данный метод позволяет обнаружить те новые свойства предметов, которые не проявляются в естественных условиях, например, в лабораториях искусственного климата можно более или менее точно определить воздействие температуры, света, влажности и т.п. на рост и развитие растений.
Эксперимент можно многократно повторять и тем самым основывать выводы на большом количестве наблюдений. В ходе и в результате наблюдения и эксперимента осуществляется описание или протоколирование. Оно производится и в виде отчета с использованием общепринятых терминов, и наглядным образом в виде графиков, рисунков и т.п.
Научный факт. Установление факта (или фактов) является необходимым условием научного исследования. Факт — это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения. Научный факт представляет собой результат достоверного наблюдения, эксперимента: он выступает в виде прямого наблюдения объектов, показания прибора, фотографии, протоколов опытов, таблиц, схем, записей, архивных документов, проверенных свидетельствами очевидцев, и т.д. Но сами по себе факты еще не составляют науки, так же как строительный материал еще не есть здание. Факты включаются в ткань науки лишь тогда, когда они подвергаются отбору, классификации, обобщению и объяснению. Задача научного познания заключается в том, чтобы вскрыть причину возникновения данного факта, выяснить существенные его свойства и установить закономерную связь между фактами. Для прогресса научного познания особо важное значение имеет открытие новых фактов.
Факты приобретают научную ценность, если есть теория, их истолковывающая, если есть метод их классификации, если они осмыслены в связи с другими фактами. Только во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для теоретического обобщения. Взятые же изолированно и случайно, вырванные из жизни, факты ничего не могут обосновать. Из подобранных фактов можно построить любую теорию, однако она не будет иметь никакой научной ценности.