Проблема общественного прогресса. Его противоречивость и неравномерность

В истории обществознания сложились два подхода к решению вопроса о направленности человеческой исто­рии: пессимистический и оптимистический.

 

Пессимистический подход. Представители пессимистического подхода утверждают, что вистории господствует регресс, то есть такой тип развития, для которого характерен переход от выс­шего к низшему, процесс деградации, понижение уров­ня организации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

 

Идея регрессивного развития общества зародилась еще в древности. Древнегреческий поэт Гесиодразделил историю на пять веков: золотой, серебряный, мед­ный, бронзовый и железный. По Гесиоду, золотой век отличался высокой моралью, но от века к веку люди раз­вращаются, в силу чего каждый последующий век ока­зывается хуже предыдущего. Самый плохой, самый страшный — железный — век, современный Гесиоду, де­монстрирует полный развал нравственности.

 

В XX в. появилось много пессимистических теорий человеческой истории, в которых разрабатываются идеи «конца истории», глобальных экологических, энергети­ческих и ядерных катастроф. Как правило, идеи общест­венного рефесса разрабатываются в период глубоких со­циальных кризисов и потрясений.

 

Оптимистический подход. Представители оптимистического подхода исходят из того,что в истории господствует прогресс, то есть такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более со­вершенному состоянию.

 

Представление о профессии — направленном измене­нии к лучшему — также возникло в древности. Так, Древне - греческий философ Демокрит делил историю об­щества на качественно различные периоды (прошедшее, настоящее, будущее), переход от которых характеризует­ся ростом культуры и улучшением жизни людей.

 

Но особое внимание проблемам общественного прогресса стали уделять в Новое время. Одним из первых идею общественного прогресса отчетливо сформулировал и обосновал французский философ XVIII в. М. Кондорсе. Он разделил историю на десять эпох, которые сме­няют друг друга на основе совершенствования разума. Кондорсе считал, что исходным моментом прогресса яв­ляется возможность развития познавательной способно­сти человека.

 

Гегель всемирную историю характеризовал как прогресс в сознании свободы. Он выделял восточную, греко-римскую и германскую фазы исторического развития. Восточная фаза выражает свободу одного (деспотизм), греко-римская — свободу некоторых (аристократия и де­мократия), германская — абсолютную свободу, всеобщую волю. Гегель не считал, что прогресс безграничен. Для него история заканчивается в Прусской монархии, кото­рая является вершиной развития

Поступательное развитие общества. С точки зрения марксистской кон­цепции развития общества, прогресс связан с развитием производитель­ных сил общества, ростом производительности труда, освобождением людей от гнета стихийных общественных сил и эксплуатации человека человеком. Общественно-экономические формации рассматривались как законо­мерные стадии поступательного прогрессивного развития человечества.

Следует отметить, что большинство мыслителей при­знают динамический характер функционирования обще­ства и поступательное развитие общества от низших его состояний к высшим. Это видно из развития материаль­ного производства, науки, культуры, социальной струк­туры общества и его политической системы.

Поступательное развитие общества представляет со­бой сложный, многогранный и противоречивый процесс. Общество, как мы отмечали, — это сложная система, включающая ряд подсистем (экономическую, социаль­ную, политическую и духовную) и элементов. Развитие общества как системы не означает, что все подсистемы развиваются одинаково. Напротив, развитие различных сторон общественной жизни совершается неравномерно. Часто прогресс в одних областях общественной жизни осуществляется на фоне регресса других областей. Слу­чаи кризисов в тех или иных сферах общественной жиз­ни, отдельные попятные движения не меняют общей на­правленности поступательного развития общества, т. е. общественный прогресс является доминирующей тен­денцией развития общества.

Общественный прогресс по своей природе противо­речив. Так, например, прогресс в развитии науки и тех­ники наряду с положительными результатами имеет и негативные последствия: загрязнение природной среды радиоактивными и другими веществами, многочислен­ные нарушения экологического равновесия. Некоторые противоречия современного общественного прогресса связаны с несоответствием между технологической и ду­ховно-нравственной сторонами деятельности человека. Имеют место углубление социального неравенства, многочисленные нарушения прав человека, проявления национализма, межнациональные конфликты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: