В истории обществознания сложились два подхода к решению вопроса о направленности человеческой истории: пессимистический и оптимистический.
Пессимистический подход. Представители пессимистического подхода утверждают, что вистории господствует регресс, то есть такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации, понижение уровня организации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
Идея регрессивного развития общества зародилась еще в древности. Древнегреческий поэт Гесиодразделил историю на пять веков: золотой, серебряный, медный, бронзовый и железный. По Гесиоду, золотой век отличался высокой моралью, но от века к веку люди развращаются, в силу чего каждый последующий век оказывается хуже предыдущего. Самый плохой, самый страшный — железный — век, современный Гесиоду, демонстрирует полный развал нравственности.
В XX в. появилось много пессимистических теорий человеческой истории, в которых разрабатываются идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Как правило, идеи общественного рефесса разрабатываются в период глубоких социальных кризисов и потрясений.
|
|
Оптимистический подход. Представители оптимистического подхода исходят из того,что в истории господствует прогресс, то есть такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию.
Представление о профессии — направленном изменении к лучшему — также возникло в древности. Так, Древне - греческий философ Демокрит делил историю общества на качественно различные периоды (прошедшее, настоящее, будущее), переход от которых характеризуется ростом культуры и улучшением жизни людей.
Но особое внимание проблемам общественного прогресса стали уделять в Новое время. Одним из первых идею общественного прогресса отчетливо сформулировал и обосновал французский философ XVIII в. М. Кондорсе. Он разделил историю на десять эпох, которые сменяют друг друга на основе совершенствования разума. Кондорсе считал, что исходным моментом прогресса является возможность развития познавательной способности человека.
Гегель всемирную историю характеризовал как прогресс в сознании свободы. Он выделял восточную, греко-римскую и германскую фазы исторического развития. Восточная фаза выражает свободу одного (деспотизм), греко-римская — свободу некоторых (аристократия и демократия), германская — абсолютную свободу, всеобщую волю. Гегель не считал, что прогресс безграничен. Для него история заканчивается в Прусской монархии, которая является вершиной развития
|
|
Поступательное развитие общества. С точки зрения марксистской концепции развития общества, прогресс связан с развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением людей от гнета стихийных общественных сил и эксплуатации человека человеком. Общественно-экономические формации рассматривались как закономерные стадии поступательного прогрессивного развития человечества.
Следует отметить, что большинство мыслителей признают динамический характер функционирования общества и поступательное развитие общества от низших его состояний к высшим. Это видно из развития материального производства, науки, культуры, социальной структуры общества и его политической системы.
Поступательное развитие общества представляет собой сложный, многогранный и противоречивый процесс. Общество, как мы отмечали, — это сложная система, включающая ряд подсистем (экономическую, социальную, политическую и духовную) и элементов. Развитие общества как системы не означает, что все подсистемы развиваются одинаково. Напротив, развитие различных сторон общественной жизни совершается неравномерно. Часто прогресс в одних областях общественной жизни осуществляется на фоне регресса других областей. Случаи кризисов в тех или иных сферах общественной жизни, отдельные попятные движения не меняют общей направленности поступательного развития общества, т. е. общественный прогресс является доминирующей тенденцией развития общества.
Общественный прогресс по своей природе противоречив. Так, например, прогресс в развитии науки и техники наряду с положительными результатами имеет и негативные последствия: загрязнение природной среды радиоактивными и другими веществами, многочисленные нарушения экологического равновесия. Некоторые противоречия современного общественного прогресса связаны с несоответствием между технологической и духовно-нравственной сторонами деятельности человека. Имеют место углубление социального неравенства, многочисленные нарушения прав человека, проявления национализма, межнациональные конфликты.