Понятие просвещения как общеевропейского феномена культуры

Внимание просветителей к феномену «другой культуры» было связано с тенденцией к оформлению дихотомии Восток – Запад. Специфика «чужого» как объекта постижения и согласования в мировоззрении просветителей заключается в том, что «чужое» перестаёт мыслиться враждебным, опасным, ненужным и недостойным внимания. В обращении европейской культуры к русскому и китайскому культурным ареалам наиболее полно проявились аспекты постижения «другой культуры»: научный, художественный, повседневный, экономический, религиозный, проективный аспекты.

Образы России и Китая применительно к проблеме постижения другой культуры европейской культурой XVIII в. могут быть рассмотрены как гносеологическая и практическая проблема Просвещения. В ходе просветительского постижения России и Китая происходило снятие стереотипов с этих культур, обнаруживались общие аксиологические начала, создавались своего рода «проекты» взаимодействия с этими странами. Проявление и динамика выявленных аспектов постижения «другой культуры» в ходе взаимодействия Европы с Россией и Европы с Китаем демонстрирует формирование в культуре эпохи Просвещения разных вариантов субъект-объектной коммуникации, реализующих себя на разных уровнях (личностном, группы лиц, культурной общности).

Эпоха Просвещения не использовала таких терминов, как межкультурное взаимодействие, диалог культур, согласование «своего» - «чужого» и т.д., но она практически осуществляла эти процессы в культурной деятельности, актуализируя «другую культуру» и как теоретическую, и как практическую проблему.

Просвещение - эпоха, выдвинувшую множество новых культурных форм.

Деистическая ветвь французского просвещения (Вольтер, Руссо, Монтескье)

Вольтер (1694-1778)

борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы. Сыграл значительную роль в развитии мировой, в т. ч. русской, философской мысли, в идейной подготовке Французской революции кон. 18 в. С именем Вольтера связано распространение в России т. н. вольтерьянства (дух свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов, ирония).Вольтер атакует религиозный фанатизм,суеверия и заблуждения, феодальный абсолютизм, произвол властей, в том числе и правовой. Выступления Вольтера способствовали не только Великой Французской Революции, но и реформам в Англии, Германии, России, Основной предмет атак В. – различные предрассудки, клерикализм, который он мечтал раздавить усилиями философов. Вольтер – не атеист, он деист, Бог признается творцом мира, но отвергается его участие в жизни общества. Вольтер выступает сторонником «естественной религии», под.кот.он понимает принципы морали, общие для всего человечества.Содержание морали Вольтер интерпретирует рационалистически. Главнй принцип морали: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: