Рационализм XVIIв как целостная теоретико познавательная концепция (Декарт, Спиноза, Лейбниц)

Спиноза. 1623-1677

Пантеизм. Бог – безличный абсолют – все, что происходит, происходит по необходимости.

Свобода. «Свобода – познанная необходимость. Необходимо желать только то, что предусмотрено внешними обстоятельствами». Мы в плену обстоятельств. Если мы это знаем и желаем только возможное, то ы свободны. Свобода – это свобода от плена иллюзий

Структура мира. Бог – необходимость – субстанция. Субстанция обладает мышлением и протяженностью. Понять ее можно через проявление отрибутов, но мы знаем только 2: мышление и протяженность. Модус – проявление отрибутов. Человек – тоже модус, но он центр.

Правила жизни 3: говорить в соответствии с уровнем восприятия и манерами простого народа, ограничиваться только теми удовольствиями, которые нужны для поддержания доброго здравия, необходимо стремиться обладать деньгами и матер ценностями только в той мере, в которой это необходими для жизни и здоровья.

Готфрид Лейбниц 1646-1716

Попытка примерить рационалистов и эмперистов.

Существует множество субстанций – монад (нематериальных частиц, далее неразложимых и сущностью кот явл деятельность, квант энергии). Свойства монад: восприятие, действие.

Характер деятельности монад. Деят-ть монад происходит в рамках предустановленной гармонии, кот предустановленна богом. Монада – зеркало вселенной

Концепция 2х истин. Истина разума (законы логики), истина факта (закон достаточного основания)

Свобода. Каковы условия? Человек должен отдавать отчет о том, что он делает, отсутствие всякого насилия при совершении действия

Идеи. Наряду с сознанием есть и бессознание. идея создания счетных машин. Двоичная система счета

Рене Декарт 1596-1650

Общенаучный метод – только дедуктивный. Т.к. все идет от аксиом. Преждн дедукц не эффективны, т.к неясные идеи выдаются за ясные. Необходимо создать правила дедуктивного метода: любое научное исследование необх начинать с чего-то точно известного, ясного и четкого – «правило очевидности»; «правило анализа» изучаемое явл необх раздробить на мельчайшие эл-ты; «правило синтеза», теперь собрать части в систему; составление подробных причин и обзоров. Процедера приращения знаний. Все знания – сумма идей. Идеи врожденные обмен с идеями сотворенными – приобретенные идеи.

Как себя вести. Правила жизни: спокойно относиться к законам страны проживания. Если вы усомнились в своихпрежних принципах жизни, то все равно необходимо следовать им, либо плавно переходить на новые; если не можешь изменить обстоятельства измени отношение к ним; всю жизнь чел-к должен посвятить тому, чтобы освободиться от террании чувств, от аффектов. Аффекты аффектам рознь. Хорошие поддерживать, плохие устранять

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: