Древнегреческая натурфилософия: милетцы и пифагорейцы

Древняя Греция представляла города, государства, расположенных посередине побережья. Общая экономическая жизнь полисов характеризовались развитыми формами отношений между социальными группами, партиями, городами, развитием демократических институтов, обширными торговыми связями, все это способствовало во многом расцвету искусства и культуры Древней Греции. В возникновении теоретического мышления роль принадлежала субъективным качествам, национального характера греков: активная любознательность, интерес вызываемый потребностями все более расширяющейся практики к природным и социальным явлениям, физические, астрономические, математические знания накопленные в других странах, не просто усваивались, а преобразовывались в Египте, в Вавилоне политические знания возникали на базе практики и не имели логического и теоретического обоснования или существовали в виде тезисов. В Греции эти элементарные знания в области математики, астрономии превращаются в доказываемые теоремы. Например, египтяне владели системой математических расчетов, которые они использовали при межевании полей. Эти знания были получены ими в результате практики, многократного повторения схожих ситуаций. Греки это же частное правило превратили в теорему (теорема Пифагора). Греки впервые доказали, что правило, тезис вытекающие из практической деятельности являются естественными законами. Преобразования знаний приводит к появлению научного инструментария приемов и методов и теоретического рассмотрения. Греческие мышления можно назвать теоретическим. Оно носило созерцательный характер и было решено экспериментами, как критерий истины, хотя возникновение теоретического мышления было вызвано потребностями практики, но древнегреческие мыслители не рассматривали проблемы соответствия теории практической деятельности. В этом подходе проявляется общественный характер разделения труда. Физический труд, связанный с повседневной деятельностью-это удел работы умственного труда, права и привелегия-признак свободного человека. Поэтому отсутствуют экспериментальные проверки истинности знания являются причиной необычного многообразия различных школ и направлений, где проявляются различные тенденции, развития, возможности становления теоретического знания.

Первая известная древнегреческая философская школа возникла в городе Милет в 7-6 вв. до н.э. Ее представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен явились основателями натурфилософии, т. е. Природы. Философию немецкой школы считали необходимым определить причину существующего мира. Причины мира стремились найти в материальных основаниях. Материальные основания для Фалеса: считал основой всего существующего воду, Анаксимандр-беспредельное материальное начало, Анаксимен-воздух.

Пифагор (580-500 гг. до н.э.). Главной особенностью учения было распространение математических знаний на космос, общественные отношения, искусство, медицину и другие области теоретической деятельности. Их порожало то, что с помощью цифр можно оформить и представить различные явления природы общества и мышления. В связи с этим, пифагорейцы подчеркивали универсальные математические знания, называли его «языком богов». В основе мира и его последовательности лежит единица, как математическая точность, совокупность которых образует многообразие мира, его гармонию. В основу теории человеческого бытия Пифагором было положено соотношение души и тела, тело являлось тенденцией для души и поэтому смерть выше благо. Главный принцип гармонии в нахождении и соблюдении меры. Меры во всех жизненных проявляених и потребностях. Своим ученикам Пифагор предписывал, входя в свой дом: «Что я совершил, в чем согрешил, почему не исполнил?»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: