Философия французского просвещения и материализма 18 века

Философско-теоретический источниками французского материализма XVIII в. явились картезианская физика, английский материализм и физическое учение Ньютона. Это обусловило два направления французского материализма, которые вели свое начало от Декарта и Локка. Главным представителем первого был французский материалист Ж.деЛаметри (1709- 1751). Его материализм преимущественно механистический, потому что из всех наук только механика достигла известной законченности. Теория познания строится на позициях материалистического сенсуализма. Мыслительная деятельность понимается как сравнение и комбинирование представлений, возникших на основе ощущений и сохраняемых памятью представлений. Ламетри относят к вульгарным материалистам. Вместе с тем для него характерно признание решающей роли Просвещения, сознательной деятельности выдающихся людей в истории. Ему удалось показать уязвимость дуализма, особенно в воззрениях на человека.

Главным представителем второго направления французского материализма был К.Гелъвеций (1715-1771). Во многом исходя из Лок-ка, он считал, что чувственное познание - это только первый шаг познающего мышления. Наблюдать, обобщать и извлекать заключения из чувственных впечатлений предстоит уму. Главным произведением Гельвеция является трактат «Об уме». Самой основополагающей способностью ума, по Гельвецию, следует считать сравнение. Сам же процесс познания предполагает признание неограниченных познавательных возможностей человека эпохи Просвещения.

Французский мыслитель XVIII в. П. Гольбах (1723-1789) последовательно проводил предложенную Спинозой идею натурализации субстанции. Он перенес все субстанциональны определения на природу, и только на природу. «Природа есть причина всего; она существует благодаря самой себе; она будет существовать и действовать вечно; она - своя собственная причина...». «Природа вовсе не есть какое-то изделие; она всегда существовала сама по себе; в ее лоне зарождается все; она колоссальная мастерская, снабженная всеми материалами...» В этом смысле она не нуждается ни в каком извне идущем импульсе. Понятие Бога есть не что иное, как перенесение качеств человека на природу и поклонение продуктам собственной фантазии.

Исключительное приложение масштаба механики к процессам химической и органической природы, в области которых механические законы хотя и действуют, но отступают перед другими, более высокими законами, составляет первую неизбежную ограниченность французского материализма.. От природы человек добр, злым его делают недостаток образования и несовершенные нравы. Таким образом, исправить мир можно только путем просвещения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: