К западникам относятся: Чаадаев, Герцен, Грановский, Чернышевский, Боткин.
Основная идея западников заключается в признании европейской культуры последним словом мировой цивилизации, необходимости полного культурного воссоединения с Западом.
Они считали, что Россия должна идти тем же путем, что и западноевропейские страны, что изменения неизбежны, необходимы и чем быстрее в России будет, как в Европе, тем лучше. Их особенно восхищали порядки в Англии и Франции, общественное устройство которых они считали примером для России. Западники бес пощадно критиковали систему власти в своей стране, возмущались существованием крепостного строя, самоуправством чиновников, отсталостью экономики. И ратовали за бурное развитие капитализма, за установление буржуазных свобод.
Свое философское миропонимание Чаадаев излагает в «Философических письмах» и в работе «Апология сумасшедшего». По-своему понимал Чаадаев и вопрос о сближении России и Запада.
А. Хомяков — развитие идеи и сотрудничества православных и католических церквей.
|
|
Славянофильство (1-я половина 19 века).. Славянофилы противопоставляли Востоку Западу, оставаясь в своих философских, религиозных воззрениях на русской почве, но противопоставление не в отрицании достижений Запада, напротив, признавали достоинства западно-европейской культуры. Они творчески восприняли идеи Шеллинга.
ОТРИЦАЛИ негативные стороны западной цивилизации:
-соц.антогонизмы,
-крайний индивидуализм
-меркантильность,
-излишнюю рациональность
Истинное противостояние славянофилов Западу заключалось в различном подходе к понимаю основ, «начал» русской и западноевропейской жизни. Исходили из убеждения – что русский народ должен обладать самобытными духовными ценностями, а не воспринимать огульную и пассивную духовную продукцию Запада.
Представители: Киреевский, Хомяков, Аксаковы, Самарин.
Многообразие их взглядов объединяет общая позиция: признание основополагающего значения православия, рассмотрение веры как источника истинных знаний.
Итак, западничество и славянофильство — 2 противоположные, но и вместе с тем взаимосвязанные тенденции в развитии русской философской мысли, наглядно показавшее самобытность и творческий потенциал русской философии 19 века.