Диалектическое и антидиалектическое (метафизическое) мышление, их разновидности

Диалектика (греч. dialektike) - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектическое мышление - особая форма мышления, позволяющая вскрывать противоречия действительности, связи в природе, обществе и самой личности. Такая возможность диалектического мышления основывается на законах и категориях диалектики (единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания, причина и следствие, сущность и явление, общее, особенное, единичное и др.), а также опыта, навыков и умений диалектического мышления.

Термин “Метафизика” возник в 1 в. до н. э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает “то, что следует после физики”. Сам Аристотель называл этот раздел своего философского учения “первой философией”, исследующей якобы высшие, недоступные органам чувств, лишь умозрительно постигаемые начала всего существующего, обязательные для всех наук.

В новое время возникло понимание метафизики как антидиалектического способа мышления, как результат односторонности в познании, рассматривающего вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающего внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Впервые термин “Метафизика” в смысле антидиалектики употребил Гегель. Маркс и Энгельс, обобщая данные наук и общественного развития, показали научную несостоятельность метафизического мышления и противопоставили ему материалистической диалектики.

Разновидности диалектики и альтернативные методы мышления - метафизика, консерватизм, эволюционизм, релятивизм.

а) Метафизика: особенностью метафизического мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация какого-либо момента в составе целого; метафизика занимается абсолютизацией аналитико-классификационных приемов в познании природы; метафизике присущ догматизм.

б) Консервати зм (лат. - сохраняю): обозначение идейно-политических течений, противостоящее прогрессивным тенденциям социального развития; носителями этих идей являются общественные классы и слои, заинтересованные в сохранении существующих общественных порядков; консерватизму присуши враждебность, противостояние процессу, приверженность традиционному и устаревшему.

в) Релятивизм (лат. - относительный): методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания; ему свойственно одностороннее подчеркивание постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений; отказ от признания преемственности в развитии знания; преувеличение зависимости процесса познания от его условий.

г) Эволюционизм: рассматривается как аспект истории, связанный с выделением тех или иных целостных социальных комплексов; он включает постепенные количественные изменения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: