Единство и многообразие общественной жизни

В историко-философском аспекте данная проблема выражена во взглядах Гераклита, Гердера, Канта, Гегеля, Фурье, классиков марксизма, Бердяева и др.

Единство общественной жизни определено единством биологической, социальной и духовной организации человека. Труд есть «вечное естественное условие человеческой жизни». Формирующиеся в процессе труда общественные связи и отношения, сознание и язык, общие способы человеческого существования явились теми общими силами, которые превратили обезьяноподобное существо в человека. Единство истории складывается по мере того, как с «универсальным развитием производительных сил устанавливается универсальное общение людей». Единство истории проявляется также в духовности, которая пронизывает все сферы социума.

Единство и многообразие не действуют разобщенно. В отдельном человеке заложены черты типизации и уникальности. Единство человеческого рода, общая направленность исторического процесса сочетается с сохранением самобытности этносов, разнообразием путей развития всемирной истории, наличием возможностей исторического выбора, необходимостью учета конкретных исторических условий деятельности, отказом от однолинейности.

Человек и социум как форма бытия универсума есть основа единства многообразия. Так, общие процессы индустриализации, модернизации и межкультурной коммуникации в различных регионах восточной цивилизации имеют ярко выраженную специфику.

Обретая многообразие, общество получает и большую гибкость, устойчивость, скоординированность своих элементов, т.е. единство, большую способность удовлетворять потребности и интересы людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: