Проблема противоречий в философии. Закон единства и борьбы противоположностей

Проблема источника движения и развития всегда была одной из центральных в философии. Наиболее глубоко к проблеме внутренне­го источника развития в период античной философии подходил Ге­раклит. В одном из дошедших до нас фрагментов говорится: «Все про­исходит через борьбу и по необходимости». В эпоху Возрождения идеи античности были дополнены Н. Кузанским, который развил учение о совпадении противоположностей. В последующем категориальное, диалектическое выражение проблема противоречия получила в немец­кой классической философии, в частности в учении И. Канта об ан­тиномиях чистого разума. И, хотя сам И. Кант относил антиномии к области разума, следует полагать, что перечисленные им противоречия отражают существенные стороны бытия. Идеи о продуктивном, порождающем противоречии были обобщены и развиты Г. Гегелем. Великий немецкий философ показал, что все сущее самопротиворечиво, всякий предмет и явление содержит в себе свое иное, выступает как единство бытия и небытия. Именно в силу этого все явления и предметы обладают самодвижением, внутренней активностью.

В марксистской диалектике проблемы противоречия, закона единства и борьбы противоположностей рассматривались как наиболее существенные для научно-философского миропонимания. Закон единства и борьбы противоположностей справедливо характеризовался как суть, ядро диалектики, ибо диалектическое решение вопроса об источнике движения и развития лежит в плоскости познания противоречия как источника саморазвития и самодвижения.

Необходимо знать, что философские принципы, законы, в том числе и закон единства и борьбы противоположностей, категории, явля­ющиеся мировоззренческими формами мышления имеют свой социокультурный, антропологический смысл и должны быть наполнены гуманистическим содержанием. В диалектической концепции проти­воречия отражена проблемность жизни человека, детерминанты его деятельности, содержание и формы жизненных, а порой и смысложизненных поступков личности.

Противоречие - это вовсе не то, что можно запретить, устранить волевым решением и безнаказанно проигнорировать. К тяжелым по­следствиям приводили и приводят попытки недиалектическим путем разрешать объективно-сущие противоречия в жизни общества.

Противоречие реально, актуально, оно существует и в духовном интеллектуальном процессе, в ходе поиска решений социальной, нрав­ственной, естественно-научной проблемы. Противоречие реализует­ся в духовно-предметной деятельности человека, в процессе выбора, творчества, риска, то есть в реализации своей свободы.

Чтобы раскрыть содержание закона единства и борьбы противопо­ложностей, необходимо определить такие понятия как тождество, раз­личие, противоположность, противоречие.

Находясь в многообразных связях и отношениях друг с другом, предметы и процессы проявляют известные сходства и различия. Выс­шее проявление сходства - это тождество, то есть совпадение, равен­ство, одинаковость.

Тождество — это такой специфический вид отношения вещи к са­мой себе и другим вещам, который характеризуется совпадением друг с другом сторон этого отношения. Но в мире нет абсолютно неразли­чимых, тождественных вещей. Тождество обязательно включает раз­личие, то есть отношения неравенства, несовпадения, неодинаковос­ти предметов и процессов действительности. Различие может иметь разную степень, и крайняя степень различия, взаимоисключаюшие стороны явлений и процессов, из которых они состоят, представляет собой противоположность. Прекрасным примером такой крайней формы различия являются литературные образы пушкинских героев Оне­гина и Ленского:

Они сошлись, волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж: собой.

(А.С. Пушкин. Евгений Онегин)

Из противоположностей состоят как все сложные, так и самые простые предметы и явления действительности. Противоположности, свойственные вещам и процессам, находятся в органической связи, в диалектическом единстве, в отношениях противоречия. Противоречие, таким образом, - это активное взаимодействие противополож­ностей, их единство и борьба. Категории единства и борьбы раскры­вают характер отношений между противоположностями.

Единство противоположностей характеризуется следующими отно­шениями противоположностей: 1. Противоположности взаимополага­ют и взаимообусловливают друг друга. Каждая из противоположностей существует только потому, что существует другая. 2. Противополож­ности взаимопроникают друг в друга, взаимопросвечиваются друг в друге. 3. Взаимопроникновение противоположностей обусловливает их взаимопереход, взаимопревращение. Это означает, что новое мо­жет стать старым, прогрессивное — реакционным. Все может превра­титься в свое иное, в свою противоположность. 4. Единство проти­воположностей может проявляться как их относительное соответствие, равнодействие. Такое состояние временно, преходяще. 5. Единство противоположностей может выступать как содействие противополож­ных сторон в весьма многообразных формах. В частности, идеолог рус­ского политического радикализма П.А. Кропоткин считал, что взаим­ная помощь — настолько же закон природы, как и борьба. Таковы формы существования единства противоположностей. Однако един­ство существует наряду с борьбой последних.

Борьба представляется в следующих отношениях между противо­положностями: 1. Борьба как противодействие противоположностей. Каждая из сторон влияет на другую, взаимозаменяет ее, вызывает по­явление новых свойств, тенденций. 2. Борьба как взаимоисключение - противоположности воздействуют друг на друга в режиме резкого обострения, конфликта. 3. Наконец, борьба как взаимоналичие противоположных сторон.

Единство противоположностей в виде их тождества и равновесия всегда носит временный, относительный характер, а борьба между противоположностями абсолютна, как абсолютно движение и развитие. Абсолютность борьбы противоположностей означает, что борьба про­водит на всех стадиях развития предметов и явлений, переход от одного единства противоположностей к другому совершается в процессе борьбы. Развитие предмета есть процесс возникновения, развертывания и разрешения свойственных ему противоречий. Источник самодвижения развивается, иначе он не мог бы быть источником самодвижения. В процессе движения противоречия каждая из его сторон играет не одинаковую роль. Действие одной противоположности способствует сохранению системы, а действие другой направлено на ее изменение.

В процессе развития противоречий выделяются два этапа: первый этап - развертывание противоречий, второй этап — разрешение про­тиворечий.

На этапе развития противоречия проходят ступени тождества, раз­личия, противоположности. На ступени тождества противоречия су­ществуют потенциально; на ступени различия противоречие актуа­лизируется; на ступени противоположности стороны диаметрально различны - это момент взаимоисключения, взаимоотрицания проти­воположностей. Высшая ступень обострения противоречия представ­ляет собой конфликт. Этап разрешения противоречия характеризует­ся скачком и диалектическим отрицанием.

Анализ объективной действительности обнаруживает ряд вариан­тов разрешения противоречий: преобладание одной противоположно­сти над другой, борьба завершается победой одной из них; разделение противоположностей и их гибель; изменение обоих противоположно­стей и преобразование противоречия. В последнем случае механизм разрешения будет выглядеть следующим образом: каждая сторона твор­ческим образом вживает в себя содержание другой стороны и вражда противоположностей прекращается; разрешение противоречия может осуществляться не через упадок, старение, гибель системы, а посред­ством роста упорядоченности, организованности, улучшения ее каче­ственного состояния. Ведущим началом здесь выступает не обостре­ние противоречий и их снятие, но установление гармонии, возрастание организованности во взаимодействии элементов системы. Таким об­разом, источник, движущее начало всякого движения и развития есть единство и борьба противоположностей, постоянное возникновение и разрешение противоречий, ведущее к качественным скачкам, к исчезновению старого и возникновению нового.

В мире существует огромное количество противоречий. Все попыт­ки уйти от них, рассматривать действительность, человеческую жизнь с позиций их непротиворечивости приводит к трагическим последствиям, и чем активнее такие попытки, тем сложнее ориентироваться в реальной жизни. Рассудок, который стремится к предельно рациональному, абсо­лютному порядку неизбежно сталкивается с абсурдом и хаосом, адекват­ным такому способу мышления и освоения мира. Объективная диалек­тика мира предписывает познающему субъекту не уходить от реальных противоречий, но познавать, учитывать их, находить пути их разрешения.

Все многообразие объективных противоречий подразделяют на внут­ренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные, су­щественные и несущественные

Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей является всеобщим законом движения и развития природы, общества, мышления. Этот закон ориентирует на поиск, сознательное обнаруже­ние и изучение противоречий в самой сущности явлений, на выявление степени их остроты и выбор оптимального способа их разрешения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: