Формы общественного сознания и критерии их дифференциации

В современной социальной философии выделяют такие формы общественного сознания, как политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное и философское сознание. Каждая из них отражает соответствующие стороны общественной жизни и как бы воспроизводит их духовно. При этом сохраняется относительная самостоятельность всех форм общественного сознания, которые в той или иной мере воздействуют на происходящие в обществе политические, экономические и другие процессы.

КРИТЕРИИ:

-по объекту отражения. В каждой из них преимущественно отражается та или иная сторона общественной жизни. Это и положено в основу их разграничения. Так, в политическом сознании более, чем в каком-либо другом, отражается политическая жизнь общества, главными сторонами которой является политическая деятельность людей и возникающие при этом политические отношения между ними. В правовом сознании отражаются различные моменты правовой жизни общества, связанные с разработкой и практическим применением тех или иных правовых норм и законодательных актов. Моральное сознание отражает существующие в обществе нравственные отношения. А эстетическое сознание, одним из проявлений которого является искусство, отражает эстетическое отношение людей к окружающему их миру. Разумеется, каждая из форм общественного сознания отражает, прямо или косвенно, другие стороны жизни общества, ибо все они тесно взаимосвязаны. Однако «свой» объект она отражает и духовно осваивает более, чем другие.

- по формам и способам отражения соответствующих сторон социальной действительности. Наука, например, отражает мир в форме понятий, гипотез теорий, разного рода учений. При этом она прибегает к таким способам познания, как опыт, моделирование, мыслительный эксперимент и др. Искусство, как проявление эстетического сознания, отражает мир в форме художественных образов. Различные жанры искусства – живопись, театр и т.д. – используют свои специфические средства и способы эстетического освоения мира. Моральное сознание отражает существующие в обществе нравственные отношения в форме моральных переживаний и взглядов, находящих свое выражение в моральных нормах и принципах поведения, а также в обычаях, традициях и т.д. По-своему отражается общественная жизнь в политических и религиозных взглядах.

- по их роли и значению в жизни общества. Это определяется теми функциями, которые выполняет каждая из них. Речь идет о познавательной, эстетической, воспитательной и идеологической функциях различных форм общественного сознания, а также о функциях морального, политического и правового регулирования поведения людей и их общественных отношений. Следует сказать и о такой функции, как сохранение духовного наследия общества в науке, искусстве, морали, политическом, правовом, религиозном и философском сознании, а также о прогностической функции.

Все формы общественного сознания – политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное и другие – взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, ибо взаимодействуют друг с другом те стороны жизни общества, которые в них непосредственно отражаются. Тем самым общественное сознание выступает как некая целостность, воспроизводящая целостность самой социальной жизни, заключающуюся в неразрывной связи всех ее сторон.

 

47. Массовое сознание, общественное мнение, менталитет. Массовое сознание — общественное сознание масс (классов, социальных групп) конкретного об-ва, отражающее условия их повседневной жизни, потребности, интересы. М. с. включает в себя распространенные в об-ве идеи, взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства людей. В нем переплетаются обыденно-психологический и теоретико-идеологический уровни общественного сознания. Хотя реальное наличие теоретико-идеологических элементов и их удельный вес в М. с. зависят от исторических обстоятельств и степени развития масс как социального субъекта. Состояние М. с. выражают общественное мнение, настроения и действия масс. М. с. складывается под воздействием мн. факторов: как результат влияния непосредственных условий жизни, происходящих в об-ве событий и процессов, господствующей идеологии, к-рая навязывается М. с. всеми средствами духовного воздействия, находящимися в руках экономически и политически господствующих классов. С этой целью широко используются средства массовой информации, применяются различные способы манипулирования М. с. Будучи духовным продуктом объективных процессов, отражением особого рода социальной практики, М. с. оказывает активное воздействие на мн. стороны жизни об-ва, выступая в качестве одного из регуляторов массовых форм поведения людей. Социальная значимость М. с. неуклонно возрастает по мере усиления роли масс в общественной жизни. В связи с демократизацией об-ва, привлечением масс к управлению, в условиях перестройки и обновления социализма важной задачей является повышение информированности и компетентности М. с.; происходящие в нем качественные сдвиги — необходимая предпосылка участия масс в сознательном историческом творчестве.

Общественное мнение — форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей.

В настоящий момент эта точка зрения отражена в большинстве научных трудов и считается общепризнанной.

Общественное мнение формируется под влиянием всех средств массового воздействия: различных политических сил, партий, институтов, средств массовой информации. В его формировании участвует и личный опыт человека, его жизнь в социальной микроструктуре. С другой стороны, общественное мнение может возникать и стихийно, под влиянием тех или иных конкретных жизненных обстоятельств и ситуаций.

Общественное мнение, существующее на уровне населения страны, по своей структуре неоднородно. В нем можно выделить несколько его качественных уровней с точки зрения глубины самого мнения и меры его действенности, т.е. воздействия мнения на поступки его носителей. Оно включает мнение различных социальных групп и слоев. Однако ему присуще и определенное единство, объясняемое спецификой страны во всех- сферах жизни общества.

Общественное мнение выполняет несколько социальных функций, хотя делает это по-разному, в зависимости от содержания и структуры самого мнения, степени его мотивированности, а также от политического устройства конкретного общества и государства:

-является одним из источников мотивации политических действий;

-выражает отношение населения к тем или иным событиям и явлениям в жизни страны;

-выполняет консультативную функцию, т.е. может использоваться социально-политическими силами страны и их организациями для выработки программ деятельности в различных областях;

-при определенных условиях оно ставит весьма твердые и эффективные пределы деятельности классов, партий, отдельных политиков.Общественное мнение существовало во все исторические эпохи, еще в период Древности, однако, сам термин, обозначающий этот уникальный феномен общественной жизни Человечества, появился в Англии в XII в. По некоторым данным, возникновение термина «общественное мнение» связано с именем английского государственного и общественного деятеля, писателя Дж. Солсбери, который использовал его для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны. Тогда термин «общественное мнение» представлял буквальный перевод сочетания двух слов «Public Opinion». Из Англии это выражение проникло в другие страны и с конца XVIII в. стало общепринятым. Именно тогда французский аббат Алькуэн произнес фразу, вошедшую в историю: «Vox Populi - Vox Dei» - «Глас Народа - Глас Божий».

Менталитет- в традиционном значении «менталитет» синонимичен слову «ментальность» и подразумевает (как правило, в социологических контекстах) тот или иной «склад ума», то есть устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие тому или иному индивиду (обычно как представителю некоторой социальной группы). Однако чаще всего слово употребляется в контексте именно социальной общности (нация, народ, этнос, и т. д.).

Менталитет (ментальность) (от позднелат. mentalis — умственный), образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе. В последнее время стало модным многое в жизни того или иного народа объяснять его менталитетом. Русский народ имеет душевный склад характера, милосерден, патриотичен, умен и имеет свою культуру.

 

Отрицательные черты чувашского менталитета. Многие исследователи писали об особенностях чувашского менталитета. Отмечали и положительные черты, и отрицательные, которые стали сильно проявляться в конце XIX века. К отрицательным относили, например, чувашскую робость и стеснительность, чересчур сильные переживания.

К страшным и недопустимым чувашским традициям относили тип шар — самоубийство из-за сильной обиды. Самоубийство у многих народов считается страшным грехом. Человек не сам решает, когда ему приходить в этот мир, и он сам по своему решению не имеет права уходить из этого мира. Самоубийца — слабый и эгоистичный человек, не думающий о горе своих родных и близких людей.

К началу XX века в чувашском характере появилась очень отрицательная черта. Некоторые чуваши стали считать, что все чувашское (традиции, культура, язык) — это плохо, непрестижно, и стали стесняться своей национальности, своего языка. Они считали, что у чувашского народа и чувашской культуры нет будущего.

Положительные черты чувашского менталитета. Исследователи народной культуры Поволжья отмечали много положительных качеств чувашских крестьян.

В первую очередь — их особое трудолюбие и прилежность. Чуваши считали, что человек не может существовать не работая. Чуваши отличались своей неприхотливостью, не стремились к роскоши. Среди чувашских пословиц нет ни одной, в которой высказывалось бы пренебрежение к труду.

По настоящему толерантный человек всегда будет обходителен, вежлив, но в то же время он должен быть достаточно сдержан. Именно эти черты присущи чувашскому менталитету и чувашскому языку. Даже самые сильные чувства чуваши старались не проявлять, не беспокоить окружающих. Обычно эти чувства выражались в песнях.

 

48. Проблема ценностей в философии. Наука как ценность и ценности науки. Аксиология (от греч. — «ценность»), - исследование природы ценностных отношений. Общей характеристикой ценностей является духовная сущность, а формой проявления — традиции, нормы, правила, заповеди, установки. Ценностное сознание имеет право выбирать, осмысливать значимость объектов.

Ценности есть отражение и реализация наиболее общих межсубъектных отношений, которые служат объединению людей на всех уровнях — от личности, индивида до общества в целом

Ценности принадлежат к сфере долженствования. Например, Добро, Справедливость, Красота, Истина существуют не предметно, а только как значимости, как ценности.

Ценности можно разделить на предметные (материальные) и идеальные (духовные). К материальным ценностям относятся потребительские стоимости, отношения собственности, совокупность материальных благ и т.д. Социальные ценности составляют духовную жизнь человека, его общественную и моральную честь, его свободу, достижения науки, социальную справедливость и т.д.

Политические ценности — это демократия, права человека.

Духовные ценности бывают этическими и эстетическими. Этические — это традиции, обычаи, нормы, правила, идеалы и т.д.; эстетические — область чувств, природные качества посмею», образующие внешнюю сторону. Второй пласт эстетических ценностей – предметы искусства, кот составляют итог преломления эстетических свойств мира через призму чел таланта.

Научная оценка — оценка достижений и неудач науки, деятельности ученых и научных учреждений. Научная ценность той или иной объективной истины определяется тем, насколько глубоко отражает эта истина сущность вещей и как она служит на практике человечеству в его прогрессивном историческом развитии.

Политическая оценка—это осознание того, какую ценность представляют собой определенные явления общественной жизни для класса, социальной группы, с позиций которых делается оценка.

Моральная оценка представляет собой важный элемент морали как форма общественного сознания. (оцениваются конкретные человеческие поступки и общественные явления)

Эстетическая оценка заключается в сопоставлении произведений искусства и жизненных явлений с эстетическими идеалами.

Можно выделить общечеловеческие, социально-классовые, групповые и индивидуальные ценности.

Социально-классовые ценности регулируют взаимоотношения классов, больших соц групп, а ценности личного порядка определяются склонностями, вкусами, привычками и др индивидуальными особенностями людей.

Общечеловеческие ценности — результат этого процесса, их сущность исторически конкретна, отдельные ее составляющие меняются или актуализируются, становятся приоритетными в определенный период истории.

Содержание ценностей всегда замыкается на субъекте (человеке) и межсубъектных (межличностных) связях.

Известно, что проблема ценностей интерпретации фундаментально разрабатывалась Г. Риккертом и М. Вебером.

Теория ценностей Риккерта = ценности — это «самостоятельное царство», которое не относится ни к области объектов, ни к области субъектов, а мир состоит из действительности и ценностей.

Вебер, следуя риккертовской идее «теоретического отнесения к ценностям», его отличия от практической оценки. М. Вебер сочетал эти проблемы с герменевтическими понятиями истолкования, интерпретации, чувствования, существенно углубляя понимание проблемы связи с введением понятия целерациональности, а также разрабатывая концепцию «понимающей социологии» с особым типом интерпретации — интерпретации поведения и действия человека.

Наука как ценность и ценности науки. Культура — это сфера ценностей, она формируется в соответствии с конкретно-историческими идеалами и нормами. Как специфическая система культура представляет совокупность органически связанных между собой элементов, имеющих собственную специфику и несущих на себе существенные черты культуры в целом. Данное понимание по­зволяет раскрыть важнейший аспект бытия науки как особой сферы культуры. Как особая сфера культуры наука создает специфическую культурную предметность, формирует собственный субъект научной деятельности, овладевший технологией и методологией научной дея­тельности, и культурную коммуникацию в сфере науки.

Культурная предметность науки представляет собой закрепленные и выраженные в средствах особого специфического языка науки ре­зультаты достижений в познании природы. До­стижения науки органично (хотя далеко и не всегда) вписываются во все сферы культуры, вступая во взаимосвязь с ними, в результате чего изменяется вся культура в целом.

Как особая сфера культуры наука формирует соответствующий субъект науки, отвечающий определенным требованиям.

Нормы и идеалы, центральное место среди которых принадлежит этике, определяются основными базовыми характеристиками нау­ки как познавательной деятельности. Как особая сфера культуры наука оказывает влияние на, обще­ственную жизнь и испытывает на себе влияние социальных норм и культурно-исторических образцов. Этот двуединый процесс и опре­деляет бытие науки как ценности и реальную ценность науки.

Наука как ценность. Одно из определений культуры характеризует ее как совокупность ценностей, материальных и духовных благ, соз­данных человечеством. Идеалы науки - пред­ставление о совершенстве, это образ науки, отвечающий ценностному представлению о положительном содержании научной деятельности, о деятельности ученого и об актуальных и конечных целях научного познания. Идеалом науки может быть, например, познание абсолют­ной истины, т. е. полного, исчерпывающего знания о мире и человеке. Идеал — образ желаемого, он ориентирован в будущее и в реальной действительности осуществлен быть не может. В отличие от идеала нор­ма предполагает обязательность и применение некоторых санкций. Норма, как и идеал, представляет собой регулятивный принцип, но в отличие от идеала норма предполагает определенное общественное принуждение и одобрение либо осужде­ние, в случае, если ученый по тем или иным причинам уклоняется от выполнения норм.

К числу идеалов науки можно отнести понятия ис­тины, объективности науки, построение теории как идеала, к которо­му стремится ученый. Среди норм науки традиционно выделяют обоснованность научного знания, ло­гическую последовательность, практическую значимость, рациональ­ность.

Как особая сфера культуры наука испытывает на себе влияние разнообразных элементов материальной и духовной культуры. Цен­ность науки и определяется степенью ее соответствия идеалам и нор­мам научного познания. Но поскольку научное познание в процессе своего развития постоянно трансформируется, постольку претерпева­ют изменения и идеалы и нормы науки. Традиционный образ науки, сложившийся в обыденном сознании и широко распространенный среди ученых, в значительной мере со­впадает с идеалами и нормами классической науки. Основные ее по­зиции состоят в следующем: мир природных явлений рассматрива­ется как реально существующий, а его характеристики не зависят от предпочтений наблюдателя и могут быть описаны достаточно точно. Задача науки - установить истину и представить точное описание и объяснение процессов и взаимосвязей природы, проникнуть в их сущность и тем самым реализовать конечную цель - достижение аб­солютной истины. Идеал классической науки — объективность знаний. Функции науки — предвидение возможностей практического приложения теоретических знаний, опирающееся на знание законов природы. Ученый отдает предпочтение исследованию тех явлений природы, которые могут получить практическое применение.

Ценность науки. На первый взгляд может показаться, что ценность науки тождественна характеристике науки как ценности. Однако это не соответствует действительности. Ценность науки определяется прежде всего не тем, как она реализует предъявляемые ей требова­ния, а тем, как реально научные достижения влияют на жизнь личности и общества. Подчеркнем, что оценки научного знания современными учеными, учеными античности, Средневековья или даже Нового времени не совпадают с теми культурно-историческими корнями и теми оценками, которые давались их современниками.

Прежде вссго необходимо подчеркнуть, что технологическое применение научных знаний также осуществляется наукой, как и производство самого знания. Без науки никакое обновление техники и техноло­гии невозможно. Соответственно и идеал науки — служение обще­ству, техническое перевооружение общества, создание средств для удовлетворения потребностей людей. Но это также и совершенные средства защиты государства (что равносильно совершенствованию средств массового уничтожения людей), это использование генетики и ее возможностей для производства продуктов питания и т. д. и т. п. Ошибочным является представление, будто бы наука не отвечает за практическое использование ее достижений. Сегодня наука отстает от потребностей общества в гармонизации отношений человека и приро­ды, в ответах на вызовы, связанные с демографическими процессами, урбанизацией, потребностями охраны здоровья людей, решении про­блем экологической безопасности и др. Современная система образо­вания не способствует формированию талантливых исследователей, а социальные предпочтения отдаются тем изворотливым дельцам, ко­торые умеют «делать деньги».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: