Роль платоновского учения о государстве в современных поисках правового государства

в своих произведениях «Государство» и «Законы» виднейший философ античности Платон (427 — 397 гг. до н. э.), Понимание политики как частного дела он находил небезопасным и вредным, ибо оно, по его мнению, призывает людей к неповиновению законам. Согласно Платону, «естественным путем возникают лишь порочные формы государства» – тимократия, олигархия, демократия и тирания. Тимократия — это власть честолюбцев, честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию — господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии — власти большинства. Демократическое государство «сверх должного опьяняется свободой». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В условиях такого обще го беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию — наихудшую форму государственного устройства. Но и она не вечна, а постепенно разлагается. Все опять повторяется заново.

Основным условием и принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость, определяющейся строгой иерархией сословий: философы-правители, стражи-воины, ремесленники и крестьяне. Идея Платона о разделении труда, лежащая в основе возникновения государства, относится к важнейшим политическим обобщениям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: