Платон о государственном устройсте

Как считал Платон, в образцово устроенном государствецарями должны быть люди, наиболее отличившиеся в философии и в военном деле. В таком государстве не должно быть частной собственности, а «все у всех общее»:жёны, дети, да и их воспитание тоже. Никто не должен ничего приобретать. Военные за свою службу должны получать вознаграждение в виде запаса продовольствия на год, их обязанность – заботиться о государстве. А царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и военном деле. У всех всё общее, ни у кого нет ничего собственного. Четыре вида извращённого государственного устройства. По мнению Платона, существует четыре вида порочного государственного устройства. Это те виды, которые пользуются известностью во

времена Платона. Большинство одобряет критско-лакедемонское устройство. На втором месте, менее одобряемая стоит олигархия: это государственное устройство, преисполненное множество зол. Из неё возникает отличная от неё демократия. Прославленная тирания отлична от них всех – это четвёртое и крайнее заболевание Государства. Государственные устройства рождаются от тех нравов людей, что наблюдаются в государствах. У различных людей существует столько же видов. Государственный строй, основывающийся на честолюбии, назван Платоном «тимократией» или «тимархией». Изменения в государстве обязаны своим происхождением раздорам, возникающим внутри той части, которая обладает властью. Трудно пошатнуть государство с аристократическим правлением. Однако,

раз всему, что возникло, бывает конец, то даже и такой строй не сохраниться вечно, но подвергается разрушению. Означать же это будет следующее: урожай и неурожай бывает не только на то, что на ней обитает, - на души и на тела, всякий раз как круговращение приводит к завершению цикла: у недолговечных существ этот цикл краток, у долговечных – наоборот.Олигархией Платон называет строй, основывающийся на имущественном цензе, у власти стоят богатые, бедные не участвуют в правлении. Переход из тимократии в олигархию осуществляется следующим образом: Скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию; они, прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними; так поступают и сами богачи и их жёны. Затем они уподобляют себе и всё население. Чем больше они ценят дальней шес продвижение по пути наживы, тем меньше почитают они добродетель. Кончается это тем, что вместо стремления выдвинуться и удостоится почестей, развивается наклонность к стяжательству и наживе, и получают одобрение богачи – ими восхищаются, их назначают на государственные должности, а бедняк там не пользуется почётом. Демократия по мнению Платона появляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит больше частью по жребию. В государстве появится полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь и при таком государственном строе люди будут очень различны. В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать подобно другим условия мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты всё же можешь управлять и судить, если это придёт тебе в голову. Демократический строй нисколько не озабочен тем, от каких кто занятий переходит к государственной деятельности. Человеку оказывается почёт, лишь бы он обнаруживал своё расположение к толпе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: