Экзистенциализм делится на религиозный ( Беркегор, Марсель) и атеистический ( Альберт Камю, Жан Поль Сартр, Бердяев, Хайдергер)

Альберт Камю. Центр произв-е – «Миф о Сезифе». Боги наказали Сезива поднимать камень всю жизнь. Т.е жизнь бессмысленна, хоть для него это нетяжело. Если мы посмотрим на жизнь соврем человека, то увидим, что эта жизнь, хоть и благополучна, но бессмысленна. В древности все частные идеи человека были связаны с общими. В средн века всех объединяла вера. В новое время всех объединяла наука. А сейчас нет никаких идей, которые объединяют людей. Осталось только моя семья, моя жизнь, моя карьера. Жизнь не имеет никакой цели. То есть главн вопрос соврем филос-и – это не то, что первично и втооично, а вопрос о самоубийстве, о смысле человеч жизни. Но Камю приходит к отриц ответу – отрицание самоубийства. Нет никаких общих ценностей, но за их вычетом у соврем человека остается одна ценность - сам процесс человеческого существования – экзистенциализм. Это то, что должно удержать человека от трагическ конца. Камю описывает природу, любовь, взаимодействия между людьми.

Жан Поль Сартр. Осн произв-я: «Бытие и ничто», «Тошнота», «Экзистенциализм – это гуманизм».

Осн мысль экзистенц-ма: когда человек оказывается в ситуации равновесия выбора, когда со стороны ему никто не может помочь, и человек обречен на выбор, только тогда проявляется его собственное существование – истинная экзистенция. Мы боимся выбирать. Человек бежит от свободы выбора, т.к. он боится ответственности.

Сартр говорил, что экзистенция- это свободный выбор. Тот выбор между тем или иным способом потребления. Истинно свободный выбор – выбор самого человека, за который ты несешь ответственность, и которого избегаешь. Ложный выбор – это выбор между потребительскими рынками.

Мартин Хайдергер(1889-1970). Член нацистской партии. Осн произвед-е - это «Бытие и время».

Осн идея: главная проблема соврем философии – это проблема бытия. Человек утратил ощущения истинного бытия – проявляется в его бездомности. Т.е человек утратил ощущение родного очага, родного дома. А соврем человек – это турист. Даже если человек обладает большими средствами, тем не менее он бездомен, утратил ощущения истинного бытия.

Истинное бытие – «здесь бытие», бытие, которое рядом. А у современного человека – любовь к дальнему, он утратил любовь к ближнему, ощущение истин родного бытия. Он везде гость, и везде чужой.

Истинн бытие заключ-ся в единстве 3-х компонентов:

1)бытие в мире – единство субъективного и объективного. Чем больше человек субъективен, тем больше мир, окр предметы – объективнее. Человек относится к природе как к средству удовлетворений.

2)забегание вперед – человеческое бытие – всегда есть проектирующее бытие. Оновсегда есть нечто большее, чем оно является сейчас, и задача заключается в том, чтобы человек в этом забегании вперед не оказался рабом будущего. Единство прощлого, настоящего и будущего. Нельзя отрываться от прошлого и настоящего. Но при этом никто не против будущего.

3) Бытие при внутримировом сущем - способ отношения к окруж вещам, как к спутникам человека в конечном отрезке времени его жизни, как к близким, согретым теплом его истинного существования.

Неистинн бытие – человек относится к к вещам как к предметам потребления. При отсутствии истин бытия все люди(и близкие и. чужие) – другие, абсолютно посторонние. Кажд человек в св жизни робинзон – он других использует,. И им все пользуются.

Задача ист бытия преодоление ситуации тотальн отчуждения людей. Чем больше мы пытаемся искусственно оморалить мир, тем больше мы оказываемся далеки от истинного бытия.

Дорога к истинному бытию - это язык. «Язык-дом истинного бытия». К примеру, посмотрим на политиков – человек утратил норм язык, изуродовал его лживостью. Человек относится к слову, как к пустой бутылке, в которую можно налить любой смысл. Мы должны вернуться к истинному значению слова и престать рассматривать слово. Которому можно придать люб смысл и затем отказаться от него.

Если мы посм на слово гуманизм: гуманизм от лат земля, т.е человек явл-ся созданным из земли, и в конце жизни он уйдет в эту землю. Значение слова человек – это прах, который приложится к твоим предкам. Слово раньше имела одно значение, а сейчас – совершенно иное. То есть слово должно придти к конкр значению и обозначать бытие. Будущее бытия, экзистенции – революция в языке. Она нужна для того, чтобы в конкр слове выразить истин бытие. Абстрактное слово не может выразить истинность бытия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: