Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке

Эволюция представлений о материи в философии и науке. Материя (лат. materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла: 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие), 2) некатегориальный, в пределах которого материя отождествляется со всем Универсумом. Материалисты утверждают, что основой бытия является материя, что бытие материальных вещей, процессов и состояний является первичным. А все иные формы бытия (дух, человек, общество) – это порождения материи

Историко-философский экскурс в эволюцию категории материя осуществляется, как правило, путем анализа трех основных этапов ее развития, для которых характерна трактовка материи как: 1) вещи, 2) свойства (атрибута), 3) отношения.

Первый этап был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем - атомы (Левкипп, Демокрит). Материя интерпретировалась как «первичный субстрат каждой вещи» (Аристотель).

На втором этапе (Новое время) понятие материи стало обозначать всеобщие атрибуты вещей - наличие у них массы, протяженности, непроницаемости и т. п.

После открытия делимости атома и превращения вещества в энергию начался третий (современный) этап, согласно которому с понятием материи стали связывать лишь два свойства:

1. Способность материи существовать независимо от сознания.

2. Способность материи отражаться человеческим сознанием.

Сегодня в философии выделяют три уровня организации материи: уровень организации неживой, живой и социальной материи.

Атрибуты материи

Основными атрибутами или неотьемлимыми свойствами материи являются движение, пространство, время, несотворимость, неуничтожимость, бесконечность и другие.

Материя немыслима без движения. Даже покой считается частным видом движения. Движение в его философском понимании – это всякое изменение вообще. Целостную классификацию форм движения материи впервые осуществил Ф.Энгельс. Опираясь на достигнутый уровень научного знания, он выделил пять взаимосвязанных по восходящей линии форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Каждая из них характеризуется своим особым носителем движения, типом взаимодействия объектов, специфическими законами.

Наряду с формами движения материи имеет смысл выделять и три важных типа движения: физический, биотический и социальный – соответственно общепринятому делению всех явлений на три сферы (неживую, живую и социально организованную).

Движение как изменение следует отличать от понятия «развитие». Применительно к материи вообще развитие должно пониматься как ее самообновление и самоорганизация, порождение качественно иных форм бытия. Важно и то, что если в понятии развития фиксируется необратимость изменений от низшего к высшему (прогресс) или от высшего к низшему (регресс), то категорией движения выражаются направления изменений и необратимость их только от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему.

Необратимость всякого изменения можно видеть на любом примере. Маятник до и после колебания – разные маятники. Различие нелегко уловить, но оно есть. При колебании маятник нагревается, деформируется и т.д.

Движение всегда происходит в пространстве и времени. По поводу расположенности материи во времени и пространстве существуют два основных подхода. Сторонники субстанционального подхода (Демокрит, Бруно, Ньютон) считали, что пространство и время представляют собой особые, независимые от материи сущности. В них как бы помещены или погружены материальные объекты.

Сторонники реляционного похода (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн) рассматривают пространство и время как особые отношения между материальными объектами и вне их несуществующие. Эйнштейном было доказано, что если какой-то объект движется со скоростью, приближающейся к скорости света, то внутри данного объекта пространство сжимается, а время замедляется.

С точки зрения реляционной теории время выражает длительность существования материальных объектов, а пространство характеризует протяженность материи, взаиморасположение элементов её структуры, а также объектов между собой.

В зависимости от форм бытия различают физическое, биологическое и социальное пространство – время. Наиболее изученным является физическое пространство и время.

Физическим пространству и времени приписываются определенные характеристики. Общими и для пространства, и для времени являются свойства объективности и всеобщности. Пространство и время объективны, так как существуют независимо от сознания. Всеобщность означает, что эти формы присущи всем без исключения формам материи на любом уровне ее существования. Помимо этого, у пространства и времени есть ряд специфических характеристик.

Пространству приписываются свойства протяженности, изотропности, однородности, трехмерности. Протяженность предполагает наличие у каждого материального объекта определенного местоположения, изотропность означает равномерность всех возможных направлений, однородность пространства характеризует отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а трехмерность описывает тот факт, что положение любого объекта в пространстве может быть определено с помощью трех независимых величин.

Физическому времени приписываются свойства длительности, одномерности, необратимости и однородности. Длительность интерпретируется как продолжительность существования любого материального объекта или процесса. Одномерность означает, что положение объекта во времени описывается единственной величиной. Однородность времени, как и в случае с пространством, означает отсутствие каких-либо выделенных фрагментов. Необратимость времени, т.е. его однонаправленность от прошлого к будущему, скорее всего, связана с необратимостью некоторых фундаментальных процессов и характером законов в квантовой механике. Кроме того, существует причинная концепция обоснования необратимости времени, согласно которой если бы время было обратимо, то причинная связь оказалась бы невозможной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: