Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции

Иммануил Кант – первый немецких философов. Кант считал, что в познании действуют ощущения, рассудок, который обрабатывает результаты ощущений и разум, который направляет рассудок и выполняет абстрактную теоретическую работу. Он считал, что мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является (мир феноменов). Явления мира разум упорядочивает с помощью априорных (т. е. доопытных) понятий. Пытаясь добраться до сути вещей, разум сталкивается с антиномиями (противоречиями), например: Бог есть – Бога нет.

Иоган Фихте считал, что человек – источник и причина своих поступков, его воля всегда должна быть на первом месте.

По Фридриху Шеллингу природа порождает сознание и человека. Высшей формой познания считал искусство.

В основе всего сущего считал Георг Гегель лежит абсолютная идея – безличное духовное начало, которое проявляет себя в деятельности и творит все сущее. Абсолютная идея находится в постоянном движении.

Первая ступень развития абсолютной идеи – логика.

Вторая ступень развития абсолютной идеи – природа.

Третья ступень развития абсолютной идеи – дух.

Гегель выделяет:

– субъективный дух – духовное развитие индивида;

– объективный дух – социально-историческая деятельность человечества;

– абсолютный дух, который раскрывается в искусстве, религии, философии. Гегеля – глубоко обосновал и примененял диалектический метод.

Людвиг Фейербах же считал, что мышление первично, а бытие – вторично. «Человек – единственный универсальный и высший предмет философии». А Бог – это сущность человека.

Основные этапы развития философской мысли Беларуси.

Первый этап – предфилософский. Основные представители: Кирилл Туровский, Ефросиния Полоцкая…

Призывали к просвящению.

Второй этап – гуманистическое и реформационное движение. Представители: Ф. Скорина, Н. Гусовский, С.Будный…

Пересмотр основных догматов католицизма, связанный с концепцией антитринитаризма (Критика учения о триединстве Бога, существования загробного мира, божественного происхождения Христа; утверждалось начало познания не из философии, а из Священного писания, а диалектика как метод познания есть дар Божий, а не изобретение философского ума.

Третий этап – доминирование схоластической философии. Представители: М. Смотрицкий.

Соединение христианских догматов с идеями новоевропейской философии.

Четвертый этап – господство идей Просвещения. Представители: К.Нарбут, А.Мицкевич.

Белорусское Просвещение связывают с деятельностью тайных студенческих сообществ физиократов (сторонники реформ), филоматов (любителей знаний), «променистых»(патриотов национальной культуры), филоматов (друзей добродетели).

Пятый этап – национально – демократические идеи белорусской общественной мысли. Представители:

Акцент на проблеме национального возрождения и освобождении белорусского народа, статуса национальной культуры и языка.

Шестой этап – доминирование марксистской традиции в белорусской философии. Представители: В. Степин, Ю. Харин.

Проводились исследования в:

– истории философии

– философии и методологии науки

– теории диалектики

– социальной философии

– философии науки

В 90 – е годы ХХ в. начинается новейший этап в развитии белорусской философской мысли, для которого характерно расширение проблемного поля исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: