Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием "античная философия".)
Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.
демократический — VII — V вв. до н. э.;
классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;
эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.;
римский - I в. до н. э. - V в. н. э.
К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-"досократиков":
милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);
Гераклита Эфесского;
элейской школы;
атомистов (Демокрита, Левкиппа);
|
|
некоторых иных философов.
Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.
Классический (сократический) период — время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).
К данному этапу относятся:
философско-просветительская деятельность софистов;
философия Сократа;
зарождение "сократических" школ;
философия Платона;
философия Аристотеля.
Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков":
меньше уделяли внимания поиску первоначала;
допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;
выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего
(Платон — автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир);
положили начало спору между материализмом и идеализмом;
проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;
от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;
внесли вклад в развитие логики;
вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).
Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:
|
|
распространение антиобщественной философии киников;
зарождение стоического направления философии;
деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;
философия Эпикура и пр.
Отличительные черты эллинистической философии:
кризис античных моральных и философских ценностей;
снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним;
отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
поиск физической и духовной опоры в самом себе;
стремление к отрешению от действительности;
преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);
признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного
человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).
Наиболее известными философами римского периода являлись:
Сенека;
Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.);
Тит Лукреций Кар;
поздние стоики;
ранние христиане.
Для философии римского периода было характерно:
взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);
фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну — античную философию;
влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);
близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);
небольшое внимание к проблемам окружающей природы;
повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);
расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости);
преобладание идеализма над материализмом;
все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;
повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;
рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;
постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.
В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:
материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);
древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;
стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);
допускалось существование богов;
древнегреческие боги были частью природы и близки людям;
человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
были заложены два направления в философии — идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.