Общая характеристика древнегреческой философии

Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических госу­дарствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием "античная философия".)

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.

демократический — VII — V вв. до н. э.;

классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;

эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.;

римский - I в. до н. э. - V в. н. э.

К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-"досократиков":

милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);

Гераклита Эфесского;

элейской школы;

атомистов (Демокрита, Левкиппа);

некоторых иных философов.

Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

Классический (сократический) период — время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).

 

К данному этапу относятся:

философско-просветительская деятельность софистов;

философия Сократа;

зарождение "сократических" школ;

философия Платона;

философия Аристотеля.

 

Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков":

меньше уделяли внимания поиску первоначала;

допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;

 

выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего

(Платон — автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир);

положили начало спору между материализмом и идеализмом;

проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;

от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;

внесли вклад в развитие логики;

вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).

 

Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:

распространение антиобщественной философии киников;

зарождение стоического направления философии;

деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;

философия Эпикура и пр.

Отличительные черты эллинистической философии:

кризис античных моральных и философских ценностей;

снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним;

отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;

поиск физической и духовной опоры в самом себе;

стремление к отрешению от действительности;

преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного

человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Наиболее известными философами римского периода являлись:

Сенека;

Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.);

Тит Лукреций Кар;

поздние стоики;

ранние христиане.

Для философии римского периода было характерно:

взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);

фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну — античную философию;

влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);

небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;

расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);

расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости);

преобладание идеализма над материализмом;

все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;

 

постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

 

В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:

материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);

древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;

стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);

на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);

допускалось существование богов;

древнегреческие боги были частью природы и близки людям;

человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

были заложены два направления в философии — идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: