Античный идеализм (учения Пифагора и Платона)

Другое направление - это классическая школа объективного идеализма. Во главу ставят Сократа, хотя, строго говоря, это не так. Казненный за “растление юношества и попирание Богов”. Также Сократ вошел в историю как разработчик диалектики как методологии поиска знаний.

Сократ ничего не написал. Он был мастером устных бесед.

Главный смысл любого поиска знаний - это достижение праведного поведения. До него понятие нравственности - добродетельное действие. Критерий - то, что требуется полису, обществу, государству. Создал традицию рассматривать, считать любые формы нравственной деятельности - разновидностями познавательной деятельности. Смысл познавательной деятельности - отождествление внутренних истоков с нравственными знаниями о добродетели. Критик натурфилософии. Предметом философского познания является сам человек. Знания о человеке являются центром, смыслом.

Однако основоположником объективного идеализма является Платон, ученик Сократа.

З основных этапа:

1)критика натурфилософии,

2)создание противоречивых конструкций,

3)академический период.

Фундамент - решение онтологических проблем. Платон - первый, кто ввел понятие мира идей (эйдоса). Отология: 3 части, элемента:

1.Мир идей,

2.Чувственный мир,

3.Материя, то есть небытие.

Две основные мифологемы - мифологема о пещере и мифологема о колеснице. Шесть фигур в пространстве.

Основоположник - его ученик Платон. Идеи выражены в произведениях, имеющих форму диалога. 3 основных этапа развития:

1)критика натурфилософских представлений и их основных положений и идей,

2)создание противоречивых конструкций своей философской концепции,

3)академический период - вносил новшества. Академия - основанная им в Афинах школа. Академ - греческий мифологический герой.

Способ обоснования, решения онтологических проблем - проблем бытия и его понимания. Первый, кто принципиальную основу мироздания, т.е. поиск принципиальной сущности основ мироздания - тот же - но решение, в противовес эллеатам и атомистам, что эта первооснова является чем то, что не принадлежит к нашему миру. Это мир идей. Эйдос - первосущность, что-то фундаментальное. Слово введено Платоном, если искать что-то фундаментальное, определяющее, незаражённое небытием, то это наиболее общая фундаментальная идея = идеальный мир.

Онтологическая концепция включает 3 основных первоначала:

1)мир идей, который существует вне и независимо от нашего чувственного мира,

2)предшествует ему и в принципе не нуждается в связи с нашим миром,

3)самодовлеющая инстанция.

Мир идей - это наш чувственный мир, это материя - небытие, все преходящее, отделяет мир идей от чувственного мира. Чувственные вещи подражают идеям, и из этого получают свою значимость или качественную определённость; подражание не затрагивает того, что происходит в мире идей. Идеи участвуют в движении, в способе существования. Как? Или просто присутствуют в них пытался ввести элемент подвижности с помощью идеи - образчика, к которой устремляются вещи, процессы и явления, т. е. вводит элемент телеологии - учения о присутствии прямо установленной цели. Высшая цель. Впервые у Платона - разделение на идеальное, мир идей и объектив, реальность, т.е. материальное, соотношение их - что первично, а что вторично - онтологическая проблема. Создан и написан понятийный аппарат. Обоснования научные своим конструкциям - мир идей - потусторонен по отношению к нашему чувственному миру. По внутреннему закону - достижение цели движения - определяется тем, что лежит вне. Мыслить внутреннюю закономерность как заданную извне.

Научные конструкции - седьмое небо, седьмое счастье. Стала всеобще значимой благодаря ему. Он прекрасный математик.

Возникновение школы Пифагора оказала большое влияние на становление философии, так как именно в ней был сделан первый шаг от материализма к идеализму. Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. Они создали именно те основы, которые до сих пор, изучают в школах. Первоначалом, по их мнению, является «число». В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Изучая числа, они разработали числовые отношения и нашли их во всех науках — музыке, астрономии и так далее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: