Учение о первооснове и диалектические идеи Гераклита

ГЕРАКЛИТ из Эфеса (греческого Herakleitos) (около 554—483 до нашей эры), греческий философ, происходил из знатного жреческого рода. За глубину и загадочность мыслей, которые часто выражал в сложных понятиях и образах, получил прозвище Тёмный. Толкование многих фрагментов спорно даже сегодня. Гераклит выступал против народных масс и демократической партии. Он вынудил к изгнанию враждебно настроенного к знати правителя Меланкома. Был противником демократов, поддерживавших антиперсидское ионийское восстание. Философские воззрения Гераклита были направлены против традиционной народной религии, определялись аристократическим сознанием. Из сочинения Гераклита «О природе» сохранились отдельные фрагменты.

 

Первооснову мира Гераклит видел в постоянном движении, течении вещей, изменениях, воплотившихся (вероятно, позднее) в формуле «pantarhei» — «всё течет». В противоположности первым натурфилософам, которые отыскивали устойчивое первовещество, Гераклит признавал только изменчивость саму по себе. Огонь для него был воплощением самих превращений. Постоянная подвижность огня трактовалась Гераклитом как выражение изменений мира вообще. Из огня развились вода, земля и воздух; тем же путем «элементы» возвращались к огню, изменяясь по вечным законам логоса, мирового закона. Логос и первичный огонь Гераклит часто отождествляет, его учение о логосе материалистично. Все происходящее, по Гераклиту, основано на столкновении противоположностей («Война — отец всех вещей»). Различные и даже противоположные предметы и явления при объединении рождают гармонию, так же как различные звуки рождают гармонию в музыке. Гераклит выдвинул идею вечности мира, разрабатывал отдельные положения теории познания. Гераклит считал ненадежным полагаться на органы чувств, хотя от их свидетельств также нельзя отказываться. Глубина и четкость диалектического и материалистического мышления Гераклита вызывали интерес к его учению и личности в последующие века (Стоя, Гегель, Маркс, Энгельс, Лассаль, Ленин).

Специфика диалектики Гераклита — еще и в том, что мысль об изменениях объединяется здесь с идеей единства и борьбы противоположностей. Предвестником такого подхода, как уже упоминалось, был Анаксимандр. Гераклит как бы извлекает из недр внутренней логики первоначала только брезжившую идею единства и борьбы противоположностей и подробно, уже именно по-философски, развивает её. Идея Единого — и, стало быть, приведения к Одному, к единству — соседствует с идеей раздвоения Единого, выделения из него противоположностей. "Выслушав не мою, но эту-вот Речь (Логос), должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно", — говорит, согласно свидетельству Ипполита, Гераклит (26 (а); 199). Гераклит утверждает не просто существование противоположностей, но их неизбывность и всеобщность. Противоположности существуют везде. Эта идея воплощается у Гераклита в некоторой космической, но также в этической и эстетической формах. Ибо наличие противоположностей для Гераклита — основа и существования, и гармонии мира. Противоречивость сближает — таков гераклитовский парадокс.

 

Еще одна диалектическая идея — борьба, "вражда" противоположностей. Гераклит был изобретателем идеи борьбы противоположностей как конструктивного философского начала. В изображении Гераклита борьба, распря, война имеют глубинное отношение к рождению, возникновению, расцвету, т.е. к самой жизни. "Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей... и что все возникает через вражду и заимообразно [= "за счет другого"]" (28 (а); 201). В этой связи Гераклит снова вступает в полемику с Гомером: ведь тот, молясь, "чтобы вражда сгинула меж богами и меж людьми, сам того не ведая, накликает проклятье на рождение всех [существ]", "ибо они рождаются в силу противоборства и противодействия..."

Философия Демокрита.

ДЕМОКРИТ из Абдеры (греческое Demokritos) (460—371 до нашей эры), греческий философ, главным образом представитель античной атомистики и философской школы город Абдера, бывшего тогда богатым торговым городом с высокоразвитой культурой. Демокрит был выразителем идеологии античной рабовладельческой демократии. Он совершал дальние путешествия и, будучи человеком энциклопедических знаний, оставил после себя множество философских и естественнонаучных сочинений, от которых до нас дошли лишь фрагменты.

 

Согласно Демокриту, мир состоит из атомов и реально существующих пустот, обусловливающих их отдельное существование (так как без пустот не было бы промежуточных объемов). Атомы могут занимать определённое положение по отношению друг к другу: они двигаются, соединяются и вновь разделяются. Чисто количественные отношения, состояния и движения атомов есть основа многообразных изменений явлений мира. Демокрит различал свойства явлений, представляющих вещи в себе (величина, образ, масса, движение, твердость), и свойства, которые вытекают из взаимодействия с органами чувств человека (цвет, яркость, звук, вкус, запах и так далее). Мир явлений познается через чувственное восприятие. Мир вещей воздействует через истечение «идолов» (образов) на органы чувств и благодаря им на огненные атомы души. Различные восприятия явлений мира образуют исходный пункт мышления, которое позволяет проникнуть в атомистическую структуру мира. Демокрит, таким образом, пытался решить вопрос о связи чувственной и высшей, рациональной ступеней познания. Объяснение многообразных качеств, явлений мира их сведением к количестенным свойствам атомов вовсе не означает их мнимость, как у Парменида, Демокрит признает их реальность. Согласно Демокриту, биологические явления и даже мышление можно объяснить материалистически— движением и связями определённых атомов. Например, души состоят из гладких и круглых атомов, подобных атомам огня. Поскольку атомы движутся, они могут проникать во все тела и воздействовать на все жизненные процессы. Атомы воздействуют друг на друга путем давления и толчков. Все это происходит механически с фатальной неизбежностью, в том числе и возникновение бесчисленных миров, находящихся на различных ступенях развития, и органических существ (через взаимные столкновения падающих с различной скоростью в пустоте атомов и образующиеся при этом вихревые движения).

 

Философия Демокрита — поворотный пункт в истории атеизма. Демокрит выступал против национальной религии, боги для него лишь воплощение явлений природы и человеческих свойств, например Зевс — для него солнце, Афина — разум. В области логики Демокрит особенное внимание уделяет определениям содержания и исследует также вопросы индукции, аналогии и гипотезы. Во всяком случае, Аристотель считал Демокрита своим предшественником в этой области. В сфере искусства Демокрит был поборником наивного реализма, который смотрит на искусство как на подражание природе. Этические взгляды Демокрита тесно связаны с его теорией познания и атомистическими установками. Радость возникает так же, как и восприятие. Истинное счастье, эвдемония, являющееся целью и мерой жизни, вытекает не из внешнего благополучия или чувственного удовлетворения, а из легкого движения атомов огня, которое определяет правильное понимание. Согласно античным источникам, Демокрит написал много математических работ, например по математической теории музыки и о перспективе. Из этих сочинений сохранились лишь фрагменты, в которых Демокрит на основе своих атомистических представлений (вероятно, путем разложения на слои) впервые представил объемы конуса и пирамиды, конечно, без строгого доказательства. Воззрения Демокрита, представляющие собой вершину материалистического и естественнонаучного учения античности, оказали большое влияние на философию последующих времен, в том числе на Эпикура, Лукреция, Гассенди, Галилея, Лейбница, и современную атомную физику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: