Дисциплина «Философия» включена в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин основных образовательных программ.
Курс является базовым в системе профессиональной подготовки выпускников классического университета. Роль его особенно возрастает в связи с переживаемой в современном мире гуманитаризацией образования. Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля.
В программе дисциплины «Философия» воссоздается картина возникновения, развития, современного состояния философии. Особое внимание уделяется основным философским учениям, творчеству выдающихся мыслителей, чьи идеи играли ключевую роль в истории культуры, в создании новых «образцов» миропонимания. История философии, таким образом, представлена не только в собственных именах, датах, событиях, названиях трактатов, но и как панорама философской мысли: уяснение природы, человека, познания, социальной жизни, политики, права, морали, религии, искусства, науки и техники. Ставится задача дать студентам систему философских знаний, научить их ориентироваться в истории философии, прослеживать в многообразии и постоянном обновлении взглядов философов единство, воспроизведение, дальнейшую проработку «вечных тем».
|
|
Поскольку задачей философии является развитие способности самостоятельного анализа и осмысления принципиальных вопросов мировоззрения, постоянно находившихся в поле внимания философов и глубоко волнующих людей сегодня, основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также дисциплин специализаций.
Программа составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, а также с учетом Примерной программы дисциплины «Философия» Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
– иметь представление о формировавшихся в философии и науке картинах мира, сущностных характеристиках человека, основных тенденциях развития общества, взаимоотношениях личности и общества, особенностях сознания, уровней и форм познавательной деятельности, в том числе научной, отличительных особенностях отечественной философской мысли, проблемах и течениях современной философии;
– знать предмет и назначение философии, ее роль в культуре, содержание основных понятий онтологии, гносеологии, философской антропологии, аксиологии, социальной философии и др. разделов философии, периодизацию философских направлений и школ, идеи ведущих мыслителей, связь элементов общества как системы, характеристики форм познавательной деятельности, философские проблемы конкретных наук, признаки современной цивилизации, характеристики взаимоотношений общества и природы;
|
|
– уметь классифицировать и систематизировать мировоззренческие представления, характеризовать политические, религиозные, правовые, нравственные, эстетические идеи и точки зрения их содержания, особенностей и методов применения, использовать знание различных моделей анализа человека в изучении психологии, педагогики, профессиональной этики, специальных дисциплин и в профессиональной деятельности, выбирать изучаемые в курсе методы познавательной деятельности для решения конкретных исследовательских и практических задач, оценивать культурно-цивилизационную идентичность России, представлять и описывать основные характеристики современного общества с точки зрения тенденций современной цивилизации и процессов глобализации;
– овладеть следующими ключевыми компетентностями:
знанием научных, философских, религиозных картин мира, фундаментальных концепций и принципов, с помощью которых описываются эти картины;
знанием взаимодействия духовного и телесного, биологического и социального в человеке, его отношения к природе и обществу, структурированности общества, движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе;
пониманием роли насилия и ненасилия в истории, нравственных обязанностей человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе;
пониманием многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
навыками аргументации, ведения дискуссии и полемики, работы с научной литературой.
Стержневые мировоззренческие идеи курса.
Философия является ядром культуры. Для определенного типа мировоззрения имеются системообразующие факторы. В любом виде общественной деятельности проявляется философско-методологическая ориентация субъекта. Человек есть биосоциальное существо. Для становления и развития личности очень велика роль самосознания. Одной из важнейших тем сегодня являются проблемы свободы, творчества, отчуждения. На ход истории человечества оказывает влияние понимание ее смысла, направленности развития. В мире существуют различные культуры, в том числе самобытная русская. Одновременно идет и процесс нарастания общих тенденций (технико-технологического плана), фиксируемых в понятии глобализации. Для решения глобальных проблем необходимо единение различных стран и регионов мира, изменение нравственных ориентиров, обеспечение свободы человека по отношению к силам природы и силам самой человеческой цивилизации.
Ведущие дискуссионные темы.
Каковы роль и функции философии в мире?
Каковы основные виды бытия?
В чем смысл понимания сознания как триединства разума, чувства, воли?
Что такое критерии научности знания? Каковы критерии научности знания?
Как соотносятся наука и ценности в социальном развитии?
В чем специфика Востока и Запада как типов цивилизации?
Каковы особенности русской культуры?
В чем суть тезиса о гуманитарном смысле истории?
Почему человек является проблемой для самого себя? Какое значение имеет проблема самоопределения человека?
Как соотносятся биологические и социальные детерминанты в становлении личности?
Какие личностные качества формируются в сфере деятельности (общения)?
Как влияет массовая культура на становление личности?
В чем причины социальной стратификации?
|
|
Каковы основные аспекты исследования социальных действий?
В чем единство и различие реформ, инноваций, революций? Какова судьба реформ в России?
Что означает поворот к человеку, происшедший в философии в XX в.?
В чем особенности духовной ситуации современности?
Каковы основные концепции будущего человечества и стратегии выживания?
Приоритетные формы, методы, технологии обучения.
При изучении курса философии применяются различные виды учебных занятий: лекции, семинарские занятия, индивидуальные занятия, консультации, самостоятельная работа.
Студенты должны освоить ряд специальных понятий, дающих возможность работать с концепциями и положениями философии. От них требуется овладение исследовательскими навыками, умение использовать теоретический материал для понимания современного этапа развития философии.
На семинарских занятиях предполагается выработка навыков чтения научных текстов, умений выражать и доказывать свою позицию по обсуждаемым проблемам.
Ставится также задача овладения навыками написания научных текстов, равно как знакомство со стилистикой современной гуманитарной культуры. В самостоятельную работу студента входит чтение учебной и научной литературы, выполнение заданий для самоконтроля (в том числе тестовых), написание рефератов, а также научных и литературных произведений (эссе, критический очерк и т.д.).
Темы для самостоятельной работы определены тематическим планом изучения дисциплины. К каждой теме предлагаются вопросы для проработки материала учебников и учебных пособий, для повторения, дискуссии, темы рефератов, указана обязательная и дополнительная литература, даны тестовые задания. Часть самостоятельной работы осуществляется под руководством преподавателя в аудитории.
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является экзамен. Экзамен проводится по билетам, которые включают два теоретических вопроса и три задания в тестовой форме.
Оценка знаний студентов производится по следующим критериям:
|
|
– оценка «отлично» выставляется студенту, если он правильно и полно ответил на вопросы, выбрал правильный вариант ответов в тестовых заданиях и дал корректный комментарий;
– оценка «хорошо» выставляется студенту, если он недостаточно полно ответил на один вопрос или сделал ошибку в выборе одного или двух вариантов ответа на тестовое задание;
– оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент выбрал неверные варианты ответа на тесты либо не дал ответа на один вопрос;
– оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент неверно выполнил три тестовых задания и не дал ответа на один вопрос.
Содержание курса
Раздел I. История философии:
Мыслители и школы
Что такое философия?
Понятие мировоззрения. Миф, религия, жизненная мудрость. Рождение философской мысли, ее предмет, темы. Мир и человек. Бытие и сознание. Практическое, познавательное, ценностное отношение человека к миру. Своеобразие философского познания. Познание и нравственность. Философия как знание, мудрость и стиль жизни. Роль философии в целостном самоопределении человека. Философия и ее история. Многообразие философских взглядов. Основные исторические типы философии.