Занятие 2. Философия Нового времени и Просвещения

1. Учение о субстанции (дуализм Декарта, монизм Спинозы, плюра­лизм Лейбница).

2. Методология научного поиска: рационализм, эмпиризм, интуитивизм.

3. Разум и свобода. Теории естественного права, либеральные идеи в филосо­фии Нового времени.

4. Общие характеристики философии европейского Просвещения. Условия возникновения. Социальное значение. Роль разума в познании и пре­образовании мира. Общественный прогресс.

5. Идеи естественного права Вольтера. «Естественная полити­ка» Дидро. Монтескье о формах правления, разделении властей, законах, политической свободе. Руссо о неравенстве, свободе, граж­данской культуре. Оценка религии.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое научная революция?

2. Какова роль научных революций в изменении миропонима­ния, становлении мировоззрения, формировании картины мира.

3. В чем суть механицизма как принципа миропониманияXVII в.?

4.Почему Галилей является основоположником современной физики?

5. В силу каких обстоятельств проблемы методологии научно­го познаний занимают столь существенное место в философии XVII в.?

6. Каковы, на Ваш взгляд, слабые стороны эмпиризма, раци­онализма, интуитивизма как методологических установок науки Нового времени?

7. Охарактеризуйте суть и аргументы субъективно идеалисти­ческого эмпиризма (Д.Юм) по вопросу принципиальных воз­можностей познания.

8. Согласны ли Вы с мнением Р. Декарта об истинном: «Никогда не принимать за истинное ничто, что я не признал бы таковым с очевидностью».

9. Как бы вы ответили на два знаменитых вопросов П. Бейля (1647—1706) — автора Исторического и критического словаря»(1695) и одного из прямых предшественников французских про­светителей: «В чем большее зло — в атеизме или в ложной рели­гии?»; «Могут ли атеисты быть нравственными людьми?».

10. Как вы понимаете утверждение Вольтера: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать»?

11. Что такое «культ разума», рожденный эпохой Просвеще­ния? Каково ваше отношение к нему? Кто из французских фило­софов XVIII в. отверг его и почему?

12. Какие социально-политические идеи эпохи Просвещения, по вашему мнению, являются актуальными в наши дни?

Темы рефератов

1. Социокультурные предпосылки формирования науки Ново­го времени.

2. Научная революция: естественнонаучное содержание, ми­ровоззренческие предпосылки и следствия.

3. Философские универсалии Нового времени — проблема по­нимания бытия, природы, познания, человека.

4. Учение о субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

5. Галилей — основатель современного естествознания.

6. Метод мысленного эксперимента.

7. Проблема научного исследования в философии Нового вре­мени.

8. Утверждение идеала объективного познания.

9. Эмпирическая традиция в новоевропейской философии.

10. Развитие математической логики в философии Нового вре­мени.

11. Лейбниц о принципе достаточного обоснования.

12. Скептицизм Юма.

13. Механистическая картина мира.

14. Деизм ипантеизм.

15. «Левиафан» Гоббса.

16. Идеи естественного права Т. Гоббса, Дж. Локка.

17.Либерализм Локка, Милля.

18.Материализм и идеализм в философии Просвещения.

19. Триумф и трагедия просветительского атеизма.

20. Эстетика Просвещения.

21. Просветительский идеал человека.

22. Проблемы воспитания в этике Просвещения.

23. Философия эпохи Просвещения и Великая французская революция.

24. Значение Энциклопедии наук, искусств и ремесел для фи­лософии Просвещения.

25. Великие авантюристы эпохи Просвещения (Казанова, Ка­лиостро, Сен-Жермен) — герои своего времени: философский смысл их идей и деяний.

26. Социальная философия Монтескье.

27. Антиклерикализм французского Просвещения: истоки, эво­люция, итоги.

28. Вольтер и Руссо — два «полюса» философии французского Просвещения.

29. «Обманы и Ричардсона, и Руссо»: философские аспекты литературы английского и французского Просвещения.

30. Просветительские идеи в английской этике ХVШ в. (Шефтсбери, Хатчесон, Мандевиль).

31.Основные направления философии немецкого Просвещения.

32. Философия немецкого Просвещения сквозь призму драматургии и поэзии Шиллера.

Литература

Основная

1. Философия: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. - (Высшее образование). (Гриф) -ИНФРА-М, 2010.

2. Философия: учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.— М.: Трикста; Академический Проект, 2007

3. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин.— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М.: Проспект, 2008

Дополнительная

Бэкон Ф. Соч. в 2 т. -М., 1977.

Галилей Г. Избранные труды.В 2 т. – M., 1964.

Гоббс Т. Соч. В 2 т - М., 1991.

Лейбниц Г. Соч. в 4 т. - М., 1982.

Локк Дж. Собр. соч. в трех томах. — М., 1985.

Ньютон Л. Математические начала натуральной философии. Собр. акад. А.Н. Крылова. Т.7. — M.-JI., 1936.

Паскаль Б. Мысли о религии. — М., 2001.

Док. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. - Т. 3. Новое время. — М., 1996.

Спиноза Б. Избранные произв. в 2 т. М., 2001.

Хесле В. Гении философии Нового времени. — М., 1992.

Юм Д. Соч. в 2 т. - М., 1965.

Английское свободомыслие: Д.Локк, Д.Толанд, А.Коллинз. – М., 1981.

Философия в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера. – М.: Наука, 1994.

Вольтер. Философские повести. – М., 1978.

Дидро. Племянник Рамо, Монахиня, Жак-фаталист и его хозяин.–М., 1972.

Жучков В А. Немецкая философия эпохи раннего Просвеще­ния — М., 1989.

История философии. — М., 1943.

Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. — М.:Мысль, 1981.

Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевро­пейская философия XVIII века. — М.: Высшая школа, 1986.

Монтескье. «Персидские письма». -М., 1966.

Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. — М.:Наука, 1993.

Руссо. «Исповедь». — М., 1970.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: