double arrow

Занятие 6. Проблема сознания в философии.


Сознательное и бессознательное

 

1. Сознание как интегральный способ выражения отношения человека к миру, другому человеку, самому себе. Основные модели анализа сознания в истории философии и философии ХХ века. Сознание и самосознание.

2. Бессознательноекак психический феномен. Энергетика и структура бессознательного по Фрейду. Эволюция представлений о бессознательном в неофрейдизме.

3. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки, их соотношение. Проблема искусственного интеллекта.

4. Эмоционально-психический мир сознания, структура и функции эмоциональных состояний.

 

Вопросы для обсуждения

1. В чем суть эволюционного подхода к проблеме происхождения сознания?

2. В чем отличие сознания человека от зачатков разумной дея­тельности у высших животных?

3. Какова роль самосознания в становлении и развитии личности?

4. Что вы понимаете под творческой природой сознания?

5. В чем смысл понимания сознания как триединства разума, чувства, воли?

6. «Как страшен может быть Разум, если он не служит челове­ку» (Софокл). Прокомментируйте высказывание.

7. Окажет ли влияние на ход истории человечества понимание ее смысла, направленности развития решение проблемы воз­никновения сознания?

Темы рефератов

1. Проблема единства языка и мышления в современной философии.

2. Структура и функции сознания.

3. Информационные ресурсы сознания.

4. Сознание и бессознательное. (Фрейд, Юнг, Райх, Хорни, Салливан).

5. Интуиция.

6. Мыслящий мозг и компьютер. (Проблема моделирования творческих процессов).

7. Игровое сознание и его функции.

8. Феномен «толпы» в свете понятийного анализа сознания.

Литература

Основная

1. Философия: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. - (Высшее образование). (Гриф) -ИНФРА-М, 2010.

2. Философия : учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина .— М. : Трикста; Академический Проект, 2007

3. Алексеев, П.В. Философия : учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин .— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М. : Проспект, 2008

Дополнительная

Гиш Дуэйн. Ученые креационисты отвечают своим крити­кам. - СПб., 1995.

Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. – СПб., 2001.

Косарев А. Философия мира. — М., 2000.




Лекторский В.А. Эпистемология классическая и некласси­ческая. – М., 2001.

М., 1995.

Селицкая И А. Теория познания: мышление и речь перво­бытного человека. –СПб., 1998.

Фатхуллин М.Ф. Человек творческий; почему? // Основы концепции биографической детерминации творческой активнос­ти человека. — М., 2001.

Хейзинга И. Homo ludens (человек играющий). — М., 2001.

Элективные курсы по философии, — М., 2001.

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. — М., 1964.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека. – Р. н/ Д.., 1994.

Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1983.

Зигмунд Фрейд и психоанализ в контексте австрийской и русской культур (материалы российско-австрийской конференции) // Вопросы философии. – 2000. № 10.

Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. – М., 1990.

Петров М.К. Язык, знак, культура. – М., 1991.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1989.

Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.

Фрейд З. Будущность одной иллюзии. – М.-Л., 1930.

Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1986.

Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

Юнг К.Г. Психологические типы. – М., 1992.

Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М., 1994.

Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. – М., 1997.

Язык и интеллект. – М., 1993.

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: