Предмет и задачи физиологии, связь ее с другими дисциплинами, значение. Методы физиологических исследований. Основные свойства живого организма.
Физиология - наука о функциях и процессах живых организмов, их отдельных систем, органов и тканей и структурных элементов.
Функция - специфическая деятельность системы или органа. ЖКТ - секреторная, моторная, всасывательная. Функция дыхания - обмен кислорода и углекислого газа.
Процесс - последовательная смена явлений или состояний в развитии действия или совокупность действий, направленных на достижение приспособительного результата
Физиология делится на физиологию растений, животных и человека.
Физиология человека делится на нормальную, патологическую и клиническую.
Нормальная физиология - наука о жизнедеятельности здорового человека и физиологических основах здорового образа жизни.
Норма - это пределы оптимального функционирования живой системы.
Физиологическая норма - биологический оптимум жизнедеятельности. Под оптимальным функционированием живой системы понимают наиболее согласованное и эффективное сочетание всех ее процессов, лучшее из реально возможных состояний и направленное на приспособление к условиям обитания.
Задачи физиологии.
1. Понять механизм функции каждого органа.
2. Определить с какой целью осуществляется данная функция в клетке, органе, ткани или системе.
3. Выяснить механизмы регуляции функций.
4. Изучить закономерности взаимодействия органов при объединении в системы.
5. Изучить взаимодействие организма и среды.
6. Выработать физиологическое или функциональное мышление.
7. Сформировать методическую подготовку основ функциональной диагностики.
8. Выработать оценку уровня здоровья и способы его укрепления.
Физиологию подразделяют на общую, частную и прикладную.
Общая физиология изучает физиологию клетки и общие закономерности протекания процессов в организме.
Частная физиология рассматривает функции тканей и систем органов.
Прикладная физиология - это физиология отдельных классов животных и физиологии человека с его специфическими формами деятельности (физиология питания, работы, спорта).
Физиология связана с морфологическими дисциплинами: анатомией, физиологией и гистологией. В основе физиологических процессов идут физические и химические явления. Физиология является базой все последующих клинических дисциплин.
Физиология - экспериментальная наука. Основной метод исследования - эксперимент или опыт.
В физиологии существую две категории опытов:
1. Острый опыт. Проводятся на животных в условиях наркоза или обездвиживания, и при этом применяются различные методы воздействия: раздражение, перерезка нервов, перевязка сосудов, частичное или полное удаление органа. Недостатком острого опыта является то, что опыт можно провести однократно. Этот вид опыта носит название аналитического подхода.
2. Оперативно-хирургический метод (разработан Павловым). На животном проводилась хирургическая операция. После операции уже в естественных условиях можно было изучать различные процессы. Наблюдения можно проводить многократно - хронический опыт, который дает возможность изучить функции в нормальном состоянии, наблюдать их длительно.
Кроме того в исследованиях применяется клиническое наблюдение - в условиях патологии удается выделить, как изменились функции организма. В экспериментах на животных воспроизводится тот или иной патологический процесс, создаются экспериментальные модели.
Научные исследования начинаются с создания гипотезы, которая требуют доказательств.
Организм человека.
Организм - это самостоятельно существующая единица органического мира, представляющая саморегулирующую систему, реагирующую как единое целое на изменения окружающей среды.
Уровень организации.
Можно выделить молекулярный, клеточный, тканевой, органный и системный.
Кроме анатомических систем органов в физиологии используется понятие функциональных систем.
Основные функции: обмен вещества и энергии, движение, рост, размножение, развитие, питание, пищеварение, дыхание, выделение.
Важную роль в функционировании организма играет постоянство внутренней среды - гомеостаз.
Все живые структуры способны реагировать на воздействия окружающей среды. Эта способность называется раздражимостью. В некоторых органах на воздействия внешней среды возникают специфические ответы. Такое свойство ткани носит название возбудимость. При проявлении действия возникает физиологическая реакция - состояние возбуждения. Раздражители, которые могут вызвать реакцию принято делить на адекватные и неадекватные. Адекватными раздражениями являются те, к которым есть приспособленность.
Раздражители делят по силе на пороговые, надпороговые и подпороговые.
Пороговым является та сила раздражителя, которая дает реакцию (реобаза).
Надпороговые раздражители как правило вызывают большую пороговую реакцию.
Закон "Все или ничего". При подпороговом воздействии нет реакции, а при пороговом - максимальное проявление. При надпороговом воздействии реакция не меняется.
Кроме силы раздражителя большое значение имеет время его действия.
Так же для реакции необходимо определенное время воздействия. Полезное время - это время действия раздражителя пороговой величины до появления возбуждения.
Хронаксия - время для действия силы раздражителя, равного двум реобазам. Между силой раздражителя и силой его действия возникает обратная зависимость.
Ответные реакции в организме проявляются циклически. Возбуждение не может длится бесконечно долго, оно прерывается. Это обусловлено тем, что во время возбуждения утрачивается функция возбудимости - рефрактерность. Выделяют абсолютную рефроктерность (никакие раздражители не могут вызвать ответную реакция), относительная рефроктерность (есть раздражители, которые вызовут дополнительно возбуждение).
Рефлекс - ответная реакция целостного организма с участие ЦНС.
Управлять физиологическими функциями можно при помощи межклеточных контактов, кроме того клетки вырабатывают и выделяют специфические химические вещества и воздействуют на функционирование самих клеток (аутокринная регуляция) или на другие клетки (патокринные). Железы внутренней секреции выделяют гормоны в кровь, и током крови эти гормоны разносятся к разным тканям и органам и выполняют гуморальную регуляцию. Так же возможна нервная регуляция.
При регуляции функции важным является механизм обратной связи. Это сигналы, поступающие от исполнительных органов.
Организм, как единое целое.
Человек относится к классу позвоночных. Позвоночник выполняет опорную функцию. К нему добавляется скелет. Позвоночник вместе со скелетом составляет опору, к которому прикрепляются мягкие ткани. Человек обладает билатеральной симметрией, в организме имеется большое количество парных органов, они расположены латеральные осевой линии. Непарные органы более приближены или находятся на осевой линии.
Важной особенностью является наличие молочных желез.