Организм, как единое целое

Предмет и задачи физиологии, связь ее с другими дисциплинами, значение. Методы физиологических исследований. Основные свойства живого организма.

Физиология - наука о функциях и процессах живых организмов, их отдельных систем, органов и тканей и структурных элементов.

Функция - специфическая деятельность системы или органа. ЖКТ - секреторная, моторная, всасывательная. Функция дыхания - обмен кислорода и углекислого газа.

Процесс - последовательная смена явлений или состояний в развитии действия или совокупность действий, направленных на достижение приспособительного результата

 

Физиология делится на физиологию растений, животных и человека.

Физиология человека делится на нормальную, патологическую и клиническую.

Нормальная физиология - наука о жизнедеятельности здорового человека и физиологических основах здорового образа жизни.

Норма - это пределы оптимального функционирования живой системы.

Физиологическая норма - биологический оптимум жизнедеятельности. Под оптимальным функционированием живой системы понимают наиболее согласованное и эффективное сочетание всех ее процессов, лучшее из реально возможных состояний и направленное на приспособление к условиям обитания.

 

Задачи физиологии.

1. Понять механизм функции каждого органа.

2. Определить с какой целью осуществляется данная функция в клетке, органе, ткани или системе.

3. Выяснить механизмы регуляции функций.

4. Изучить закономерности взаимодействия органов при объединении в системы.

5. Изучить взаимодействие организма и среды.

6. Выработать физиологическое или функциональное мышление.

7. Сформировать методическую подготовку основ функциональной диагностики.

8. Выработать оценку уровня здоровья и способы его укрепления.

 

Физиологию подразделяют на общую, частную и прикладную.

Общая физиология изучает физиологию клетки и общие закономерности протекания процессов в организме.

Частная физиология рассматривает функции тканей и систем органов.

Прикладная физиология - это физиология отдельных классов животных и физиологии человека с его специфическими формами деятельности (физиология питания, работы, спорта).

 

Физиология связана с морфологическими дисциплинами: анатомией, физиологией и гистологией. В основе физиологических процессов идут физические и химические явления. Физиология является базой все последующих клинических дисциплин.

 

Физиология - экспериментальная наука. Основной метод исследования - эксперимент или опыт.

В физиологии существую две категории опытов:

1. Острый опыт. Проводятся на животных в условиях наркоза или обездвиживания, и при этом применяются различные методы воздействия: раздражение, перерезка нервов, перевязка сосудов, частичное или полное удаление органа. Недостатком острого опыта является то, что опыт можно провести однократно. Этот вид опыта носит название аналитического подхода.

2. Оперативно-хирургический метод (разработан Павловым). На животном проводилась хирургическая операция. После операции уже в естественных условиях можно было изучать различные процессы. Наблюдения можно проводить многократно - хронический опыт, который дает возможность изучить функции в нормальном состоянии, наблюдать их длительно.

 

Кроме того в исследованиях применяется клиническое наблюдение - в условиях патологии удается выделить, как изменились функции организма. В экспериментах на животных воспроизводится тот или иной патологический процесс, создаются экспериментальные модели.

Научные исследования начинаются с создания гипотезы, которая требуют доказательств.

 

Организм человека.

Организм - это самостоятельно существующая единица органического мира, представляющая саморегулирующую систему, реагирующую как единое целое на изменения окружающей среды.

 

Уровень организации.

Можно выделить молекулярный, клеточный, тканевой, органный и системный.

Кроме анатомических систем органов в физиологии используется понятие функциональных систем.

Основные функции: обмен вещества и энергии, движение, рост, размножение, развитие, питание, пищеварение, дыхание, выделение.

 

Важную роль в функционировании организма играет постоянство внутренней среды - гомеостаз.

 

Все живые структуры способны реагировать на воздействия окружающей среды. Эта способность называется раздражимостью. В некоторых органах на воздействия внешней среды возникают специфические ответы. Такое свойство ткани носит название возбудимость. При проявлении действия возникает физиологическая реакция - состояние возбуждения. Раздражители, которые могут вызвать реакцию принято делить на адекватные и неадекватные. Адекватными раздражениями являются те, к которым есть приспособленность.

 

Раздражители делят по силе на пороговые, надпороговые и подпороговые.

Пороговым является та сила раздражителя, которая дает реакцию (реобаза).

Надпороговые раздражители как правило вызывают большую пороговую реакцию.

 

Закон "Все или ничего". При подпороговом воздействии нет реакции, а при пороговом - максимальное проявление. При надпороговом воздействии реакция не меняется.

 

Кроме силы раздражителя большое значение имеет время его действия.

 

Так же для реакции необходимо определенное время воздействия. Полезное время - это время действия раздражителя пороговой величины до появления возбуждения.

Хронаксия - время для действия силы раздражителя, равного двум реобазам. Между силой раздражителя и силой его действия возникает обратная зависимость.

 

Ответные реакции в организме проявляются циклически. Возбуждение не может длится бесконечно долго, оно прерывается. Это обусловлено тем, что во время возбуждения утрачивается функция возбудимости - рефрактерность. Выделяют абсолютную рефроктерность (никакие раздражители не могут вызвать ответную реакция), относительная рефроктерность (есть раздражители, которые вызовут дополнительно возбуждение).

 

Рефлекс - ответная реакция целостного организма с участие ЦНС.

 

Управлять физиологическими функциями можно при помощи межклеточных контактов, кроме того клетки вырабатывают и выделяют специфические химические вещества и воздействуют на функционирование самих клеток (аутокринная регуляция) или на другие клетки (патокринные). Железы внутренней секреции выделяют гормоны в кровь, и током крови эти гормоны разносятся к разным тканям и органам и выполняют гуморальную регуляцию. Так же возможна нервная регуляция.

При регуляции функции важным является механизм обратной связи. Это сигналы, поступающие от исполнительных органов.

 

Организм, как единое целое.

Человек относится к классу позвоночных. Позвоночник выполняет опорную функцию. К нему добавляется скелет. Позвоночник вместе со скелетом составляет опору, к которому прикрепляются мягкие ткани. Человек обладает билатеральной симметрией, в организме имеется большое количество парных органов, они расположены латеральные осевой линии. Непарные органы более приближены или находятся на осевой линии.

Важной особенностью является наличие молочных желез.




double arrow
Сейчас читают про: