ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЯТИГОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ И МИКРОБИОЛОГИИ
Е.Г. ДОРКИНА
ОБЩАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ.
ЧАСТЬ 2
ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ
Методические указания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 1 курса очной формы обучения по дисциплине
С2.Б.12 – МИКРОБИОЛОГИЯ
Пятигорск 2012
УДК 576.8.095 (07)
ББК 52.6 я 73
Д 68
Рецензент: зав. каф. биологии и физиологии, к.б.н. Л.Е. Назарова
Е.Г. Доркина
Д 68 Общая микробиология. Часть 2. Физиология микроорганизмов: методические указания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 1 курса очной формы обучения по дисциплине С2.Б.12 – МИКРОБИОЛОГИЯ/ Е.Г. Доркина. – Пятигорск: Пятигорская ГФА. 2012. – 42 с.
Методические указания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по микробиологии «Общая микробиология. Часть 2. Физиология микроорганизмов» составлены в соответствии с Примерной программой по микробиологии, утвержденной в соответствии с ФГОСТ-3 ВПО для студентов очной формы обучения. В указаниях содержатся сведения по основным теоретическим вопросам физиологии микроорганизмов (питание, дыхание, обмен веществ, размножение), практические сведения по культивированию бактерий, вирусов, риккетсий, хламидий, по выделению и идентификации чистых культур аэробных и анаэробных бактерий. Данное пособие предназначено для студентов очной формы обучения и преследует цель облегчить и сделать более успешной самостоятельную подготовку студентами теоретических вопросов при подготовке к занятию и работе на занятии.
|
|
УДК 576. 8. 095 (07)
ББК 52.6 я 73
Допущено к внутривузовскому изданию
Председатель ЭМС
проф. _____________________ В.В. Гацан
Протокол № от «» 2012 г.
Ó Пятигорская государственная фармацевтическая академия, 2012
Цель раздела. Изучить питание, дыхание, размножение и ферментативную активность микроорганизмов, уметь использовать эти знания для овладения методами культивирования микробов, уметь подобрать питательную среду для культивирования различных микроорганизмов, аэробов и анаэробов; изучить состав и освоить методы приготовления питательных сред, а также овладеть методами выделения чистых культур и их идентификации, изучить особенности культивирования вирусов и риккетсий.
Учебно-целевые вопросы раздела. Химический состав бактерий. Источники углерода, азота, макро- и микроэлементов, ростовых факторов. Типы питания бактерий, механизмы переноса питательных веществ в бактериальную клетку. Аутотрофы и гетеротрофы. Фототрофы и хемотрофы. Получение энергии у фотоаутотрофов, хемоаутотрофов, хемоорганогетеротрофов. Анаэробный и аэробный типы биологического окисления. Условия, необходимые для культивирования микроорганизмов. Питательные среды. Особенности культивирования риккетсий, хламидий и вирусов. Ферменты микробов, их роль в микробных клетках и вирусах. Связь отдельных ферментов со структурными элементами клетки. Методы изучения ферментативной активности и использование ее для идентификации микроорганизмов. Применение ферментов в биотехнологии и других областях. Механизм и скорость размножения бактерий. Особенности роста в жидкой питательной среде. Колонии микроорганизмов. Образование микробами пигментов, токсинов, витаминов, аминокислот, полисахаридов и других веществ. Принципы выделения и идентификации чистых культур аэробных и анаэробных бактерий.
|
|
занятие № 1. тема: типы и механизмы питания бактерий. культивирование бактерий. питательные среды. выделение чистой культуры аэробов (I эТАП).