Частное учреждение образования
«Минский институт управления»
Физиология поведения
Учебно-методический комплекс
Для студентов специальности
ПСИХОЛОГИЯ
Издание, переработанное и дополненное.
Минск
Изд-во МИУ
Автор-составитель М.Н. Мисюк
Доцент кафедры юридической психологии МИУ,
Кандидат медицинских наук, доцент психологии,
Врач высшей категории
Учебно - методический комплекс содержит курс лекций по всем темам дисциплины «Физиология поведения».
В учебно-методическом комплексе раскрыто содержание дисциплины, определены её цели и задачи, место в учебном процессе.
Представлены вопросы для самоподготовки и список литературы, рекомендуемой для изучения в процессе самостоятельной работы.
Комплекс предназначен для студентов факультета правоведения дневной и заочной формы обучения.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение………………………………………………………………………… 5
Лекция 1. Общие вопросы физиологии поведения…………………………….7
|
|
Лекция 2. Роль физиологических систем организма в регуляции поведения человека………………………………………………………………. ………....14
Лекция 3. Методы психофизиологических исследований………………...................................................................................21
Лекция 4. Управляющие и рабочие системы организма…………...28
Лекция 5. Основы жизнедеятельности…………………………………………..35 Лекция 6. Терморегуляция………………………………………………………45 Лекция 7. Жидкие среды организма…………………………………………….53 Лекция 8. Железы внутренней секреции………………………………………..62 Лекция 9. Гипоталамо-гипофизарная система. Эндокринная функция печени и почек…………………………................................................................................ 73 Лекция 10. Организация нервной системы……………………………..……….78
Лекция 11. Проведение возбуждения………………..................88
Лекция 12. Синаптическая передача…………………………………………94
Лекция 13. Строение позвоночника и спинного мозга…………...........101
Лекция 14. Физиология вегетативной нервной системы………………..106
Лекция 15. Нервная регуляция функций внутренних органов………..112
Лекция 16. Сенсорные системы. Общая модель сенсорной системы…..117
Лекция 17. Общие свойства сенсорных систем.
Анатомия и физиология органов вкуса и обоняния…………………………..123
Лекция 18. Анатомия и физиология кожи. …………………………………….130
Лекция 19. Нейрофизиология боли …………………………..134
Лекция 20. Анатомия и физиология зрительной системы…………………142
Лекция 21. Анатомия и физиология органов слуха и равновесия …….149
Лекция 22. Управление движениями……………..156
Лекция 23. Сон………………………………………………………………….. 166
|
|
Лекция 24. Функциональные состояния……………………………..….……………………………………….175
Лекция 25. Психофизиология внимания…………………………….…………………………………………...185
Лекция 26. Эмоции…………………………………………………………………………..191
Лекция 27. Адаптационный синдром………………………………………………………………………..…198
Лекция 28. Мотивация……………………………………………………..…........................204
Лекция 29.Общие принципы организации поведения……………….……………………………………………………… 216
Лекция 30. Психофизиология бессознательного……………………..……………………………………….... 229
Лекция 31. Психофизиология сознания………………………………………………………………………....241 Лекция 32. Психофизиология памяти……….…………………………………………………………………...253
Лекция 33. Психофизиология научения………………………………………………………........................... 266
Лекция 34. Системные механизмы поведения…………………………………………………. …………………… 278
Лекция 35. Системная архитектоника поведенческих актов…………………………………... …………………………………………287
Лекция 36. Психическая деятельность человека………………………………………………………………………….395
Вопросы для самоподготовки по дисциплине «Физиология поведения»…..407
Литература………………………………………………………………………445
«Первая причина всякого человеческого действия лежит вне его», «душа по своей сущности есть продукт мозга»
И.М. Сеченов.
Введение
Физиология (от греч. physis – природа и logos – учение) – наука о жизнедеятельности целостного организма и отдельных его частей: клеток, тканей, органов, функциональных систем. Физиология стремится вскрыть механизмы осуществления функций живого организма, их связь между собой, регуляцию и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития особи.
Физиологические закономерности основаны на данных о макро- и микроскопической структуре органов и тканей, о биохимических и биофизических процессах, протекающих в клетках, органах и тканях. Физиология синтезирует конкретные сведения, полученные анатомией, гистологией, цитологией, молекулярной биологией, биохимией, биофизикой и другими науками, объединяя их в единую систему знаний об организме.
Таким образом, физиология является наукой, осуществляющей системный подход, т.е. исследование организма и всех его элементов как систем.
Задачи изучения предмета:
- Способствовать выработке представлений о физиологии поведения, изучающей принципы организации и механизмы функционирования живых организмов, где организм рассматривается как целостная иерархическая система, находящаяся в динамике и др.
- Передать знания основ этиологии, патогенеза, терапии различных патологических состояний.
- Обучить анализу физиологических процессов для решения разнообразных задач, связанных с профессиональной деятельностью психолога.
Студенты должны знать:
- Основы анатомии и физиологии головного и спинного мозга.
- Психофизиологию сознания, бессознательного состояний.
- Иметь представление об общей и клеточной физиологии, физиологии нервно-мышечной системы.
- Основы функционирования эндокринной системы и жидких сред организма.
- Современные теории сна и сновидений.
- Структуру индивидуальности в дифференциальной психофизиологии.
Студенты должны уметь:
- Владеть основами морфологии на макро - и микроуровне.
- Ориентироваться в психофизиологии памяти, эмоций, функциональных состояний, внимания.
- Владеть методами психофизиологического научения.
- Иметь представление о связанных с событиями потенциалах мозга (ССП).
- Использовать приобретенные знания для понимания профессиональных задач и их решения.
|
|
Связь дисциплины с другими учебными предметами
Изучение дисциплины основано на использовании знаний, полученных студентами по таким дисциплинам, как общая и медицинская психология, судебная медицина и судебная психиатрия, биология, анатомия и физиология человека и др.
[7] Стр. 8 -9.
[10] Стр. 6.
Лекция 1