МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
по учебной дисциплине: «Теория экономических информационных систем»
(наименование учебной дисциплины)
по специальности: 09.03.03 Прикладная информатика
(наименование специальности подготовки)
Обсуждено на заседании кафедры
«31» августа 2016 г.
протокол № 1
Самара
Содержание
Введение…………………………………………………………… 3
1. Структура и содержание контрольной работы……………. 6
2. Описание организационной структуры компании……….. 8
3. Экономическая интерпретация организационной
системы действующей компании…………………………… 13
4. Уровни управления компании………………………………. 16
5. Определение задач координирования……………………… 20
6. Сбор данных об используемых программных продуктах... 22
Список использованных источников…………………………… 24
Введение
С момента возникновения общества происходит непрерывное развитие экономики и других сфер человеческой деятельности, сопровождающееся соответствующей системой передачи, обработки и хранения информации. В настоящее время функционирование информационных систем связано с применением вычислительной техники и имеет различное назначение.
|
|
Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления. Информационная система создается для конкретного экономического объекта и в определенной мере копирует взаимосвязи элементов объекта, т.е. учитывает его организационную структуру управления.
В курсе «Теория экономических информационных систем» (ТЭИС) рассматриваются на концептуальном уровне различные модели представления информации (реляционная, сетевая, иерархическая базы данных) и модели знаний (продукционные модели, семантические сети, фреймы). Модели знаний трактуются как развитие баз данных, позволяющие получать сведения, не хранящиеся в ЭИС. Им соответствуют экспертные или советующие информационные системы, поддерживающие принятие управленческих решений в экономической сфере, получающие все большее распространение в настоящее время.
Эффективность применения экономических информационных систем для управления экономическими объектами (предприятиями, банками, торговыми организациями, государственными учреждениями и т.п.) зависит от широты охвата и интегрированности на их основе функций управления, от способности оперативно подготавливаться к изменениям внешней среды и информационных потребностей.
|
|
В условиях рыночной экономики уровень конкурентоспособности компании во многом определяется состоянием ее информационной системой. Важность постоянного совершенствования ЭИС объясняется и тем фактом, что за год обычно меняется 10-40 % первичных документов и 20-50 % выходных документов.
В современных условиях, когда предприятиям дана самостоятельность в разработке своих производственных программ, планов производственного и социального развития, в определении стратегии в области ценовой политики, существенно возрастает ответственность руководителей за принимаемые ими управленческие решения. Для выработки эффективных и оперативных решений управляющим необходима достоверная информация о производственном, финансовом положении предприятия, а также о его внутреннем устройстве и функционировании.
Управленческий аппарат любого предприятия имеет трехуровневую структуру: высший, средний и оперативный. На каждом уровне приходится решать свои задачи: стратегические, тактические и оперативные. В зависимости от решаемых задач разрабатываются и применяются информационные системы разного назначения (бухгалтерские, статистические, автоматизированные рабочие места (АРМ), системы поддержки принятия решений (экспертные системы) и др.)
Внедрение информационных систем может способствовать:
- получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.;
- освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
- обеспечению достоверности информации;
- замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;
- совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;
- уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;
- предоставлению потребителям уникальных услуг;
- отысканию новых рыночных ниш;
- привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.
Начальным шагом в процессе проектирования ЭИС является обследование предметной области: границы предметной области и возможности ее расширения, перечень объектов, информационные потребности потребителей и т.д. Все эти вопросы в первую очередь связаны с изучением структуры управления экономическим объектом, что и составляет основную задачу настоящей контрольной работы.
Структура и содержание контрольной работы
Существуют различные подходы к анализу структуры предприятия в зависимости от целей и задач исследования. Так, например, при разработке реинжиниринга бизнес-процессов структура предприятия изучается с позиции потребителей. Нас будет интересовать структура какого-либо действующего предприятия с позиции применения теории многоуровневых систем в теории организации. Такой подход при необходимости дает возможность реализации математического моделирования объекта для анализа поведения организации.
Структура контрольной работы приведена на рисунке 1.
Рисунок 1
Начинать следует с выбора конкретного предприятия, компании или организации с любой формой собственности.
Анализ организационной структуры компании проводить в соответствии с этапами таблицы 1 и указаниями разделов методического пособия.
Результаты выполнения контрольной работы оформить в виде пояснительной записки с учетом требований стандартов на выполнение текстовых документов.
Таблица 1 –Структура и содержание контрольной работы
|
|
Наименование | № этапов | Наименование этапов |
Составление организационной структуры компании | Выбор компании | |
Определение цели функционирования компании | ||
Составление структуры компании | ||
Экономическая интерпретация организационной структуры компании | Описание функциональных подразделений компании Определение линейных и вспомогательных структур компании | |
Описание уровней управления компании | Описание основных целей и задач высшего уровня управления | |
Описание основных целей и задач среднего уровня управления | ||
Описание основных целей и задач оперативного уровня управления | ||
Определение задач координирования | Определение глобальных задач координирования | |
Определение исполнителей ролей «координатора и кормчего» | ||
Сбор данных об используемых программных продуктах | Описание используемых АРМ, программ, сетей и т.п. | |
Обзор ЭИС, используемых на предприятии с указанием задач, которые они решают | ||
Оформление пояснительной записки | Оформление результатов исследования |