Развитии двигательной функции у детей разного школьного возраста

Имеется ряд общих закономерностей развития с возрастом моторных ка-

честв: гетерохронность, разнонаправленность и наличие сензитивных перио-

дов.

Первой особенностью возрастного развития является то, что разные ка-

чества достигают своего максимального развития в различном возрасте, что

свидетельствует о гетерохронности (разновременности) созревания функ-

циональных систем. Быстрота и частота движений достигают максимального

развития уже в 13-15 лет. К этому же возрасту заканчивается в основном раз-

витие координационных возможностей человека: меткости баллистических

движений, точности дифференцирования амплитуды и усилий. Позже дости-

гает максимального развития выносливость к статистическим усилиям (в 18-

20 лет). Мышечная сила и аэробная выносливость к динамической работе

достигают максимума в 25-30 лет. У женщин сроки достижения максимума

развития моторных качеств меньше на 1-2 года.

Второй особенностью возрастного развития моторных качеств является

разнонаправленность их изменения в отдельные возрастные периоды, в част-

ности – в период полового созревания. Скоростно-силовые качества в этот

период растут интенсивно, а координированность (точность дифференциро-

вания и воспроизведения амплитуд и усилий) часто даже ухудшается. Проис-

ходит это потому, что наблюдающаяся в этот период гормональная пере-

стройка организма приводит к росту возбуждения и подвижности нервных

процессов, которые способствуют проявлению скоростно-силовых качеств, но затрудняют управление соразмерностью движений из-за искажения субъ-

ективных эталонов движений в сторону их увеличения.

Следует учитывать и анатомо-морфологические изменения, происходя-

щие в этот период у детей. Увеличение длины тела и конечностей приводит к

изменению биомеханической структуры движений, что требует выработки

новых координаций.

Третьей особенностью возрастного развития психомоторных качеств яв-

ляется наличие сенситивных периодов, во время которых наблюдается наи-

большее развитие той или иной функции при ее упражнении.

Например, такое качество, как подвижность в тазобедренных суставах

(выворотность), развивается до 12-15 лет. Если пропустить этот возраст, то

выворотность развить практически невозможно.

Гибкость (подвижность позвоночного столба) определяет успешность

выполнения упражнений в гимнастике и акробатике, в прыжках в воду, пла-

вании, барьерном беге. Подвижность в плечевом суставе важна для пловцов

и метателей, в локтевом – в спортивных играх и т.д. Подвижность позвоноч-

ного столба при сгибательных движениях и подвижность в тазобедренных

суставах лучше у представительниц спортивной гимнастики, а подвижность

позвоночного столба при разгибательных движениях лучше у девушек, зани-

мающихся художественной гимнастикой.

Большой эффект в развитии подвижности позвоночного столба (гиб-

кость) достигается в том случае, когда целенаправленное развитие начинает

осуществляться уже в раннем школьном возрасте. В более позднем возрасте

(начиная с 13-14 лет) подвижность в суставах совершенствуется с большим

трудом. Практика показывает также, что научить человека кататься на конь-

ках, ездить на велосипеде и плавать легче в дошкольном возрасте, потому

что в эти годы активно развиваются органы равновесия, меньше выражены

реакции, связанные с боязнью.

Понятие ловкость не имеет общепризнанного определения среди уче-

ных. Одно из определений ловкости – возможность человека совершать про-

странственно точные и своевременные действия.

3. Физиология развития физических качеств. Анатомо-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: