Имеется ряд общих закономерностей развития с возрастом моторных ка-
честв: гетерохронность, разнонаправленность и наличие сензитивных перио-
дов.
Первой особенностью возрастного развития является то, что разные ка-
чества достигают своего максимального развития в различном возрасте, что
свидетельствует о гетерохронности (разновременности) созревания функ-
циональных систем. Быстрота и частота движений достигают максимального
развития уже в 13-15 лет. К этому же возрасту заканчивается в основном раз-
витие координационных возможностей человека: меткости баллистических
движений, точности дифференцирования амплитуды и усилий. Позже дости-
гает максимального развития выносливость к статистическим усилиям (в 18-
20 лет). Мышечная сила и аэробная выносливость к динамической работе
достигают максимума в 25-30 лет. У женщин сроки достижения максимума
развития моторных качеств меньше на 1-2 года.
Второй особенностью возрастного развития моторных качеств является
|
|
разнонаправленность их изменения в отдельные возрастные периоды, в част-
ности – в период полового созревания. Скоростно-силовые качества в этот
период растут интенсивно, а координированность (точность дифференциро-
вания и воспроизведения амплитуд и усилий) часто даже ухудшается. Проис-
ходит это потому, что наблюдающаяся в этот период гормональная пере-
стройка организма приводит к росту возбуждения и подвижности нервных
процессов, которые способствуют проявлению скоростно-силовых качеств, но затрудняют управление соразмерностью движений из-за искажения субъ-
ективных эталонов движений в сторону их увеличения.
Следует учитывать и анатомо-морфологические изменения, происходя-
щие в этот период у детей. Увеличение длины тела и конечностей приводит к
изменению биомеханической структуры движений, что требует выработки
новых координаций.
Третьей особенностью возрастного развития психомоторных качеств яв-
ляется наличие сенситивных периодов, во время которых наблюдается наи-
большее развитие той или иной функции при ее упражнении.
Например, такое качество, как подвижность в тазобедренных суставах
(выворотность), развивается до 12-15 лет. Если пропустить этот возраст, то
выворотность развить практически невозможно.
Гибкость (подвижность позвоночного столба) определяет успешность
выполнения упражнений в гимнастике и акробатике, в прыжках в воду, пла-
вании, барьерном беге. Подвижность в плечевом суставе важна для пловцов
и метателей, в локтевом – в спортивных играх и т.д. Подвижность позвоноч-
ного столба при сгибательных движениях и подвижность в тазобедренных
|
|
суставах лучше у представительниц спортивной гимнастики, а подвижность
позвоночного столба при разгибательных движениях лучше у девушек, зани-
мающихся художественной гимнастикой.
Большой эффект в развитии подвижности позвоночного столба (гиб-
кость) достигается в том случае, когда целенаправленное развитие начинает
осуществляться уже в раннем школьном возрасте. В более позднем возрасте
(начиная с 13-14 лет) подвижность в суставах совершенствуется с большим
трудом. Практика показывает также, что научить человека кататься на конь-
ках, ездить на велосипеде и плавать легче в дошкольном возрасте, потому
что в эти годы активно развиваются органы равновесия, меньше выражены
реакции, связанные с боязнью.
Понятие ловкость не имеет общепризнанного определения среди уче-
ных. Одно из определений ловкости – возможность человека совершать про-
странственно точные и своевременные действия.
3. Физиология развития физических качеств. Анатомо-