Показатели и критерии выносливости

Выносливость характеризуется временем сохранения работоспособности

и повышенной сопротивляемости организма к утомлению при работе.

Выносливость к статическим усилиям с возрастом повышается. Ее фи-

зиологическим механизмом является способность нервной системы длитель-

но поддерживать состояние непрерывного возбуждения нервных центров без

наступления запредельного торможения. Повышение выносливости к стати-ческим усилиям различных мышечных групп происходит неравномерно. Так,

выносливость к статическим усилиям мышц предплечья, туловища и икро-

ножной мышцы наиболее значительно повышается у детей младшего школь-

ного возраста. В 8-11 лет наименьшая выносливость к статическим усилиям

наблюдается в разгибателях туловища, а наибольшая – в сгибателях и разги-

бателях предплечья.

Общая выносливость характеризует способность человека выполнять

динамическую работу умеренной интенсивности в течение длительного вре-

мени. В основе выносливости лежит повышение энергетического потенциала

организма уровня вегетативных систем, устойчивости нервных центров к

длительно действующим на них импульсам с периферии.

Скоростная выносливость характеризуется способностью поддерживать

высокий темп движений. Ее физиологической основой является развитие

функциональной устойчивости нервных клеток к высоким ритмам оказывае-

мых на них воздействий, повышение лабильности нервно-мышечной переда-

чи, повышение скорости окислительно-восстановительных процессов. Разви-

тие скоростной выносливости происходит на базе общей выносливости. Ско-

ростная выносливость требует увеличения как аэробных, так и анаэробных

возможностей организма. С целью повышения устойчивости организма к ра-

боте в условиях дефицита кислорода и избытка кислых продуктов в крови

можно применять специальные упражнения: задержку дыхания, пребывание

в условиях высокогорья и среднегорья.

Силовая выносливость характеризуется сохранением работоспособности

при динамической работе со значительными нагрузками.

Физическая нагрузка повышает выносливость. Изменения, которые воз-

никают в результате тренировки, носят специфический характер. Так, приме-

нение длительных нагрузок с целью повышения общей выносливости и при-

менение интенсивных кратковременных нагрузок с целью повышения скоро-

стной выносливости вызывают увеличение содержания гликогена в организ-

ме. Однако при тренировках длительными нагрузками его содержание уве-

личивается главным образом в печени, а при тренировке интенсивными

кратковременными нагрузками – в мышцах.

 

Глоссарий

ФИЗИОЛОГИЯ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Адекватный раздражитель – вид энергии, к восприятию которого рецептор

приспособлен в процессе эволюции, вызывающий ответную реакцию при по-

роговой силе.

Аденозинтрифосфорная кислота (АТФ) – макроэргическое вещество, в ко-

тором потенцирована энергия, выделяющаяся при ферментативном расщеп-

лении и используемая для нужд клетки.

Активный транспорт ионов – перенос ионов через биологические мембра-

ны против градиента концентрации с помощью специальных ферментатив-

ных систем («насосов»), сопровождающийся затратой энергии.

Актин – белок мышечной ткани, участвующий во взаимодействии с другим

белком мышц – миозином в мышечном сокращении.

Ацетилхолин – уксусный эфир холина, химический передатчик возбуждения

– медиатор, выделяющийся нервными окончаниями парасимпатических и

двигательных нервных волокон, вызывающий в иннервируемом органе реак-

цию, характерную для раздражения данного нерва, участвующий в передаче

нервного возбуждения в области контакта нервных клеток друг с другом –

синапсах.

Возбудимость – способность тканей приходить в состояние возбуждения под

действием раздражителя.

Возбуждение – активный физиологический процесс, возникающий в клетке в

ответ на действие пороговой или надпороговой силы раздражителя, сопро-

вождающийся биоэлектрическими, биохимическими, морфологическими из-

менениями и приводящий к возникновению специфической функции ткани.

Гликолиз - ресинтез АТФ и КрФ за счет анаэробного расщепления углево-

дов – гликогена и глюкозы – с образованием молочной кислоты (лактата).

Двигательная единица - мотонейрон вместе с группой иннервируемых мы-

шечных волокон называется

Изометрическое сокращение – сокращение мышцы с возрастанием напря-

жения мышечных волокон без изменения их длины.

Изотоническое сокращение – сокращение мышцы, связанное с укорочением

мышечных волокон без изменения их напряжения.

Ионные каналы – белковые структуры, расположенные в клеточной мем-

бране, через которые осуществляется пассивный транспорт ионов по элек-

трохимическому или концентрационному градиенту.

Ионные насосы – ферментативные системы в клеточных мембранах, осуще-

ствляющие активный транспорт определенных ионов и обладающие высокой

специфичностью.

Калиевые каналы – участки клеточных мембран, обладающие селективной

проницаемостью для ионов калия. Креатинфосфатный механизм - обеспечивает мгновенный ресинтез АТФ за

счет энергии другого высокоэнергетического фосфатного соединения креа-

тинфосфата.

Медиатор – биологически активные вещества, выделяемые нервными окон-

чаниями, являющиеся химическими посредниками в передаче возбуждения

через синапс.

Мембрана постсинаптическая – мембрана мышечного волокна или нервной

клетки, имеющая специфические рецепторы, взаимодействующие с медиато-

ром, который выделяется в синаптическую щель при возбуждении.

Мембрана постсинаптическая – мембрана, прилегающая в пресинаптиче-

ской области, ограничивающая синаптическую щель, через которую выделя-

ется медиатор.

Миофибриллы – образования, состоящие из саркомеров и окруженные сар-

коплазматическим ретикулумом.

Миофибриллы анизотропные диски – участки миофибриллы с неодинако-

выми физическими свойствами, характеризующиеся двойным лучепреломле-

нием. Представлены толстыми и тонкими протофибриллами, состоящими из

сократительных белков – миозина и актина.

Натриевые каналы – участки клеточных мембран, избирательно пропус-

кающие через себя ионы натрия.

Натриевый ток – электрический ток, создающийся движением положитель-

но заряженных ионов натрия через биологические или искусственные мем-

браны.

Насос натрий-калиевый – ферментативный механизм в мембране живой

клетки, осуществляющий активный транспорт ионов калия внутрь клетки и

ионов натрия из клетки наружу против градиента концентрации (в отноше-

нии 2:3).

Надпороговый раздражитель – раздражитель, величина которого больше

порогового, но меньше максимального, вызывающего при нарастании силы

все большую ответную реакцию.

Неадекватный раздражитель – вид энергии, к восприятию которого рецеп-

тор специально не подготовлен, но вызывающий ответную реакцию при дос-

таточной силе и длительности его воздействия.

Одиночное мышечное сокращение – реакция скелетной мышцы, на оди-

ночное раздражение, включающее в себя латентный период, сокращение и

расслабление.

Пассивный транспорт – перенос вещества через клеточные мембраны за

счет диффузии, которая обуславливается тепловым движением молекул и не

требует затрат дополнительной энергии.

Пороговый раздражитель – минимальное количество энергии, которое спо-

собно вызвать переход ткани в активное состояние.

Потенциал действия – быстрое колебание потенциалов покоя, возникающее

под действием раздражителя пороговой и надпороговой величины.

Потенциал покоя – разность потенциалов между наружной и внутренней

поверхностью клеточной мембраны в покое, главным образом, связанная спассивным выходом ионов калия из клетки; является одним из проявлений

физиологического покоя.

Раздражитель – определенный вид энергии, вызывающий переход ткани в

активное состояние.

Саркомер – элементарная структурно-функциональная единица миофибрил-

лы, расположенная между двумя z-мембранами и состоящая из анизотропных

и изотропных дисков.

Саркоплазматический ретикулум – система закрытых полостей (цистерн) в

мышечном волокне, содержащая ионы кальция, которые выделяются при

возбуждении мышцы и участвуют в реализации сократительного процесса.

Синапс – область контакта нервных клеток друг с другом и отростков ней-

ронов с иннервируемыми ими тканями.

Тетанус гладкий – вид тетанического сокращения, возникающий под дейст-

вием серии ритмических раздражителей, каждый из которых попадает в фазу

сокращения мышц.

Тетанус зубчатый – вид тетанического сокращения, возникающий под дей-

ствием серии ритмических раздражителей, каждое из которых попадает в фа-

зу расслабления мышцы.

Фаза деполяризации – начальная аза потенциала действия, связанная с

уменьшением разности потенциалов вследствие существенного преоблада-

ния поступления натрия в клетку над выходом калия из клетки.

Фаза реполяризации – фаза восстановления исходного потенциала мембра-

ны, наступающая после деполяризации вследствие усиления активного

транспорта натрия из клетки и калия в клетку за счет Na

+

/K

+

-АТФазы.

Холинорецепторы – специфические белки постсинаптической мембраны,

образующие комплексные соединения с медиатором ацетилхолином, в ре-

зультате чего изменяется проницаемость мембраны для ионов.

 

ПРОИЗВОЛЬНАЯ МЫШЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Акцептор результата действия – нейронная модель предполагаемого ре-

зультата, к которому должно привести данное действие.

Афферентный синтез – анализ и синтез афферентной информации, имею-

щей четыре источника и неодинаковое значение: биологическую мотивацию,

обстановочную афферентацию, пусковую афферентацию и память.

Двигательный навык – вновь образованные, доведенные до автоматизма

движения.

Движение – основная форма активности животных и человека, их взаимо-

действия с внешней средой.

Обратная афферентация – оценка результата действия с помощью обрат-

ной связи. Информация о полученном результате сравнивается с прогнозом

закодированном в акцепторе результата действия. Статические усилия – обязательный компонент двигательной активности

человека. Благодаря им поддерживается поза тела, они имеют место в ацик-

лических движениях.

Физические упражнения – это комплекс мышечных движений, направлен-

ных на повышение функциональных возможностей органов и систем орга-

низма. В связи с тем, что человек может контролировать тип физического

упражнения, создается возможность вмешиваться в функцию и даже струк-

туру своего организма.

Функциональная система – комплекс избирательно вовлеченных компо-

нентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер

взаимодействия компонентов на получение фокусированного полезного ре-

зультата.

Эфферентная программа действия – определенная последовательность на-

бора нервных команд, поступающих на исполнительные приборы – эффекто-

ры (скелетные мышцы, железы, внутренние органы).

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ

ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Ациклические движения – при этих движениях (метание, прыжки, едино-

борства, гимнастические упражнения, поднимание тяжести, спортивные игры

и др.) постоянно меняется не только характер двигательной активности, но и

мощность выполняемой работы.

Восстанавливающие физические упражнения - недостаточные для под-

держания достигнутого уровня, но ускоряющие процессы восстановления

после выполнения тренирующей нагрузки.

Глобальные нагрузки – нагрузки, в осуществлении которых задействовано

более 2/3 всей мышечной массы тела.

Поддерживающие физические упражнения - недостаточные для измене-

ний, но исключающие обратное развитие тренированности.

Локальные нагрузки – нагрузки, при которых активируется менее 1/3 всей

мышечной массы тела/

Малые физические упражнения - не оказывающие заметного физиологиче-

ского эффекта.

Мощность - физическая величина, зависящая от величины работы, выпол-

няемой за определенный промежуток времени.

Регионарные нагрузки – нагрузки, при которых сокращается от 1/3 до 2/3

всей мышечной массы.

Силовые физические упражнения - основные мышцы, участвующие в ра-

боте, развивают максимальное или почти максимальное напряжение в стати-

ческом или динамическом режиме, при малой скорости движений в условиях

большого внешнего сопротивления.

Скоростно-силовые упражнения - такие виды работы, при которой веду-

щие мышечные группы проявляют относительно большую силу (30-50% отмаксимальной), скорость сокращений (30-60% от максимальной скорости

укорочения).

Физические упражнения на выносливость – упражнения, при которых ак-

тивные мышцы развивают не очень большие по силе и скорости сокращения,

но способны выполнить их на протяжении от нескольких десятков минут до

многих часов.

Циклические движения – к этим движениям относят все виды локомоций –

ходьба, бег, бег на коньках, ходьба на лыжах, велогонки, гребля, плавание.

Для циклической работы характерно многократное повторение стереотипных

движений при относительно постоянной силе и скорости сокращения.

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЙ

ОРГАНИЗМА

ПРИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Врабатывание - это процесс постепенного выхода на необходимый уровень

функций мышечной системы и вегетативных органов, участвующих в обес-

печении мышечной деятельности.

Предстартовое состояние – состояние, возникающее перед началом выпол-

нения физических упражнений. В организме происходят заметные изменения

функций ряда органов и систем. Они направлены на подготовку организма и

способствуют ускорению процесса врабатывания.

Разминка - комплекс упражнений, выполняемых перед тренировкой или со-

ревнованием и способствующий ускорению процесса врабатывания, повы-

шению работоспособности.

Утомление – состояние, при котором вследствие длительной или напряжен-

ной работы ухудшается функция двигательной системы и вегетативных ор-

ганов, их координация и снижается работоспособность. Физиологическое на-

значение утомления – оповещение организма о необходимости закончить ра-

боту, т.к. ее интенсивность и длительность могут привести к чрезмерному

истощению организма.

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ФОРМРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

 

Гетерохронность развития движений – связана с разновременностью со-

зревания функциональных систем, двигательных качеств.

Гибкость – подвижность позвоночного столба.

Динамический стереотип - Относительно устойчивая система условнореф-

лекторных действий, вырабатываемая на повторяющиеся раздражители.

Координированность - точность дифференцирования и воспроизведения

амплитуд и усилий движений.

Ловкость - возможность человека совершать пространственно точные и

своевременные действия.

Экстраполяция (от экстра… и лат. polio – приглаживаю, изменяю; распро-

странение) – свойство нервной системы, благодаря которому новые двига-

тельные навыки возникают на базе уже имеющихся: чем больше у человека

двигательных навыков, тем быстрее у него формируется новый.

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Гипертрофия мышц - увеличение поперечника мышцы в результате специ-

альной физической тренировки.

Максимальная сила мышц истинная (МС) - определяют, раздражая у че-

ловека нерв, иннервирующую мышцу (например, трехглавую мышцу голе-

ни), импульсами электрического тока.

Максимальная сила мышц произвольная (МПС) – сила мышц, зависящая

от двух групп факторов: мышечных (периферических) и координационных

(центральных). МПС всегда меньше МС

Силовой дефицит – разница между истинной силой и максимальной произ-

вольной силой мышц.

Физические качества – это определенные стороны двигательных способно-

стей человека – сила, быстрота, выносливость (скоростные возможности),

гибкость, ловкость (координационные возможности).

 

АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ

Адаптация – это приспособительный процесс, возникающий в ходе индиви-

дуальной жизни человека, в результате которого приобретается способность

жить в ранее непривычных для жизни условиях, или на новом уровне актив-

ности, то есть повышается устойчивость организма к действию факторов

этих новых условий существования.

Дезадаптация (срыв адаптации) – это нарушение адаптивных реакций ор-

ганизма, процесс обратный адаптации. Возникает в результате воздействия

на организм факторов среды, количественно превышающих возможности

адаптирующейся системы.

«Плата за адаптацию» («цена адаптации») – определенные физические на-

грузки вызывают формирование в организме специфической функциональ-

ной системы, направленной на достижение высокого результата в конкрет-

ном виде спорта. При этом органы, не участвующие в этой системе, могут

функционировать на низком уровне. Это явление представляет своеобразную

плату за приспособление к определенной работе

Стадия истощения - если стрессор оказался слишком мощным или организм

недостаточно устойчивым, развивается стадия истощения. В отличие от пер-

вой стадии, мобилизующей организм, здесь при сильном и длительном воз-

действии стрессора возникает болезнь или даже смерть организма.

Стадия резистентности - наступает, если действие стрессора не превышает

компенсаторных возможностей организма. В этом случае отмечается повы-

шение сопротивляемости организма внешнему экстремальному воздействию.

В коре надпочечников вновь появляются секреторные гранулы, обусловлен-

ные выработкой кортикостероидов, усиливается гемодилюция (разжижение

крови), в тканях преобладают анаболические процессы.

Стадия тревоги - в это время происходит начальная мобилизация защитных

сил организма. Одним из основных механизмов их является выраженная ак-

тивация симпатоадреналовой системы. При этом увеличивается и повышает-

ся активность коркового слоя надпочечников, сморщиваются и уменьшаются

вилочковая железа, лимфоидные железы.

Стресс - (напряжение) в 1927г. ввел У. Кэннон для обозначения физиологи-

ческих реакций, возникающих в организме человека и животных под воздей-

ствием аверсивного, несущего угрозу, стимула. По Кэннону, отвечая на воз-

никшую опасность, организм использует две стратегии: борьбу или бегство.

Обе стратегии связаны с симпатической активацией, которая ведет к возрас-

танию частоты сердечных сокращений, артериального давления, дыхания.

Стрессор - чрезмерно сильное воздействие на организм.

 

ТРЕНИРОВАННОСТЬ – СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА АДАПТАЦИИ

К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ

Подготовительный период тренировки – состоит из двух этапов и длится

от 3 до 4 месяцев. Целью первого этапа подготовительного периода является

общая физическая подготовка, второго – развитие специальных двигатель-

ных навыков и физических качеств, необходимых для достижения высоких

результатов в конкретном виде спорта

Переходный период тренировки - продолжается от 4 до 6 недель. В этот

период тренировочные нагрузки уменьшаются и уровень тренированности

постепенно снижается. Спортсменам предоставляется отдых.

Перетренированность - это патологическое состояние, характеризующееся

снижением спортивной работоспособности и ухудшением нервно-

психического и физического состояния спортсмена.

Соревновательный период тренировки - продолжается 4-5 месяцев. В это

время спортсмен принимает участие в основных соревнованиях года. Целью

при этом является сохранение и некоторое повышение уровня тренированно-

сти.

Спортивная тренировка - это специализированный педагогический про-

цесс, направленный как на повышение общей работоспособности организма,

так и на улучшение спортивных результатов в избранном виде спорта.

Тренировка с повышенной нагрузкой - это тренировка с использованием

нагрузок, близких к личным рекордам спортсмена.

Форсированная тренировка - предполагает выполнение нагрузки, рассчи-

танной на длительный период, за более короткий период времени.

 

РАЗВИВАЮЩАЯ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аэробная производительность - определяется максимально возможной

скоростью потребления кислорода. Чем она больше, тем большую мощность

работы может выполнять спортсмен в аэробных условиях. Чем длительнее по

времени эта работа, тем выше его спортивный результат.

Гиподинамия – следствие гипокинезии, характеризующееся рядом сущест-

венных нарушений в работе физиологических систем организма и в социаль-

ном поведении человека.

Гипокинезия – снижение физической нагрузки.

Двигательная активность – естественная и специально организованная

двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физиче-

ское или психическое развитие.

Физкультура – часть общей культуры общества. Отражает способы физиче-

ской культурной деятельности, направленные на освоение, развитие и управ-

ление физическими и психическими способностями человека, укрепление его

здоровья, повышение работоспособности.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на фор-

мирование физической культуры личности в результате педагогических воз-

действий и самовоспитания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: