Восточно-сибирский речной бассейн

Место в транспортных системах. Основная транспортная магистраль Восточно-Сибирскогорека Енисей играет организовывающую рольв транспортной системе региона. Енисей соединяет ведущую железнодорожную транспортную ось России - Транссибирскую железнодорожную магистраль с Северным морС1Шм путем.

В целом, бассейн характеризуется слабым развитием: транспортной сети. В труднодоступных районах водный транспорт не имеет альтернативы. В некото­рые места по рекам можно доставить крупный груз только по высокой воде.

На севере, через порт Дудинка осуществляется выход морских судов «Северный морской путь. На юге, г. Красноярск, имеющий крупный порт на Енисее пересекает­ся Транссибирской железнодорожной магистралью автомобильными и воздушными путами.

 

Порты. Открытое акционерное общество «Енисейское речное пароходство» на сегодня является основным перевозчиком грузов и пассажиров по водным путям бассейна р. Енисей. Оно обладает пассажирск им, сухогрузным, нефтеналивным не­самоходным и танкерным флотом.

Судами пароходства грузы по Енисею и его притокам доставляются в север­ные и Приангарские районы Красноярского края, в Таймырский и Эвенкийский ав­тономные округа.

Главные транспортные узлы и порты на Енисее: Красноярск, Лесосибирск, Игарка, Дудинка, Ачинск, Абакан.

На р. Ангаре (до Усть-Илимской ГЭС), ее судоходных притоках, оз. Байкале и его притоках: Селенге, Баргузине, Верхней Ангаре находятся порты: Иркутск, Свирск, Братск, Байкал, Улан-Удэ. Отсюда доставляются грузы для Байкало- Амурской магистрали.

Дудинка, морской и речной порт, расположен в низовьях Енисея в двух с лишним тысячах километрах от Красноярска. С центром и другими населенными пунктами края связан летом пароходным сообщением, а в течение круглого года - воздушным транспортом. Дудинка - крупная железнодорожная станция, начальный пункт с шой северной в нашей стране железной дороги Дудинка, - Норильск-Талнах.

Лгдокольная проводка обеспечивает круглогодичную навигацию на линии Мурманск - Дудинка.

 

Условия навигации и судоходство. В бассейне эксплуатируется около 16 тыс. км водных путей, из которых гарантированные глубины имеют около 11 тыс. км. Свыше 3 тыс. км водных путей проходит по водохранилищам и около 2,3 тыс. км — по озерам.

Енисей протекает почти в меридиональном направлении, и физические усло­вия навигации меняются вместе со сменой ландшафтных условий. В верховьях Ени­сей вскрывается в среднем в начале мая, низовьях — в начале июня; начинает замер­зать соответственно в конце октября (в верховьях), первой декаде октября (в низовьях).

Средняя продолжительность навигации от 168 до 133 дней. Вскрытие рек бас­сейна сопровождается мощным ледоходом, особенно грозным и величественным в низовьях Енисея, где ледяные поля, иногда площадью до 1 км2, нередко забивают живое сечение реки, образуя большие и опасные заторы.

 

Грузопотоки. Восточная Сибирь — крупнейший индустриально-сырьевой рай­ он России, располагающий гидроэнергэтическими ресурсами, разнообразными топливными ресурсами, месторождениями руд цветных и черных металлов, высококачественной древесиной.

На главной магистрали бассейна р. Енисее мощность грузопотока вниз по реке существенно перекрывает обратные перевозки. Это связано с доставкой от Красноярского перевалочного порта и с р. Ангары древесины, топлива, оборудова­ния, металла, цемента и других грузов для г. Норильска (через порт Дудинка), лесо­заводов Игарки и морского порта.

В бассейне сосредоточено около трети общероссийских запасов древесины. Осносная масса строительных материалов добывается средствами речного транспорта из русловых карьеров, расположенных недалеко от потребителей (городов, новостроек и т.д.). Дальность перевозки каменного угля около 230 км (в основном в бьефах между гидроузлами).

 

Проблемные ситуации. Основная проблема, возможная необеспеченность глубин в меженный период на основных водные путях: в среднем течении Енисея и на Ангаре. Такие ситуации сокращают период навигации иногда на один - два месяца.

На Саяно-Шушенском гидроузле, как и других гидроузлах Енисейско-Ангарского каскада (за исключением Красноярского), отсутствуют судопропускные сооружения.

 

 

Билет 22

КАНАЛЫ ЕГС

От Волги до Москвы проходит канал им. Москвы (канал Москва-Волга). Благодаря этому становится возможным плавание судов от Москвы до Каспийского моря.

Волго-Балтийский канал (Волго-Балт) соединяет Волгу и Балтийское море. Становится возможным плавание судов от Москвы до Балтийского моря.

Беломоро-Балтийский канал (Беломорканал) соединяет Балтийское море и Белое море. Через Волго-Балт и Беломорканал возможно плавание судов от Москвы до Белого моря.

И Волго-Донской канал соединяет Волгу и реку Дон, которая впадает в Азовское море. Таким образом, можно попасть из Москвы в Азовское и Черное море.
2. Транспортный коридор "Запад - Восток" ("Транссиб") представляет собой альтернативу традиционному морскому пути доставки контейнеров из Юго-Восточной Азии вокруг Индии и через Суэцкий канал в Европу. Его основа - Транссибирская железнодорожная магистраль, использование которой позволяет на 8 тыс. км сократить путь между Европой и Азией и сэкономить 8 - 19 суток транзитного времени. В перспективе по этому универсальному коридору широтного направления может осуществляться часть товарообмена между Соединенными Штатами Америки и Европейским Союзом. В полосе коридора и на подходах к нему опережающими темпами развивается автодорожная сеть, совершенствуется инфраструктура интермодальных перевозок, создана и функционирует система информационных коммуникаций, основанных на оптико-волоконных линиях связи

 

Билет 23

 

1. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ТРАНСПОРТ.
В «Основах водного законодательства России» водные ресурсы страны:

- реки, озера, водохранилища, дру­гие поверхностные, в том числе искусственные, водоемы и водные источники, а также воды каналов и прудов;

- подземные воды и ледники;

- внутренние моря и другие морские воды России;

- территориальные воды (12 морских миль). Особенно большое значение имеют поверхностные воды, прежде всего реки и пре­сные озера, водохранилища.

Суммарный объем речного стока на территории России — 4270 км3 в год, что составляет почти десятую часть стока всех рек мира. По этому показателю Россия занимает второе место по­сле Бразилии. В России водообеспеченность — удельная расчет­ная величина, получаемая от деления величины естественного среднего годового стока на общую площадь (получаем объем реч­ного стока на единицу территории) — 250 тыс. м3 в год, что значительно меньше, чем в ряде развитых стран (например, она в три раза меньше, чем в Бразилии и Норвегии, меньше, чем в Индии, и примерно равна водообеспеченности США, КНР, Кана­ды). Но в расчете на 1 жителя в России приходится 30 тыс. м3 в год, что существенно больше, чем во многих странах мира, но меньше, чем в Австралии с Океанией и в Южной Америке (в тыс. м3: в мире — 9,0; в Европе — 4,6; в Азии — 5,2).

Всего на территории России протекает около 120 тыс. рек дли­ною более 10 км каждая, их общая протяженность достигает 2,3 млн км, имеется 2 млн пресных и соленых озер, 40 больших водохранилищ (каждое объемом более 1 км3). Речной сток неравномерно рас­пределен по территории страны. 90% поверхностных вод Рос­сии относится к бассейнам Ледовитого и Тихого океанов, в ко­торые впадают самые крупные реки Енисей, Лена, Обь, Амур.

В России выделяют три зоны водообеспеченности:

А. высокой — все северные регионы, Дальний Восток;

Б. средней — Центр, Урал, юг Западной Сибири, Восточная Сибирь;

В. низкой — Ставрополье, Заволжье, Нижнее Поволжье, в Западной Сибири Барабинская низ­менность, Забайкалье, Центральная Якутия.

В зонах неустойчивого и недостаточного увлажнения нахо­дятся 80% пашни России.

Основным потребителем пресной воды в нашей стране явля­ется производственный несельскохозяйственный сектор, затем следуют сельскохозяйственный сектор, на­селение, прочие пользо­ватели.

Использование водных ресурсов рек требует более экономного отношения к ним. Нужно учитывать ряд негативных обстоя­тельств: 1) неравномерность распределения речного стока по тер­ритории страны, по сезонам года, по годам; 2) многие южные регионы европейской части страны имеют невысокую обеспеченность водными ресурсами (а именно они обладают наи­более плодородными почвами); 3) происходит снижение водности рек южной части страны; 4) наибольшее использование речного стока приходится именно на наименее обеспеченные водой райо­ны страны; продолжается загрязнение вод рек; 5) продолжается деградация малых рек; 6) неравномерность распределения осад­ков по территории страны.

Большую значимость для страны имеет ее обеспеченность гид­роэнергетическими ресурсами. По обеспеченности гидропотенциалом Россия занимает второе место в мире (первое — Китай). Гидроэнергетические ресурсы по тер­ритории страны распределяются неравномерно. К востоку от Урала сосредоточено 90% технического гидропотенциала страны.

Кроме рек значительные запасы пресной воды сосредоточены в крупнейших озерах и водохранилищах. Реки и озе­ра играют важную средообразующую роль. Потенциалом рекреационных водных ресур­сов обладают более 40 тыс. рек и свыше 50 тыс. озер.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: