Факторы развития туризма и их классификация

А.Н. Дунец

География туризма России

Учебное пособие

Изд-во АлтГТУ

Барнаул 2007

 

ББК 75.812.6 я73

 

Дунец А.Н. География туризма России: учебное пособие /А.Н. Дунец; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2007. - 280 с.

ISBN 978-5-7568-0708-0

 

 

В работе обобщен теоретический и практический материал по географии туризма России. Учебное пособие рекомендуется студентам вузов, обучающимся по специальности 100103 «Социально-куль-турный сервис и туризм».

 

 

Рецензенты:

В. С. Ревякин, д.г.н., профессор Алтайского государственного университета;

С.Е. Цыганова, к.п.н., профессор Алтайской государственной академии культуры и искусств;

Н.А. Белоусов, к.ф.н., доцент Алтайского государственного технического университета

 

Допущено научно-методическим советом АлтГТУ для внутривузовского использования в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм».

Протокол № 10 от 13.06.07 г.

 

 

ISBN 978-5-7568-0708-0

 

© Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова, 2007

 
 
 

Содержание


Введение............................................................................................................ 5

1. Теоретические основы географии туризма............... 6

1.1. Понятие география туризма и методы ее изучения.............6

1.2. Классификация видов туризма.................................................10

1. 3 Факторы развития туризма и их классификация..............15

1.4 Рекреационный потенциал.........................................................30

1.5 Рекреационное районирование.................................................32

1.6 Туристско-рекреационное зонирование................................47

1.7 Туристские районы и центры.....................................................52

Вопросы к разделам первой главы............................................................63

2 Рекреационные ресурсы и туризм России..............64

2. 1 Рекреационные районы Европейского севера России..............67

2.1.1 Северо-Западный.............................................................................. 69

2.1.2 Ленинградский................................................................................... 77

2.1.3 Русский Север.................................................................................... 82

2.2 Рекреационные районы центра России............................................91

2.2.1 Западный............................................................................................. 93

2.2.2 Калининградский.............................................................................. 97

2.2.3 Верхневолжский............................................................................. 103

2.2.4 Центральный................................................................................... 111

2.2.5 Уральский......................................................................................... 119

2.3 Рекреационные районы юга Европейской России.....................130

2.3.1 Поволжский..................................................................................... 131

2.3.2 Южно-Российский......................................................................... 142

2.3.3 Приазовский..................................................................................... 151

2.3.4 Причерноморский........................................................................... 155

2.3.5 Северо-Кавказский........................................................................ 164

2.3.6 Прикаспийский................................................................................ 176

2.4 Рекреационные районы азиатской России..................................182

2.4.1 Западно-Сибирский южный........................................................ 183

2.4.2 Западно-Сибирский северный..................................................... 191

2.4.3 Кузбасско-Алтайский................................................................... 198

2.4.4 Саянский........................................................................................... 211

2.4.5 Енисейский....................................................................................... 220

2.4.6 Прибайкальский.............................................................................. 227

2.4.7 Якутский........................................................................................... 238

2.4.8 Приамурский.................................................................................... 247

2.4.9 Приморский...................................................................................... 255

2.4.10 Охотско-Камчатский................................................................. 265

2.4.11 Северо-Восточный...................................................................... 273

Вопросы к разделам второй главы.........................................................277

литературА.................................................................................................. 278

Заключение.......................................................................................280

 

 

 
 

Введение

 


Учебное пособие состоит из двух частей. В первой рассматриваются основные теоретические аспекты географии туризма. Во второй - дана характеристика рекреационных ресурсов и туризма по рекреационным районам России. Описание рекреационных районов приводится в определенной последовательности, благодаря которой можно получить комплексное представление об изучаемом районе и сравнить его с другими.

Географическая наука — область познания, изучающая закономерности процессов освоения пространства. Пространственные процессы — это основное, что объединяет самые разные географические дисциплины, сколь бы различными ни были предметы их исследования.

Курс географии туризма призван дать знания о туризме как перспективной отрасли хозяйства и выявить ее пространственную дифференциацию. Туризм в регионах получил различное развитие ввиду сложившихся в них природных, политических, социальных, экономических условий и исторических предпосылок. Туристская деятельность связана с использованием очень многих ресурсов и взаимодействует с различными отраслями экономики. Поэтому для формирования представлений о туризме в России требуются разнообразные географические знания.

География туризма изучает территорию с точки зрения привлекательности для развития разных видов туризма. С этих позиций рассматриваются различные природные, социально-культурные, экономические и геополитические особенности регионов. Возникающие с ростом антропогенной нагрузки экологические проблемы также учитываются в курсе географии туризма.

Специалист социально-культурного сервиса и туризма должен разбираться в пространственном распространении ресурсов, видах туризма и факторах, их обуславливающих.

 


 

1 Теоретические основы географии туризма

 

1.1 Понятие географии туризма и методы ее изучения

 

Для профессиональной работы менеджеров турагенств и подготовки студентов большое значение имеет знакомство с географическим представлением о развитии туризма в России. Изучение рекреационных ресурсов, видов туризма, их развития и размещения определяет научно-практическую ценность географии туризма.

География туризма характеризует конкретные регионы с позиции аттрактивности для туризма, разнообразия ресурсов (природных и социально-экономических) и их доступности. Каждый туристский регион имеет свои уникальные черты, которые выделяют его на фоне географии туристских потоков. Ценность туристских регионов имеет субъективный характер и меняется во времени.

Изучение «Географии туризма России» базируется на понятиях рекреации и туризма. Под рекреацией понимается любая деятельность, направленная на восстановление сил человека (физических, эмоциональных, духовных), которая может существовать как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами. К основным признакам рекреации относятся:

-ориентация на восстановление сил человека;

-отсутствие связи с производственной деятельностью;

-отсутствие связи с удовлетворением насущных потребностей;

-активность (как правило, за пределами основного места

проживания).

Под понятием туризм понимается действие, связанное с перемещением людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны для удовлетворения собственных потребностей, кроме любых форм заработков. Таким образом, рекреация - это более широкое понятие, для которого перемещение не является обязательным условием.

Отличие туризма от миграций состоит в том, что последние часто осуществляются с целью заработка или смены места жительства. Туризм, даже при большой продолжительности, никогда не связан с заработками. Действия туристов определяются только с тратой денег.

Основой организации туризма на какой-либо территории является рекреационный (туристский) потенциал, состоящий из природных, социально-культурных и экономических предпосылок, необходимых для организации рекреационной деятельности. Эти предпосылки составляют рекреационные ресурсы, которые являются компонентами природной и антропогенной среды. Благодаря определенным свойствам они используются для восстановления жизненных сил человека и организации рекреационной деятельности людей.

Рекреационные ресурсы включают природные, культурные, исторические и иные объекты и явления территории, которые составляют или могут составить основу туристического продукта. Ресурсы определяются в процессе социально-экономической и правовой деятельности. При оценке рекреационных ресурсов конкретного региона учитываются: физико-географические, социально-экономические и политические факторы. Часто рекреационное изучение начинается с характеристики рельефа местности, климата, внутренних вод, флоры и фауны. Очень важным для рекреационного использования является расстояние до зон, поставляющих туристов, демографические сведения о регионе, особенности инфраструктуры. Особое место принадлежит туристской инфраструктуре, уровню отелей, развитости сектора услуг. Инфраструктура часто является определяющим фактором в выборе места отдыха туристов. При возникновении туристского спроса к какому-либо району формируется индустрия туризма. Туристская индустрия - это совокупность средств размещения; транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Туристская индустрия располагает значительной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса. В некоторых странах индустрия туризма занимает весомую долю в экономике страны, а в большинстве государств эта доля постоянно растет. Особая роль в индустрии туризма отводится туроператорам, организациям, которые занимаются формированием, продвижением и реализацией туристского продукта. Туристский продукт является результатом деятельности туристских предприятий и состоит из комплекса услуг (размещения, питания, транспортировки и др.), объединенных единой целью. В условиях массового туристского рынка турпродукт превращается в весомую экономическую категорию. Увеличение туристских потоков способствует снижению стоимости стандартных и появлению новых туров.

Туризм отличает сезонность.Различаются высокий, средний и низкий туристские сезоны. Для тропических широт таким фактором является наступление жары, для северных широт — наступление холодов. Жители регионов с относительно холодной зимой предпочитают проводить отпуск летом в туристских центрах с теплым климатом (Черноморское побережье).

Многие регионы умело используют свои рекреационные ресурсы. Эффектные природные ресурсы, уникальные природные явления без всяких усилий способствуют возможности получать доход.

Существенную роль в развитии туристской индустрии играют политико-экономические факторы. Политическая стабильность в регионе, развитие инфраструктуры способствуют более динамичному развитию индустрии туризма.

Изучая отдельные регионы, можно характеризовать рекреационно-географическое положение, которое понимается как положение объекта (страны, города, региона) относительно районов и центров туризма и отдыха. Рекреационно-географическое положение – это категория историческая и социальная, оно меняется со временем в результате транспортного строительства; улучшения или ухудшения политической и экономической обстановки в мире, регионах, странах.

Цель географии туризма как отрасли географии - изучение размещения рекреационных ресурсов и выявление закономерностей формирования туристской индустрии, туристских потоков и специализации в различных регионах.

Задачи географии туризма:

- дать объективные представления о размещении рекреационных ресурсов;

- дать характеристику развитию различных видов туризма по регионам;

- определить типологию туристских территорий и регионов;

- выявить типы туристских центров и особенности их инфраструктуры;

- быть практическим пособием для менеджеров по туризму;

- познакомить с глобальными фактами развития туризма;

- показать роль физико - и социально-экономических особенностей территории при организации туристско-рекреационной деятельности;

- выявить характер взаимодействия между человеком и географической средой, что важно при организации туризма;

- составить туристические характеристики регионов.

Методы исследования, используемые в географии туризма, соответствуют задачам пространственного изучения туризма.

Описательный метод используется при характеристике рекреационных районов и туристских центров.

Экспедиционный метод связан с обследованием территорий и объектов, привлекательных для туристов. Важным является изучение аттрактивности территории и мониторинг развития туристско-рекреационых комплексов (турбаз, пансионатов, санаториев и др.).

Статистический метод важен, так как статистический анализ социальной, экономической, медицинской и другой информации позволяет выявлять основные количественные закономерности и выявлять тенденции развития.

Сравнительно-географический метод широко используется при сравнении рекреационных районов и туристских центров. Сравнительная оценка проводится по ценности природных и социально-культурных ресурсов, уровню развития рекреационной инфраструктуры, качеству оказываемых услуг.

Картографический метод – это один из главных методов в географии. С ним связано картографирование рекреационных ресурсов, размещение туристских объектов, центров и районов.

Геоинформационный метод позволяет использовать специальные программные продукты для получения информации, в том числе в виде карт.

Основными дисциплинами, на которые опирается география туризма, являются следующие:

География - основные понятия географии лежат в основе географии туризма;

Картография, карта необходима при изучении пространственных закономерностей ресурсов и планировании туристической деятельности;

Экология - знание экологических особенностей разных регионов позволит рационально организовать туристическую деятельность;

Природопользование — туризм выступает как одна из форм неиссякаемого и устойчивого природопользования;

Экономика - анализ прямого и косвенного влияния туристической деятельности на экономику региона;

Психология - специалисты туристического бизнеса имеют прямой контакт с клиентами, потенциальными туристами, умение общаться позволит умело управлять ситуацией.

Социология – особое значение имеют результаты социологических исследований реального использования свободного времени для разных социальных и возрастных групп людей, мотивации рекреационной деятельности.

 


1.2 Классификация видов туризма

 

Цель любой классификации - изучить объект с различных позиций. В основе деления туризма на виды лежат признаки. Выделяются несколько наиболее существенных признаков: национальная принадлежность туризма; рекреационная потребность; основное средство передвижения; средство размещения; продолжительность путешествия; состав участников; организационные формы, сезонность туристских маршрутов и т.д. Выделяемые виды туризма в регионах позволяют более полно подойти к пониманию его сути существующей специализации. Приведем примеры наиболее распространенных классификаций туризма.

По национальной принадлежности туризм может быть: национальным (внутренним) и международным (внешним). В свою очередь, международный туризм подразделяется на въездной и выездной.

По социальному статусу туризм делится на: коммерческий, социальный и инсентив туризм (поощрительная поездка, рекламный тур).

По количеству участников: индивидуальный, семейный, групповой.

По возрасту участников: детский, юношеский, студенческий, взрослый, туризм «третьего возраста» (те, кому за 60 лет), туризм «четвертого возраста» (для людей с ограниченными возможностями).

По сезонности: летний, зимний, круглогодичный.

По продолжительности поездки: экскурсии (до 24 часов, без ночевки), краткосрочный (не более 3 ночевок), длительный или долгосрочный (количество ночевок более 3).

По периодичности: еженедельный, ежеквартальный, ежегодный туризм.

По географическим признакам с учетом природной и социальной обстановки, в которой осуществляется туристская деятельность: горный; водный; спелеотуризм; морской; прибрежный; городской; сельский; экологический (в районах, слабо измененных человеком).

Виды туризмавыделяются по характеру туристского маршрута: пешеходный, лыжный, горный, водный (плоты, гребные суда, водно-моторный), велосипедный, авто-мото, спелео, парусный (разборные суда), конный, горнолыжный, комбинированный.

По организационным основам туризм делится на организованный и неорганизованный. Организованный туризм по формам организации делится на плановый (путевочный) и самодеятельный.В плановом туризме туристские услуги предоставляются определенными организациями (туристскими фирмами и частными лицами, имеющими право заниматься туристской деятельностью) в определенном (плановом) порядке по путевкам. Туристские услуги могут быть комплексными и частными, например, разработка маршрута, комплектование группы, материально-техническое обеспечение (транспорт, питание, проживание, сопровождение, туристское снаряжение, обеспечение безопасности, экскурсии и т.п.). В плановом туризме существуют определенные требования к туристской деятельности. В самодеятельном туризме туристские услуги обеспечиваются на основе самодеятельности туристов. Самодеятельность является высшей формой социальной активности. Как сфера массовой самодеятельности он представляет собой все многообразие любительских туристских мероприятий, проводимых на основе самодеятельности в соответствии с нормативной базой организации туризма в стране, включая «Кодекс путешественника». Ограничения правилами, нормами и другими регламентирующими факторами вводится в самодеятельный туризм для создания управляемой системы самодеятельного туризма. Этим он отличается от неорганизованного туризма, где случаи нарушения правил охраны окружающей среды и другие негативные явления не являются единичными. Поэтому туризм, какой бы он ни был, плановый или самодеятельный, не может быть неорганизованным. Четкая организация, продуманная разработка маршрута, правильное проведение похода и соблюдение дисциплины - без всего этого невозможно осуществление туристских целей туристскими средствами.

По физической нагрузке на организм человека туризм делится на: активный (походы, путешествия и т. п.) и пассивный(транспортный, стационарный и т. п.).

Виды туризмавыделяются по целевой функции, мотивам и результатам занятий туризмом: спортивный; рекреационный; лечебный; профессионально-прикладной; учебный; познавательный; развлекательный; событийный; религиозный; приключенческий; экспедиционный; деловой; коммерческий; комбинированный; дачный; экологический, программный и др.

Рассмотрим некоторые из данных видов туризма более подробно.

В основе лечебного туризма лежит потребность в лечении различных заболеваний. На основе природных рекреационных ресурсов лечебный туризм имеет несколько разновидностей (климатолечение, бальнеолечение, грязелечение и т.д.). Часто при лечении используется несколько видов воздействия на организм отдыхающего.

Познавательный туризм базируется на потребности в получении знаний, новых эмоций. Примерами познавательного туризма могут служить туры по городам Европы или программы посещения интересных мест, знакомство с природными особенностями.

Рекреационный туризм отличается большим разнообразием. В его основе лежит потребность в восстановлении сил человека. Среди рекреационного туризма наиболее распространен пляжный отдых, занятия по интересам (сбор грибов и ягод, охота, рыбная ловля), развлекательные и обучающие туры. Рекреационный туризмимеет целевую функцию - восстановление физических и психических сил человека средствами туризма. Это туризм активного отдыха и оздоровления, поэтому его часто называют оздоровительным. В современном туристском бизнесе отдается предпочтение разработке многоцелевых программ в ту­ризме. Рекреационные программы сочетаются с другими видами деятельности (спортивными, информационны­ми, образовательными, занятиями по интересам).

Спортивный туризм характеризуется потребностями участия в каком-либо спортивном занятии или интересе к определенному виду спорта. В связи с этим можно выделить пассивную и активную форму спортивного туризма. Последняя отличается от рекреационного тем, что туристы в подобных турах должны обладать определенными умениями и навыками путешествия, т.к. они связаны с повышенной физической нагрузкой. Спортивный туризмимеет целевую функцию - спортивное совершенствование в преодолении естественных препятствий. Это означает совершенствование всего комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного передвижения человека по пересеченной местности, и совершенствование физической подготовки для преодоления сложного природного рельефа. Спортивный туризм, наряду с другими видами спорта, включен в Единую всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК), имеет определенные разрядные требования для получения спортивных званий и разрядов. По уровню доступности он относится к социальному, по форме организации - к самодеятельному, по физической нагрузке - к активному, по составу участников — к групповому. В спортивном туризме основной мотив занятий - развитие и повышение уровня знаний, умений, навыков преодоления естественных препятствий различных форм природного рельефа; основной результат занятий - спортивное совершенствование в самом широком смысле слова, включая физическое и духовное совершенствование.

Дачный туризм (рекреация)на­прямую зависит от климатических, природных и инфраструктурных особенностей регионов. Наибольшее развитие он получил в Подмос­ковье, окрестностях г. Санкт-Петер-бурга и других крупных городов. В России дачный туризм имел разные формы организации отдыха.

Экологический туризм - это вид туризма, основанный на использовании природных ресурсов, служащий целям экологического просвещения и образования; обеспечивающий устойчивое экономическое и социальное развитие, а также культурное и экологическое благополучие местного населения районов, где он осуществляется.

Экологический туризм приводит к согласию человека и природы. Это заключается в том, что обе стороны не только не вредят друг другу, а оказывают взаимную помощь. Как это было много веков назад, когда люди, живущие в природе, занимались естественным природопользованием: охотой, скотоводством, собирательством, рыболовством, изымая у природы самое необходимое для пропитания количество продуктов. У таких народов существовала своя особенная культура и религия, в основе которых было священное отношение к природе: горам, лесу, рекам, и заповедь – «не навреди». Экологический туризм включает посещение уни­кальных в экологическом отношении территорий (особо охраняемых природных территорий), участие в природоохранной и природооздоровительной деятельности. Наиболее перспективными и востребованными на сегодняшний день направлениями экологического туризма являются: природно-познавательный, реабилитационный, сельский, эколого-этнографический.

Религиозный паломнический туризм - это путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Жанр программного туризма позволяет сочетать паломнический, оздоровительный и развлекательный туризм. Паломничество как форма конкретно мотивированных путешествий имеет давнюю историю. По этнографическим и старым письменным источникам известна практика древних греков совершать путешествия к отдаленным храмам для поклонения божествам, практика древних германцев путешествовать с целью паломниче­ства в священные рощи. Классическим паломничеством является хадж (поклонение мусульман святыням ислама) в Мекку и Медину. Паломничество ко гробу Господню.Тысячи христиан всего мира каждый год совершают паломничество ко гробу Господню в Иерусалим. Паломничество по местам странствий Будды.Буддисты совершают паломничество, повторяя путь странствий Будды. Одно из самых распространенных видов паломничества в Индии — омовение в реке Ганг. Паломничество в Иерусалим.Обязательным для иудаистов всего мира является паломничество к Стене плача, которая является символом разрушения города римлянами в 70 г. н. э. По преданию, эта стена была сложена из камней основы храма Ирода и храма царя Соломона.

Событийный туризм включает программы посещения фестивалей, карнавалов, ярмарок, дней городов и т. п. В аспекте паломничества событийный туризм может быть ассоциирован с историческими событиями.

Программный туризм отличается большим разнообразием предлагаемых программ туристских путешествий в целях удовлетворения разнообразных запросов туристов. Целевые функции, мотивы и результаты занятий туризмом по определенной программе могут быть многоцелевыми или специализированными. К программному туризму можно отнести, например, адаптивный туризм, если не выделять его в отдельный тип. Специфика адаптивного туризма в том, что им занимаются инвалиды или люди с определенными ограничениями в жизнедеятельности. Они могут совершать спортивно-оздоровительные и другие походы и путешествия, но в любом случае для них должна быть сформирована специальная программа путешествия, учитывающая их мотивацию и возможности.

Молодежный туризм. Этот вид туризма стал знáком стиля жизни молодежи развитого общества. Молодые люди, не обремененные семьями, более мобильны, способны жить в непритязательных условиях, объединяться в группы по 3-5 человек. У них активизируется познавательный интерес, то есть интерес к посещению музеев, выставок, театров.

Семейный туризм.Семейный туризм получил сегодня большое распространение в связи с открывающимися возможностями удовлетворять нужды большой части рынка потребителей услуг — семейных людей. В системе семейного туризма работают программы свадебных туров (туры молодоженов), отдых выходного дня всей семьей, лечебные и рекреационные семейные программы. К этим видам туристских услуг могут быть отнесены туры для гурманов, для желающих похудеть и т. п.

Бизнес-туры.К этой категории туристских поездок может быть отнесен широкий спектр возможных туров: от шоп-туров, до туров в системе программного туризма по интересам.


Факторы развития туризма и их классификация

 

Своим происхождением туризм обязан разнообразию географических районов мира и потребностью людей узнать что-то новое, а для этого посетить другие регионы. На развитие туризма в любом регионе оказывает влияние множество факторов. Факторы могут способствовать или ограничивать (лимитировать) развитие туризма в регионе. Попытки систематизировать эти факторы предпринимались многими учеными Преображенский B. C. [32]; Мироненко Н. С., Твердохле- бов И. Т. [19]; Квартальнов В. А., Зорин И. В. [18]; Морозов М.А. [20]; Романов А.А. [30] и др.

Цели, виды и формы туризма связаны с определенными географическим районам и объектами. Поэтому можно считать, что географический фактор играет в туризме основную роль. Вторым основным фактором является климатический. Понимание важности этого фактора происходит тогда, когда изучение туризма в различных регионах мира приводит к выявлению тех главных критериев, от которых зависит развитие туризма. Сравнивая Средиземноморское побережье и Сибирь, несложно среди ведущих факторов развития туризма выделить климатический. Как и виды туризма, факторы его развития принято классифицировать. Существуют различные классификации, рассмотрим некоторые из них.

1. Факторы туризма можно подразделить на статичные и динамичные. Статичные факторы - это совокупность природно-геогра-фических факторов. Они имеют непреходящее, неизменное значение. Рекреационные ресурсы, которые приспосабливают к туристскому потреблению, изменяются медленно. Рельеф, климат, минеральные воды (и другие природные ресурсы) это те факторы туризма, которые являются более постоянными, чем остальные. Культурно-исторические ресурсы (памятники архитектуры, истории и т. д.) тоже в значительной мере можно отнести к статичным факторам.

К динамичным факторам относятся демографические, социально-экономические, материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различную оценку, значение, меняющиеся во времени и пространстве.

2. Факторы, воздействующие на туризм, подразделяют на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) [18]. Внешние факторы воздействуют на региональный туризм посредством природных, социальных и экономических изменений. Данная группа факторов включает: возраст населения региона; увеличение числа работающих женщин, изменение дохода на каждую семью; рост пропорции одиноких людей; тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи; рост числа бездетных пар в составе населения региона; уменьшение иммиграционных ограничений; увеличение оплаченных командировок и более гибких графиков рабочего времени; более ранний выход на пенсию, увеличение осознания туристских возможностей.

Практически все перечисленные выше показатели в той или иной степени влияют на структуру свободного времени населения, которая создает объективные социально-демографические условия развития туризма.

К числу внешних факторов, воздействующих на региональный туризм, относятся экономические и финансовые факторы: улучшение (ухудшение) экономической ситуации, увеличение (снижение) персонального дохода: более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых части доходов, возрастание (снижение) доли общественно выделяемых средств на покрытие расходов на туризм и путешествия.

К социально-экономическим факторам, влияющим на увеличение масштабов регионального туризма, относится повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомиться с бытом, историей, культурой, условиями жизни в различных странах.

Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и правового регулирования; технологические изменения: развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменения условий безопасности путешествий.

Внутренние (эндогенные) факторы - это факторы, воздействующие непосредственно в сфере регионального туризма. К ним относятся материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма в регионе. Главные из них связаны с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общественного питания, рекреационной сферы, розничной торговли и т. д. К внутренним факторам относятся также факторы туристского рынка:

- процессы спроса, предложения и распространения турпродукта (в качестве особенности современных рыночных факторов можно выделить, например, превращение спроса на турпродукты в постоянный спрос, а также рост индивидуального туризма);

- возрастание роли сегментации рынка (появление новых внутрирегиональных туристских сегментов, увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристского развития в устоявшемся туристском пространстве и т. д.);

- возрастание роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальной интеграции, т. е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и малым бизнесом, вертикальной интеграции через создание стратегических туристских союзов и т. д.);

- возрастание роли средств массовой информации и связей с общественностью в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов;

- возрастание роли кадров в туризме (увеличение численности работников, развитие профессионально-квалификационной структуры, повышение значения профессиональной подготовки, улучшение организации труда и т, д.);

- возрастание роли частного туристского бизнеса (создание условий, при которых на рынке действует ограниченное число больших транснациональных операторов и значительное количество малых предприятий, осуществляется эффективная реализация турпродукта на основе профессионального маркетинга, что порождает потребность в повышении квалификации персонала).

 

3. Факторы развития туризма можно классифицировать на природные (физико-географические) и социально-экономические.

Природные факторы. Характер природных условий оказывает большое влияние на выбор туристами маршрута или района путешествия. Туристы принимают во внимание климатические и ландшафтные особенности, богатство и уникальность растительного и животного мира, естественные возможности для активного отдыха. Как правило, стремление отдохнуть, сменить обстановку сочетается у многих людей с желанием познакомиться с экзотикой. Экзотические природные объекты являются одним из важнейших туристских ресурсов. Наиболее широко для привлечения туристов используется уникальная природа и ее достопримечательности.

Весьма важную для туризма роль играет географическое положение района или страны, прежде всего, здесь следует отметить близость к морю, к горным и лесным массивам, характер береговой линии, положение страны по отношению к основным поставщикам туристов, нахождение региона на важных транзитных путях и т.д.

Стремясь к полноценному отдыху, туристы предпочитают маршруты и времена года, характеризующиеся благоприятными погодными условиями. Нередкие капризы природы, присущие районам с неустойчивым климатом, а также стихийные бедствия способствуют снижению числа гостей в такие места.

Учитывая требования туристов к погодно-климатическим условиям, главные туристские регионы расположены в зонах умеренного климата обоих полушарий, а также на островах жаркого пояса, где высокая температура воздуха компенсируется морскими ветрами. Однако, в последние десятилетия возрос интерес туристов к экзотическим уголкам земного шара, что способствует расширению зоны международного туризма. Наличие в стране морских и океанских побережий благоприятствует развитию туристских регионов. В условиях комфортного климата, хорошо прогреваемой у берегов морской воды и наличия удобных пляжей могут формироваться морские курорты. Морские побережья обеспечивают удобство сообщения, возможность проведения круизных путешествий, являются великолепным естественным украшением ландшафта.

Реки и озера также являются важными рекреационными ресурсами. Они украшают ландшафт, формируют благоприятный микроклимат, предоставляют туристам возможность отдыхать на воде, заниматься водными видами спорта, обеспечивают туристские центры водой. В настоящее время приозерные курорты и зоны отдыха Финляндии, Польши, Венгрии, Швейцарии и других стран являются популярными районами туризма.

К рекреационным ресурсам относятся и леса, благодаря которым в местах отдыха создается обстановка, позволяющая «изолироваться» от внешнего мира и«цивилизации». Лес имеет очень большое оздоровительное значение, снижает уровень шума в зонах отдыха.

Для большинства туристов характер животного мира посещаемого района никакой роли не играет, тем не менее, в ряде мест для привлечения гостей большое внимание уделяется их интересу к экзотическим животным. Множество национальных парков, заповедников и открытых для охоты зон стали настоящими туристскими центрами.

В некоторых регионах важным рекреационным ресурсом являются минеральные воды и грязи, обладающие целебными свойствами. Курорты на минеральных водах привлекают достаточно устойчивые потоки туристов (Кавказские Минеральные Воды, Белокуриха).

Отметим, что чем большим числом разнообразных природных ресурсов, пригодных для рекреации, располагает определенный район, тем больше у него возможностей для привлечения туристов.

Социально-экономические факторы занимают особое место в развитии туризма. Н.С. Мироненко и М. Бочварова [25] факторы условно подразделяют на две большие группы: порождающие потребность в организации рекреационной деятельности и реализующие, т. е. обеспечивающие возможность организации отдыха. Следует различать влияние этих факторов на организацию рекреационной деятельности вообще и на территориальную локализацию систем отдыха в частности.

Попытки систематизации социально-экономических факторов предпринимались многими исследователями. Среди ведущих факторов, прежде всего, назывались развитие производительных сил страны, повышение материального благосостояния и культурного уровня населения.

Развитие производительных сил сказывается на росте общего бюджета внерабочего и свободного времени. Уменьшение времени, приходящегося на трудовую деятельность, и увеличение времени, приходящееся на отдых, резко меняет сферу сервиса и туризма. Кроме того, следует учитывать свободное время пенсионеров и учащихся и их процентное соотношение. Необходимо учитывать, что бюджет свободного времени крайне неоднороден. Он включает время отпусков и каникул, выходные и праздничные дни, свободное время в рабочие дни, время до школы и после выхода на пенсию.

Развитие производительных сил и их территориальная концентрация находит отражение и в увеличении урбанизации. Так как около половины населения мира живет в городах, то такое скопление людей в городах и, особенно в больших агломерациях, где воздух сильно загрязнен, микроклимат изменен, очень шумно, мало солнца и зелени, влияет отрицательно на их здоровье. Вследствие необратимого процесса урбанизации, увеличиваются рекреационные потребности населения. В странах, испытывающих тенденцию к урбанизированной жизни, повышается роль рекреации на природе.

Существенное влияние на развитие рекреационной деятельности, в частности на функциональное разнообразие и размещение рекреационных систем, оказывает возрастная структура населения. Например, отдых на море предпочитают туристы в возрасте от 20-45 лет. С другой стороны, наблюдения показывают, что ряд других видов рекреационной деятельности (дачный отдых, пешеходный туризм в горах) более популярен среди населения в возрасте старше 45 лет. В возрасте примерно от 45 до 65 лет наблюдается самый заметный рост доходов, и с этим могут быть связаны более дорогие виды отдыха. Бальнеологические курорты охотнее посещают люди старшего возраста, когда мобильность людей снижается.

Соотношение отдельных возрастных групп оказывает влияние на общий объем рекреационных потребностей и функциональное разнообразие систем отдыха.

На рекреационную активность влияет профессиональная структура населения. Считается, что в рекреации нуждаются, прежде всего, рабочие и служащие ввиду относительно более интенсивного труда, за ними следуют учащиеся, а на последнем месте — занятые в сельскохозяйственном производстве и пенсионеры. В зависимости от региональных различий, в соотношении между этими профессиональными группами населения следует прогнозировать и проектировать новые рекреационные системы.

Очень важно, чтобы жизненный уровень населения пересек ту границу, выше которой структура потребления стабильна, мало подвержена изменениям. В России за последние годы большинство населения не имело необходимых доходов, позволяющих нормально поддерживать свое физическое состояние. Развитие сферы туризма шло за счет богатых людей. А большой разрыв между очень богатыми и бедными не может привести к устойчивому развитию туризма.

Необходимо учитывать различия в динамичности социально-экономических факторов. Автомобилизация и образовательный уровень, например, более динамичны, чем уровень доходов и возрастная структура населения.

Существенным фактором является соотношение между туристами-иностранцами и отдыхающими жителями страны. Причем иностранные туристы часто используют страну для транзита или посещают наиболее разрекламированные или оборудованные для туризма районы. Для оценки объема потребностей иностранных туристов важен показатель длительности поездки.

Социально-экономические факторы, реализующие рекреационные потребности.Большинство авторов единодушны в определении главных социально-экономических факторов, определяющих реализацию потребностей в рекреационной деятельности: транспортная доступность; наличие рекреационных предприятий в количестве, удовлетворяющем спрос и сезон пик; развитость инфраструктуры, ориентированной на проведение свободного времени; наличие трудовых ресурсов и т.д. Сеть рекреационного обслуживания, с одной стороны, выступает как один из главных реализующих социально-экономи-ческих факторов, а с другой, является результатом совокупного воздействия всех остальных факторов.

Оптимальная транспортная доступность районов рекреации один - из важных факторов. Например, на Алтае большая часть туристов посещают хорошо доступные районы, через которые проходит Чуйский тракт. Здесь же сосредоточено основное количество гостиниц и туристских комплексов.

К социально-экономическим относят и культурно-исторические факторы. Музеи и картинные галереи, выставки, архитектурные памятники и исторические достопримечательности привлекают туристов. Интерес к истории, культуре, быту и традициям других народов выступает важнейшим катализатором развития туризма. В этом плане культурно-исторические факторы тесно переплетаются с факторами этническими.

Социально-этнические предпосылки развития туризма состоят в том, что нашу планету населяет большое число различных народов, каждый из которых имеет свою историю, культуру, традиции, обычаи, религию. Множество людей, вследствие роста образовательного и культурного уровня, стремятся познакомиться с жизнью разных народов в наиболее полном объеме.

Экономико-географические факторы являются объектом, благоприятствующим туризму, в том смысле, что экономика разных стран и районов довольно различна между собой по структуре и уровню всех отраслей хозяйства, по их территориальному размещению и сочетаниям, специфике технологических процессов и т.д., что вызывает интерес у представителей деловых и промышленных кругов. Растущие потребности мировой экономики влекут за собой рост международных контактов. Нередко в программу путешествий бизнесменов и промышленников входит посещение научных центров и производственных предприятий с целью ознакомления с результатами достижений данного региона в научно-технической сфере, изучения опыта, технологий, повышения профессионального уровня и квалификации.

Экономико-географические факторы как средства, способствующие развитию туризма, определяются ростом туристской инфраструктуры и фондов размещения, развитием международных и внутренних коммуникаций, совершенствованием транспортных средств.

Важнейшая роль в развитии туризма принадлежит транспорту. В последние десятилетия в результате научно-технического прогресса транспорт стал более скоростным, безопасным, емким и комфортабельным.

4. Факторы развития туризма можно разделить на способствующие развитию и сдерживающие развитие (лимитирующие факторы). Проблемы такой классификации заключается в том, что один и тот же фактор может как способствовать, так и ограничивать развитие туризма в регионе.

Остановимся подробнее на факторах, способствующих развитию туризма. Изучение тенденций развития туризма на протяжении 20 в. позволяет говорить о большом значении общего социально-экономи-ческого развития стран для туризма. Все большую роль играет активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда. Расширение международной торговли и совершенствование транспортных средств явились важной материальной предпосылкой развития туризма.

Рост общественного богатства. В 20 в. в развитых странах произошел значительный рост общественного богатства. Рост валового внутреннего продукта в Германии, Японии, США и др. странах.

Рост свободного времени. Положительное воздействие на развитие туризма оказывает расширение социального состава туристов, что стало возможным благодаря улучшению условий оплаты труда, увеличению продолжительности оплачиваемого отпуска, предоставлению рабочим и служащим различных социальных гарантий и льгот за счет предприятий и профсоюзов.

Происходящее сокращение рабочего времени сопровождается увеличением интенсивности труда, в результате развиваются стрессы, и человеку необходима смена обстановки, отдых.

В 70-х годах в промышленно развитых странах возникла тенденция к делению отпуска на две части, что дает возможность в течение года совершить два путешествия - одно зимой и одно летом.

Развитию туризма способствует также и понижение возрастного порога для выхода на пенсию, что (с учетом увеличения продолжительности жизни) привело к появлению так называемого туризма «третьего возраста». В путешествиях принимает участие и молодежь, что способствует активизации подросткового и юношеского туризма.

Развитие транспорта и увеличение мобильности людей. Большое влияние на рост туризма и расширение его социальной базы оказывают материально-технические факторы. Основные из них связаны с развитием средств транспорта, размещения, связи, предприятий общественного питания, розничной торговли, сервиса.

Специфическая особенность транспортных связей - их интеграционный характер, так как они превращают мир в единое пространство, объединяют отдельные страны и континенты в единое целое. Для туризма наиболее важно обеспечение связей между местными, национальными и международными средствами перемещения, чтобы туристские путешествия не имели разрывов в транспортном сообщении. Наряду с этими требованиями возрастает значение и качественных показателей — скорости, технической безопасности транспортных средств, которые превращаются в факторы, имеющие решающее значение в выборе туристами того или иного средства передвижения. Основными видами транспорта в туризме являются авиация, автобусы и автомобили, морские и речные суда, поезда. Материальная база, предназначенная для размещения туристов, занимает одно из основных мест при формировании туристской инфраструктуры. Речь идет о гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах, туристских деревнях, частных квартирах. Быстрое развитие туризма во второй половине 20 в. привело к ускоренному строительству средств размещения во многих регионах.

Во время туристских путешествий не менее важную роль, чем условия ночлега, играет организация питания туристов. Именно поэтому, наряду с расширением фонда размещения, во всех центрах туризма была создана широкая сеть предприятий питания. При организации питания туристов возникают серьезные проблемы, порождаемые сезонным характером туристских путешествий. Обычно, наиболее массовый поток туристов приходится на летние месяцы, что требует предварительного накапливания и складирования определенных видов продуктов. Для этого необходимы специализированные холодильные установки. Современная техника позволяет консервировать, замораживать, расфасовывать многие пищевые продукты, что в определенной мере решает проблему питания туристов.

Демографические факторытакже оказывают существенное влияние на развитие международного туризма. В результате роста народонаселения планеты увеличивается мировой туристский потенциал, в туристскую деятельность втягиваются новые людские ресурсы. К демографическим факторам также относятся: постоянно растущий взаимный интерес народов в разных странах, имеющих единый или родственный язык, либо связанных общностью истории и культуры (этнический туризм); повышенный спрос на участие в специализированных поездках лиц одной профессии или общественной функции (специализированный туризм). Кроме того, развитию туризма способствует возрастающее число одиноких взрослых, увеличение числа работающих женщин, тенденция к более поздним бракам, рост числа бездетных семей.

Процесс урбанизации. В большинстве развитых стран значительная часть населения проживает в городах. Такое общество испытывает стрессы из-за отрыва от природной среды. Туризм позволяет вернуться к своим природным корням, найти естественную, здоровую жизнь.

К социально-экономической группе предпосылок развития туризма можно отнести также повышение культурного уровня, стремление людей к познанию, к ознакомлению с бытом, культурой, историей других стран и народов.

Развитие внешнеэкономических связей, стремление к использованию передового опыта других стран в создании материальных и духовных ценностей проявляется в расширении научных и деловых контактов, выражением которых является развитие новых видов международных туристских связей — научного (конгрессного) и делового туризма.

Во второй половине 20 в. изменился сам стереотип жизни человека. На смену тому, который можно было охарактеризовать как статичный, когда основная масса населения годами не покидала своего дома, приходит новый, динамичный стереотип жизни. Смена обстановки становится в современных условиях бурного городского ритма жизни крайне необходимой. Чем крупнее город, тем явственнее ощущается эта потребность, поскольку отдых по месту жительства плохо восстанавливает силы.

При современных темпах труда и жизни расходы на отдых, особенно связанные с путешествиями, быстро переходят в разряд необходимых. В последние годы произошли сдвиги в структуре духовных ценностей общества.

Группы политических факторов могутактивно способствовать расширению международных туристских связей. Один из основных факторов - внутриполитическая стабильность страны, которая принимает гостей. Кроме того, важную роль играют мирные, дружественные, добрососедские отношения между государствами.

Серьезным политическим фактором является наличие межгосударственных и межправительственных соглашений по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, научно-технических и культурных взаимосвязей, туризма и обменов.

В 90-х годах 20 в. на развитие туризма в Европе повлияло несколько очень важных событий: демократические процессы в странах Восточной Европы, объединение Германии, распад СССР, события в Югославии и военный конфликт в районе Персидского залива. Все эти факторы вызвали серьезные изменения в мировой политике и во многом способствовали переориентации туристских потоков.

Сдерживающие (проблемные факторы, основные лимитирующие) факторы развития туризма. Эти факторы являются основными проблемами развития туризма. Причем существенной особенностью ситуации в России является то, что кризисные явления возникли, главным образом, во внутреннем туризме, в то время как туризм выездной продолжает развиваться.В условиях нарушения баланса между этими видами туризма из страны вывозится валюта, которая могла бы инвестироваться в развитие материально-технической базы внутреннего туризма. Необходимы срочные меры по преодолению факторов, оказывающих негативное влияние на развитие туризма в данный момент.

К лимитирующим факторам, отрицательно влияющим на развитие регионального туризма, относятся: кризисы; политическая нестабильность; рост цен на предметы потребления; безработица; отсутствие между государствами добрососедских отношении; военные конфликты; забастовки; криминогенная обстановка; финансовая нестабильность (инфляция); сокращение объемов личного потребления; неблагополучие экологической ситуации; банкротство туристских фирм; ужесточение туристских формальностей; невыполнение турфирмами своих обязательств и т. д.

Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает фактор сезонности. В зависимости от сезона года объем туристской деятельности может иметь большие колебания. На сезонность в международном туризме оказывают влияние факторы как климатического, так и социального плана (например, климатические факторы, прежде всего, вызваны тем, что в большинстве районов земного шара погодные условия, благоприятные для туризма и отдыха, по месяцам неодинаковы, поэтому люди стремятся получить отпуска в наиболее комфортное по погоде время года).

Более всего туризм развивается летом, но есть категории туристов, которые предпочитают зимние виды спорта, для них подходят зимние месяцы. В отдельных районах для отдыха вполне подходят осень и весна. Тем не менее, в летние месяцы наблюдается интенсивность туристских потоков и снижение их зимой и в межсезонье.

«Сезоном» для того или иного туристского района принято считать период года, когда ежемесячное количество прибывающих туристов превышает их среднемесячное число за год. В случае существования двух сезонов (например, летнего и зимнего) между ними протекают «межсезонные периоды». При более высоком в году заезде пользуются термином «горячий сезон»; период почти полного отсутствия туристов, что для многих районов объясняется исключительно неблагоприятными погодными условиями, принято называть «мертвым сезоном». Четкие явления сезонности туризма в настоящее время выявлены практически во всех туристских странах и регионах. Для России с ее характерным географическим положением проблемы сезонности ярко проявляются. Особенно неблагоприятные условия для зимнего туризма наблюдаются в азиатской России. Так, низкие температуры в отдельные дни на Алтае (-35 0С) ограничивают возможности для развития зимних видов туризма.

Сезонность порождает серьезные проблемы в обслуживании туристов. В «горячий» сезон могут возникнуть трудности с транспортом, размещением, организацией питания, экскурсий для многочисленных туристов. К негативным последствиям сезонности можно отнести и тот факт, что в течение большей части года основная масса мест в гостиницах на туркомплексах и курортах практически остается невостребованной. У турфирм Алтая устоялось мнение, что в большинстве туркомплексов «сезон» длится только 2 месяца в году, а в остальное время они полупустые либо закрыты полностью. Еще один пиковый сезон - это Новый год, когда большинство туркомплексов переполнены. Известны примеры санаториев курорта Белокуриха, когда на Новый год они освобождали для туристов все возможные подсобные помещения.

Для привлечения туристов вне сезона или для развития туризма зимой, туристские фирмы вынуждены проводить гибкую ценовую политику, снижать цены на размещение и транспортные услуги, большие средства вкладывать в рекламу зимних путешествий.

Расширению туристского сезона способствует и активизация делового туризма, выражающаяся в проведении международных выставок, конференций, симпозиумов и т.д. Как правило, все эти мероприятия стараются проводить зимой, весной или осенью.

Развитие горных зимних курортов, таких как Альпы в Австрии и Швейцарии, Татры в Польше, Кавказ в России и другие, также способствует расширению туристского сезона. Для Алтае-Саянского региона положительным примером является развитие горнолыжного туризма в Горной Шории.

Политические факторыимеют большое значение для успешного развития индустрии туризма как в отдельно взятом регионе, так и в международном масштабе. К ним можно отнести внутреннюю политику, которую проводит данное государство; международные отношения, которые складываются между странами; военные конфликты (к примеру, военные события в Персидском заливе 1990—1991 гг., 2003 г.), акты терроризма (в Египте, Турции, США — сентябрь 2001 г., Таиланде и др.); террористические действия в Республике Чечня. Все это значительно влияет на развитие туризма как в конкретном регионе, так и в международном масштабе: сокращаются туристские потоки, что ведет к разорению компаний, обслуживающих туристов.

Экономические факторытакже играют важную роль в развитии туризма. Как правило, чем лучше развита экономика страны, тем лучше развит и туризм (как внутренний, так и международный), поскольку, с одной стороны, в стране хорошо развита материально-техни-ческая база (транспорт, средства размещения и питания туристов, инфраструктура, современные технологии), с другой — уровень благосостояния населения достаточно высок.

Негативное влияние природных фактороврассматривается в связи с различными природными отклонениями. Например, дождливое лето на морском курорте или бесснежная зима на горнолыжном курорте могут сильно повлиять на туристскую активность. Зимний сезон 2006-2007 гг. явился самым теплым за всю историю климатических наблюдений. В результате многие Европейские горнолыжные курорты не работали большую часть сезона. Наиболее значительный ущерб развитию туризма наносят природные катаклизмы: наводнения, цунами, землетрясения, ураганные ветры, пожары и т. п. Все это не только разрушает инфраструктуру, но и нарушает экологию данной местности, что может надолго вывести ее из региона туристской активности. Различные промышленные аварии также препятствуют развитию туризма, поскольку нарушают экологию региона (к примеру, кораблекрушение, повлекшее разлив большого количества топлива). В настоящее время экология играет важную роль в развитии международного туризма.

Кроме рассмотренных глобальных факторов существует множество других ограничений, которые являются производными от этих факторов и также отрицательно влияют на производственную активность предприятий туриндустрии, препятствуя повышению эффективности их функционирования. Эти ограничения можно классифицировать следующим образом:

- ограничения в туристском спросе: любая организация, предлагающая свои товары и услуги туристам, ограничена в своей производственной активности по удовлетворению спроса клиентов, так как этот спрос связан с экономическими возможностями туристов по покупке товаров;

- ограничения в туристском предложении: они связаны с наличием необходимых туристских ресурсов. Среди всех ресурсов наиболее важными, пожалуй, являются природные ресурсы. Это легко увидеть при исследовании географического распределения регионов в целом. Очевидно, что одни туристские регионы более привлекательны для туристов, чем другие;

- ограничения, касающиеся экологии: они обычно связаны с загрязнением окружающей среды. Это относится к определенным регионам, в которых собирается много туристов, наносящих вред окружающей среде (разбивают кемпинги в запрещенных местах, разводят костры, оставляют мусор и т.д.). В связи с этим на посещение данной дестинации может быть введено ограничение;

- ограничения во времени: свободное время, которое находится в распоряжении каждого туриста, автоматически создает определенные ограничения относительно того, чем он может его заполнить. Сравнительно короткий период туристской активности оказывает негативное влияние на производственную активность туристской компании и, следовательно, снижает возможность увеличения прибыли. Это также снижает объем туристского оборота, получаемого государством от использования природных ресурсов страны;

- юридические ограничения: например, законы по защите окружающей среды, по строительству, законы, определяющие различные зоны развития туризма и т.д.;

- ограничения из-за отсутствия знаний: многие виды деятельности в туризме ограничены, из-за недостатка у бизнесменов специфических знаний в области туризма Они неохотно идут на риск в той области, которая им незнакома. Точно такая же ситуация возникает в деятельности государства в отношении туризма, когда необходимо решить ту или иную проблему, а знаний у лиц, принимающих решение, недостаточно;

- ограничения из-за недостатка ресурсов: ограничения существуют не только в отношении природных ресурсов, но и в отношении ресурсов, на которых основана деятельность туристской индустрии. К подобным ресурсам относятся, например, денежный капитал, специализированный персонал, гостиницы, рестораны, транспорт и т.д. Ограниченность подобных ресурсов снижает возможность удовлетворения потребностей и пожеланий туристов.

Без сомнения можно сказать, что помимо вышеперечисленных факторов существует множество менее значительных ограничений. Необходимо подчеркнуть, что различные лимитирующие факторы могут сочетаться между собой и создавать новые комплексы ограничений в туризме [20].

 

Кроме вышеперечисленных факторов, воздействующих на развитие туризма, многие ученые согласны с тем, что чрезвычайно важное значение имеют факторы предпринимательства и информатики. Первый определяет свойства самого человека. Предприниматель характеризуется двумя важными особенностями: инновации и риск.

Второй, фактор информационный, в современном обществе во многом является решающим при выборе места отдыха. На человека в наше время обрушивается огромный поток информации (только одной рекламы). В результате информация, которую получает человек, не только позволяет судить ему о рекреационных ресурсах того или иного региона, но и определяет выбор человека. В конечном итоге от оптимального информационного потока о туристском регионе в странах донорах будет зависеть его успех. Для устойчивого развития туризма необходимо оптимальное сочетание основных и дополнительных факторов (рис. 1).

 

 

Факторы развития туризма в регионе  
Основные факторы   Дополнительные факторы
природные (экологические) предпринимательство
социально-культурные
экономические информационный  
политические

 

Рис. 1. Факторы, определяющие развитие туризма

 


1.4 Рекреационный потенциал

 

Понятие «потенциал» широко используется в научной литературе и в практике. Однако, в разных источниках его содержание трактуется по-разному: совокупность, мощность, возможность, производительность, предпосылки.

Слово «потенциал» происходит от латинского слова potentia, означающего силу, мощь и подразумевает совокупность имеющихся средств и возможностей в какой-либо области. Таким образом, потенциалом является не то, что выявлено, а то, что есть в скрытом виде и может быть проявлено при определенных условиях.

Большая Советская Энциклопедия определяет потенциал как «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, и мог


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: