Образование Рабоче-Крестьянской инспекции

С первых дней Советской власти важнейшее значение придавалось функции контроля за работой государственных учреждений. Поэтому неслу­чайным был тот факт, что в числе других наркоматов Конституция РСФСР предусмотрела народный комиссариат государственного контроля. На него были возложены задачи финансового контроля (исполнение государственно­го бюджета), а также контроль за неуклонным претворением в жизнь всеми государственными учреждениями требований советских законов.

В годы Гражданской войны обнаружились недостатки в деятельно­сти органов госконтроля. Главный заключался в том, что контроль осуще­ствлялся силами штатных сотрудников, значительная часть которых со стояла из старых чиновников, пришедших на работу в советские учрежде­ния. Бюрократические формы контроля, которые применялись штатными сотрудниками госконтроля, оказались малоперспективными. Встал вопрос о реорганизации госконтроля. Кроме того, отсутствовала единая система контроля. Наряду с наркоматом государственного контроля функциониро­вали ведомственные контрольные органы (инспекция ВСНХ, инспекции наркоматов, военная инспекция, рабочие контрольные инспекции).

8 февраля 1920 г. было опубликовано принятое ВЦИК Положение о Рабоче-Крестьянской инспекции. Оно предусматривало реорганизацию государственного контроля, создание Народного комиссариата Рабоче-Крестьянской инспекции. Работа наркомата и его органов на местах строилась на основе привлечения широких масс трудящихся к осуществ­лению контроля над всеми органами государственного управления, хо­зяйства и общественных организаций.

Основными задачами Рабоче-Крестьянской инспекции являлись: борь­ба с бюрократизмом и волокитой в советских учреждениях, усиление факти­ческого контроля путем летучих ревизий и обследования всех органов Совет­ской власти как в области административного управления, так и в области хозяйственной, а также общественных организаций; наблюдение за точным исполнением декрета VI Всероссийского съезда Советов о законности; на­блюдение за организацией во всех учреждениях приема жалоб и заявлений.

При Рабоче-Крестьянской инспекции образовывалось Особое бюро для приема заявлений о неправильных действиях, злоупотреблениях и правонарушениях должностных лиц.

Рабоче-Крестьянская инспекция должна была представлять на рас­смотрение центральных и местных органов конкретные предложения, вы­работанные на основе обследований, об управлении аппарата Советской власти, искоренении бесхозяйственности, канцелярской волокиты и т. д.

Выборы в Рабоче-Крестьянскую инспекцию происходили в городах по предприятиям и учреждениям, в сельской местности на сельских и во­лостных собраниях избирателей, а также на беспартийных рабоче-крестьянских конференциях.

Соединение государственного и общественного начал в деятельно­сти Рабкрина достигалось тремя способами: 1) делегированием коллекти­вами трудящихся своих представителей в Рабкрин в качестве постоянных членов; 2) организацией ячеек содействия Рабкрину на заводах, фабриках, селах, волостях - везде, где имелся аппарат управления; 3) привлечением рабочих и крестьян к участию в массовых обследованиях деятельности государственного аппарата.

Вышеназванные способы были призваны обеспечить реальный кон­троль за государственным аппаратом и в то же время обучать азам управ­ления рабочих и крестьян.

На предприятиях и учреждениях создавались ячейки содействия РКИ. К 15 октября 1920 г. они были созданы в 56 губерниях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: