Межклетоточные соединения

Постые: - зубчатые; - пальцевидные;

Сложные: 1. Адгезионные: - десмосомы, полудесмосомы, поясок сцепления, или лентовидная десмосома.

2. Замыкательные (запирающие, плотные): - нет межкл. пространства и гликокалекса.

3. Проводящие: 1- нексус (nexus – лат. соединение, фасция запирающая f. occludens синонимум - nexus) – плотная соединительная перемычка между контактирующими мышечными клетками в гладкой и сердечной мышечной тканях; 2 – синапс: - межнейронный, - нейромышечный, - нейроэпителиальный.

Всего 10 типов межклеточных контактов, соединений.

 

Открытие клетки

Роберт Гук, англ. в 1665 г. открыл растительную клетку (собственный микроскоп увеличивал в 100-140 раз). Это начало изучения цитологии.

Антонио Левенгук (голл.) в 1677 г. открыл животную клетку (микроскоп увеличивал в 300-400 раз), изучал под собственным микроскопом сперматозоиды, эритроциты, инфузории и др.

Есть клетки животные и растительные.

Растит. клетка отличается от животной следующим:
1. Наличие твердой и прочной целлюлозной оболочкой. Целлюлоза – полисахарид.

2. В растит. клетках – пластиды – органоиды, содержащие хлорофилл, в котором происходит фотосинтез, т. е. синтез органических веществ из минеральных и воды за счет энергии солнечного света.

3. В раст. клетках содержатся вакуоли.

Классификация клеток по 2-м признакам:

1. По выраженности ядра: - прокариотические (бактерии и сине-зеленые водоросли)

- эукариотические (от простейших до млекопитающих включительно)

2. По функции и строению: - соматические, soma-тело, строительный материал органов

- половые (гаметы), games-супруг

Половые отличаются от соматических двумя признаками:

  1. Не способны делиться
  2. Способны дать новый организм.

 

За открытия в области цитологии в 20 веке 13 раз присваивалась Нобелевская премия, которой удостоены 26 ученых, в том числе И. И. Мечников (1908) за открытие фагоцитоза.

Лауреат Нобелевской премии (1963) фр. ученый Андре Львов писал о клетке, на уровне которой обнаружил единство строения, функции и состава макромикромолекулы.

В клетке 86 хим. элементов, из них 25 необходимы для нормальной жизнедеятельности, 18 – необходимы абсолютно, а 7 – полезны. На долю О2, С, Н2 и N2 приходится около 98% массы клетки.

Однако, различные клетки имеют и специфические структуры, так как они выполняют специальные функции. В почках 5 видов эпителиальных клеток.

Для клеток характерны все свойства живого – это, прежде всего, метаболизм, размножение, старение и гибель (смерть). Выделение продуктов метаболизма – экзоцитоз, обратный эндоцитозу.

Способы деления: - митоз

- амитоз (перешнуровка, расщепление и фрагментация ядра)

- мейоз (в чем суть половой клетки)

Имеет место естественное старение и гибель, на их место появл. новые клетки – физиологическая регенерация. Причина – накопление в клетках шлаков.

Имеет место неестественное старение при воздействии неблагоприятных факторов – патологическая регенерация при прекращении снятия действия стресса, воздействия структура и функция клеток, они возвращаются к норме.

При длительном воздействии неблагоприятных факторов клетки гибнут.

Явный признак их гибели – активация внутриклеточных гидролитических ферментов, вышедших из лизосом, под их влиянием происходит автолиз – самопереваривание клетки.

Имеется 2 формы гибели клетки: - апоптоз – запрограммированная гибель клетки

- некроз – вызывается внешними факторами:

химическими, физическими, биологическими.

При некрозе - воспаление, при апоптозе – нет.

Омертвление клеток при некрозе вследствие нарушения кровообращения. Некроз – клеток, тканей, органов.

Строение и гибель (смерть) клеток.

Клетки постоянно изнашиваются, стареют и гибнут. Продолжительность их жизни в различных тканях и органах различная:

- исчисляется месяцами – эпидермис, лейкоциты,

- днями, часами – лейкоциты, эпителиоциты ЖКТ,

- годы и десятилетия – гепатоциты, остеоциты.

- сравнимы с жизнью животного – невроциты, явл., нашими ровестниками.

Следует отметить, что клетка – основная м/ф единица организма. Но, кроме них в состав тканей. органов и организма в целом входят неклеточные образования (производные клеток), которые являются живыми структурами, т.к. для них присущ метаболизм. Сюда относятся три группы структур:

I Межклеточное в-во – характерно для соединительнотканных производных клеток.

1. Волокна

- эластические – эластин

- коллагеновые – коллаген

- хондриновые – к.

- оссеиновые – к.

- аргентофильные – к.

2. Основное аморфное, бесструктурное в-во студневидная, желеобразная масса между клетками:

- скользская

- тягучая

- липкая

3. Жидкости:

- плазма крови

- плазма лимфы

- плазма спермы

II Симпласты:

- сарколемма мышечных волокон 100-300 ядер в цитоплазме.

III Синцитии (соклетия):

- сперматогонии

Значение межклеточного в-ва:

- опорная

- трофическая

- интеграция клеток в тканях и органах.

Это все производные клеток.

Среди неклеточных форм жизни есть вирусы, бактерии.

ТКАНЬ – это более сложная по сравнению с клеткой морфофункциональная единица.

англ. ботаник Грю (1641-1712) ввел термин «сравнительная анатомия», ввёл в ботанику понятия «ткань» (греч. histos, лат. textus) и «паренхима». Майер – гистология.

Т К А Н Ь – исторически сложившаяся система гистологических элементов (клетки и неклеточные структуры), выполняющая определенную функцию.

 

Имеется 4 типа тканей

I Эпителиальные, покровные, пограничные
II Соединительные, внутренней среды, опорнотрофические
III Мышечные (гладкая, скелетная, сердечная)
IV Нервная ткань

 

Все 4 –е группы тканей имеют сложное развитие, строение и выполняют разнообразные функции. При их изучении надо знать:

1) Генез ткани.

2) Строение, морфологию.

3) Значение, роль, функцию.

4) Топографию, местоположение.

 

I. Эпителиальные, покровные, пограничные возникли в ходе эволюции в связи с метаболизмом и защитой (эпителиальные и соединит.). Покрывают организм снаружи и частично (в грудной и бр. полостях) снаружи внутренние органы, образуют паренхиму желез внешней и внутренней секреции. Состоят только из клеток образуя пласт. Между клетками находится меклеточная (тканевая) жидкость т.к. нет кровеносных сосудов. Межклеточные пространства 10-25 нм. Значение эпителиев. Регенерация. Эмаль.

II. Соединительные, внутренней среды, опорнотрофические. Выполняют многочисленные и разнообразные функции. Их основные черты:

1. состоят из двух компонентов (клеток и межклеточного вещества);

2. развиваются из мезенхимы;

3. нет непосредственной, прямой связи с внешней средой;

4. некоторые из них образуют хорошо выраженные контурированные органы (кости, хрящи).

III. Мышечные ткани – Имеется три вида:

1. гладкая, неисчерченная;

2. скелетная, исчерченная поперечно-полосатая;

3. сердечная, миокард (рабочая, проводящая) исчерченная поперечно-полосатая.

IV. Нервная ткань состоит из двух компонентов

- клеток. нейроцитов, нейронов

- нейроглии.

В организме не бывает тканей (органов) выполняющих только одну узкоспецилизированную функцию.

Любая ткань (орган) в ходе своего функционирования вступает в теснейшие взаимоотношения с другими частями организма. Его деятельность регулируется н. сист., гормонами.

Ткани входят в состав органов. Если клетки и ткани изучаются с помощью микроскопа, то органы видны простым глазом и имеют значительные размеры. Пространственное представление.

Орган – лат. organon (орудие, прибор) – это оформленная часть организма, состоящая из нескольких тканей, объединенных между собой строением, развитием и функцией (троицей).

Орган – это орудие труда. Поэтому тренировка органов может привести к повышению работоспособности, молочной и мясной, и воспроизводительной продуктивности.

«Тренинг необходим не только оп-двигат. (локомот.) аппарата, а всем органам и их системам» (Фурдуй, 1987).

Массаж вымени у нетелей ведет к повышению удоя у коров за первую лактацию на 10 – 20%, т.е. 700-800 кг. молока больше, чем аналогичные нетели без массажа вымени. Наши данные.

Общий план строения

В организме имеется три вида органов:

1. – трубкообразные, трубчатые

2. – паренхиматозные, или компактные (неслоистые), или железы (внешней и внутренней секреции)

3. – пучковые… мышщы.

Трубкообразные органы имеют слоистое строение, т.к. образующие их гистологические элементы располагаются в виде 3-х пластов, оболочек

Оболочки внутренностей:

серозная

 
 


мышечная

 

слизистая

 

Оболочки сосудов:

адвентиция

 

медиа

интима

 

Тело:

кожа

 

скелетные и мышцы

 

серозная оболочка

 

Компактные органы имеют структурно-функциональные единицы: мышечные волокна, фолликулы, ацинусы и пр.

 
 


строма

 

паренхима

 

Это дуэт (строма и паренхима) – это две сестры, которые жить и работать друг без друга не могут.

Строма – т.е. рыхлая соединительная ткань. Строма – это мягкий остов, каркас органа. Значение:

1. Формообразование и опора: каркас, остов, чехол, футляр снаружи, перегородки внутри. Арматурный упаковочный каркас, материал.

2. Остов.

3. Трофика.

4. Иннервация.

5. Защитная: гистиоциты (блуждающие клетки); плазмоциты – вырабатывают γ – глобулины, антитела.

Паренхима – концевые отделы, аденомеры; выводные протоки (кроме эндокр. органов). П. – обычно эпителиальная ткань, сгруппированные альвеолы, фолликулы, тяжи и пр.. В мышцах – волокна, клетки.

Несмотря на многообразие органов для них присущи следующие анатомические (морфологические) признаки (из Акаевского), морфофункциональные черты строения и развития,

интегральный подход к изучению органов:

1. Общий план строения, напр. позвонки

2. Определенная форма (напр. вымя – 6, сосков – 6 и пр.).

3. Определенная топография (голотопия), т.е. местоположение и взаимоотношение с др. соседними органами – синтопия, а также скелетотопия, кутотопия.

4. Видовая принадлежность, специфичность.

5. Половые, возрастные, породные и индивидуальные особенности и в связи с направлением продуктивности (молочный, мясной, рабочий скот; свиньи: сальные, мясные, мясосальные).

6. Величина, размеры: масса, объем, линейные.

7. Консистенция и окраска. Образное и объмное представление об органе. Пространственная организация.

8. Тройная иннервация:

- чувтвительная (афер.).

- двигательная (эффер.)

- сосудистая.

9. Наличие сосудов:

- артериальных

-венозных

-лимфатических

-ГМЦР.

10. Строение органов в связи с их функцией (напр., язык и др.). Принцип единства (Энгельс) структуры и функции проходит красной нитью через все занятия. Сначала кратко функция, затем строение. «Форма и функция взаимно обуславливают друг друга» - ф. Энгельс.

Каждый орган выполняет главную и второстепенную (дополнит.) функции. Последнее может дать толчок к преобразованию органа при иных условиях жизни.

Полифункциональность органов: многочисленные и разнообразные функции.

Привести примеры: почки, диафрагма, околоушная сл. железа, яичники, семенники и др.

11. Каждый орган имеет свой филогенез и онтогенез. Напр., желудок, атлант и один крестцовый позвонок у земноводных. У рептилий – к атланту эпистрофей.

Из тезисов 1972 г. Акаевский. Вкаждом органе имеются:

1. Основные м/ф единицы, образованные соответствующими тканями.

2. Нервы: сомат. для скелетных мышц, и вегетативные п/симпат. н. для внутренних органов.

3. Кровеносные и лимф. сосуды для обеспечения метаболизма в органе.

4. Чувтствит. и двиг. вегет.- симпат (сосуд) н., регулирующие кровенаполнение органа в зависимости от его функционального состояния.

5. С. тк. остов любого органа, упаков. с. тк. материал, соед. все элементы органа в орган в целом. Он также имеет и нервы и сосуды.

Для выполнения целого ряда функций одного органа бывает недостаточно, тем более в многоклеточном организме. В этой связи возникают аппараты и системы органов.

Аппараты – совокупность органов различного происхождения, строения и топографии, объединенных для выполнения жизненно важных процессов:

- локомоторный

- мочеобразовательный

- репродуктивный

- регулирующий и т.д.

Система органов – совокупность органов общего происхождения, одинакового строения, находящихся в тесной морфологической взаимозависимости, выполняющих общую функцию.

Аппараты и системы принято подразделять на три группы:

I. Соматические, составляющие основу тела животного. soma - тело

II. Висцеральные (viscera) – внутренности.

III. Нейрогуморально-гормональной регуляции. Сейчас сюда и иммунная система.

Чтобы лучше воспринимался и усваивался материал целостного организма анатомию принято изучать по системам; разделам анатомии:

1. Остеология – учение о костной системе.

2. Артрология – уч. о соед. костей.

3. Миология – уч. омышечной системе.

4. Спланхнология – уч. о внутренностях.

5. Ангиология – уч. о ССС.

6. Неврология – уч. о н. с-ме.

7. Эстезиология – об органах чувств, сенсорной с-ме.

8. Эндокринология – уч. о железах внутр. секреции.

 

3- ий вопрос. Факторы влияющие на морфологическую изменчивость организма.

I. Экзогенные (внешние) факторы

1. Первым таким фактором является доместикация.

Это прогрессивное явление в развитии животного мира. Но она изменила технологию содержания и кормления, т.е. экологию домашних животных по сравнению с дикими сородичами. Появились антропогенные (anthropos – человек) факторы, искусственно созданные человеком.

ДОМЕСТИКАЦИЯ (лат. domesticus – домашний) – одомашнивание, т.е. превращение диких животных в домашних путем отбора, приручения, содержания и разведения в созданных человеком искусственных условиях. Искусственный отбор – бессознательный; со второй половины 18 века – методический отбор; массовый – выбраковка особей по фенотипу не соответствующих породе; индивидуальный – отдельных особей.

Доместикация для удовлетворения в пище, сырье, средство передвижения. В ходе доместикации изменилось морфофункциональное состояние животных – окраска, волосяной покров, размеры и масса тела, скелет, мышцы, жироотложение, плодовитость и др.. Уменьшился головной мозг. 1) – это универсальный домашний признак. 2) – изменилось поведение – этология.

Доместикация продолжается и сейчас: антилопы, лось, норки, нутрии, с/ч лисицы, голубой песец, соболь, марал, пятнистый олень, фазаны, перепела и пр.

Лось домашнее животное

Среди густых лесов на берегу небольшой. речушки Пекши, в 30 километрах от Костро­мы, стоит деревня Сумарокове, Здесь распо­ложена необычная молочная ферма: молоко здесь получают не от коров, а от лосей.

Изображения лося, величавого лесного кра­савца, встречаются еще на наскальных рисун­ках, выбитых первобытными людьми много тысяч лет назад. Интересно, что лось на них часто изображается рядом с человеком. Мо­жет быть, в древности человек сумел приру­чить его, а потом это умение было утеряно? Остается только фантазировать. Тем не ме­нее в 1935 году известный советский биолог профессор П. А. Мантейфель предложил вне­сти лося в список сельскохозяйственных жи­вотных.

В разное время в разных заповедниках страны энтузиасты пытались осуществить идею профессора Мантейфеля, Не всегда это удавалось, но были и удачи: а Печоро-Илычском заповеднике, в Серпуховском и Бузулукском борах и, наконец, здесь, в Сумаро­кове, удавалось приручить лосей и получать от них различную продукцию — лекарствен­ный препарат альцесин (он изготовляется из рогов молодых лосей и по своим целебным свойствам превосходит знаменитый панто­крин) и молоко.

Лосиное молоко — продукт особенный. По консистенции и вкусу оно напоминает коро­вьи сливки и отличается высоким содержани­ем жира, белков, минеральных солей и вита­минов. Оно также обладает лечебными свой­ствами, может использоваться как средство профилактическое и даже заживляющее яз­венную болезнь. К тому же оно может даже в летнее время храниться, не скисая, доволь­но долго. Вот почему человеку гораздо вы­годнее сегодня от старого, варварского заня­тия — охоты на лосей перейти к гуманному и современному методу общения с лесными великанами — их приручению. Тем более, что для их содержания не надо возводить капи­тальных, дорогостоящих сооружений, да и с питанием просто: лоси питаются лесной рас­тительностью, которую другие животные не едят.

Лосеферму в Сумарокове основали двад­цать лет назад А. П. Михайлов и П. Н. Витакова. Начали с диких лосят, найденных в ле­су. Воспитали, дождались потомства. Среди него была и Люська, любимица Полины Ни­колаевны, родоначальница многих поколений. Недавно у нее родилась очередная пара гла­застых и длинноногих малышей.

...Дежурный физиолог укрепил на одном из новорожденных датчики, и перо самописца немедленно начало вычерчивать кривую кар­диограммы. Лосенка заинтересовал человек, и, подрагивая тонкими ножками, нетерпеливо попискивая, малыш направился к нему, словно спрашивая; «Скажите, случайно не вы моя мама?» Шел импринтинг — запечатление, когда новорожденный принимает за мать пер­вое живое существо, встретившееся ему. Именно поэтому так важно в эти минуты при­сутствие человека. А Люська спокойно лежа­ла под кустом и жевала хлеб, вполне доверяя людям: здесь на ферме выросло не одно по­коление ее лосят, и она была уже не только бабушкой, но и прабабушкой. Так же спокой­но она дала молоко для новорожденных и разрешила отвести их в лосятник — неболь­шое бревенчатое строение, подготовленное заранее. Здесь уже бродило молодое по­полнение фермы—в этом сезоне рождались в основном двойни, и забот у персонала фер­мы прибавилось.

Стоило человеку войти в помещение, как лосята тут же окружали его, требуя молока. В первые дни их кормили четыре-пять раз подогретым лосиным молоком из бутылок с сосками. Потом его стали разбавлять коровь­им молоком. А на стенах «столовой» появи­лись ветки березы и рябины — первого зе­леного корма. Молодняк моментально усво­ил правила пользования групповой поилкой. По сигналу горна лосята влетали с улицы и бросались каждый к своей бутылке с моло­ком, укрепленной в специальном станке. На­чиналось соревнование — кто скорее. Выпив свою порцию, самый быстрый норовил пожи­виться за счет соседа, а если это не удава­лось, принимался ощипывать листочки зелени, приготовленной на закуску.

В природе лоси — большие индивидуали­сты и не собираются в стада; лишь в период гона можно увидеть сразу нескольких живот­ных. Необходимое условие приручения — групповое выращивание молодняка: так фор­мируется стереотип домашнего животного. Наши лосята хорошо знали друг друга, внут­ри стада стали образовываться группки, ос­нованные на взаимной симпатии. Появились зачатки будущих характеров. Так, маленькая Майка предпочитала своим товарищам лосевода Марину Брагину: она была готова часа­ми лежать у ее ног, в то время когда осталь­ные лосята, ошалев от свободы, носились по двору, устраивали состязания, стараясь пере­бодать друг друга или старую березу, рос­шую посреди двора. А самым веселым был Набат, сын Нивы, огромной лосихи, которая как-то умудрилась родить тройню. От беза­лаберного Набата не было покоя никому. Так, заметив в руках А. П. Михайлова газету, он подкрадывался, неожиданно выхватывал ее и начинал кругами носиться по лужайке, словно приглашая человека принять участие в игре. Набат быстрее других сообразил, что за лю­бую съемку полагается вознаграждение. И, увидев человека с кинокамерой или фотоап­паратом, он немедленно направлялся к нему и, попозировав, требовал угощения.

Два раза в день — утром и вечером —раздавался сигнал рожка, записанный на маг­нитофон, и лосихи, где бы они ни находились, прислушивались, подымая головы: их звали на дойку. Больше всех молока — до семи лит­ров в день — на ферме дает все та же Люська, совсем не подозревая, что люди зо­вут ее рекордисткой. -...Лосята подрастают. К детским бирочкам с именами на их шеях прибавились звонкие колокольчики, символ домашнего животного, который будет с ними всегда. Вместе с лосеводами они начинают уходить на летнее паст­бище за несколько километров от фермы. Но человек им по-прежнему нужен - и зи­мой, и на следующий год, когда их уже нельзя будет отличить от взрослых животных.

Лось сделал первый шаг навстречу челове­ку, и теперь очередь за нами. Может быть, не так уж далеко время, когда можно будет сказать, что эксперимент профессора Мантей­феля завершился успешно, и в природе у нас появился еще один друг.

В. БЕЗЕНКОВ. (АПН). Брянский рабочий 26 янвря 1989 г.

Известны случаи одичания: лошадь в Америке, верблюд и собака динго в Австралии.

При доместикации действует не только естественная среда, но доминирующим оказалось воздействие человека – антропогенный фактор.

Доместикация, человеческий фактор привели к появлению пород домашних животных (монокорова и пр.).


 

Антропогенные факторы в животноводстве.

Человек одомашнив животных нарушил, их естественный комфорт, увеличивая их продуктивность, создал комфортные условия для своей работы. Комплексы, щелевые полы, ГД, искуственные корма, недостаточная солнечная инсоляция и пр. Все это имеет место в хозяйствах с различной формой хозяйствования и личном секторе (подворье).

В ходе одомашнивания животных человек изменил их этологию (поведение), экстерьер, интерьер и потребность в движении, т.к. их кормят, поят, осеменяют – да еще искусственно. Все направлено на получение макс. количества продукции.

Так, далекие времена самка тура давала около 400 л. молока в год, которое шло для выкармливания теленка и которое по вкусу понравилось древним земледельцам (последний тур погиб в Польше в 1627 г.). Теперь корова способна дать почти 30 тонн молока в год – в этом заслуга человека.

Перепела дикие 30-40 яиц, домашние 250 – 300 яиц в год. Масса перепелиных яиц 10 – 11 г. Развитие 17 суток, через 35 – 40 суток начинают нестись.

Животные лишились двигательной активности, естественного солнечного освещения, солнечной энергии, свежего воздуха, магнитного поля Земли, естественного питания. Комфорт животным!

Нынешние породы домашних животных, безусловно, превосходят их диких предков (сородичей). Возьмем такой фактор, как радиоактивное загрязнение территории радионуклидами.

2) Фактор АККЛИМАТИЗАЦИЯ (от лат. ad – к, для и греч. klima – климат). Приспособление организмов к новым или изменившимся условиям существования, в котором они проходят развитие и дают потомство. А. происходит при переселении организмов как в совершенно новые для них места, так и области, где они ранее жили, но исчезли - 3) - РЕАККЛИМАТИЗАЦИЯ

При А. животных важны климатические условия: t и влажность воздуха, световой режим, количество осадков и пр. а также наличие врагов. конкурентов по кормам, сезонным убежищам и др..

Акклиматизироваться могут как дикие, так и домашние животные (исскуственная акклиматизация).

Как при доместикации, так и при акклиматизации, реакклиматизации происходит адаптация организма.

Адаптация - (лат. adaptatio – приспособление, прилаживание) приспособление (морфофункциональные, поведенческие) к определенным условиям внешней среды. Адаптация придает строению организмов черты целесообразности. В этой связи Ж. Кювье писал: «Каждое животное устроено таким образом, что вся его организация отвечает потребностям».

Акклиматизация возникает в результате естественного отбора (Ч. Дарвин).

II. Эндогенные факторы

4). На функцию и структуру органов влияют эндогенные факторы, состояние нервной системы, гормональный статус.

Задача животноводов, ветработников, зоотехников создать для животных оптимальные условия жизни, изыскать пути и возможности исключить отрицательного влияния тех или иных факторов, что будет способствовать повышению устойчивость организма к болезням, а последние будут легче поддаваться лечению. Проводить научные исследования в этом плане. Повысить продуктивность животных.

С. 39 учебник. Морфофизизиологический прогресс в животноводстве должен обеспечивать:

1. Рождение здорового потомства.

2. Увеличение численности животных.

3. Увеличение сроков жизни, продуктивного использования.

4. Повышение продуктивности.

Все это должен и может сделать человек путем исскуственного отбора, подбора пар, создание комфорта не только себе, но и животным.

С. 40 учебник. На все изменения в организме прямо или косвенно влияет окружающая среда. «Чем медленнее идет процесс изменений окружающей среды, тем надежнее адаптируется к ней организм».

Сложный организм как единое целое приспособлен к определенным условиям жизни и способен к изменениям своей организации только в определенных пределах.

Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь».

Ко II сигнальной системе. В бытовой речи слова несут 7% информации, интонация – 35%, 58% - это жесты и мимика. Это и у лектора: слова, интонация, паузы, жесты.

 

Анатомия домашних животных является первой дисциплиной, которая знакомит студентов с будущей специальностью, формирует мотивацию к обучению (учит как надо учиться в вузе, проще сказать: учиться на совесть – засуча рукава) и готовит базовые знания (фундамент) для последующих клинических дисциплин.

Контроль знаний и умений студентов по Анатомии проводиться в несколько этапов:

1-ый этап – текущий контроль на каждом лабораторном занятии.

2 –ой этап – рубежный контроль после изучения того или иного раздела курса.

3 – ий этап – заключительный итоговый – два экзамена и один зачет.

 

1. Функциональная направленность анатомии. Строение органов и систем изучается и понимается в связи с их функцией.

2. Использование дисциплин физико-химического цикла.

3. Связь с клиническими дисциплинами – клиническое мышление.

4. Анатомия была и остается фундаментальной теоретической дисциплиной в подготовке специалиста ветеринарного профиля – врача ветеринарной медицины.

5. Гистология и эмбриология вместе с анатомией позволяют понять строение органа в целом.

6. Наглядность преподавания – один из принципов вузовской дидактики – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования.

Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?» и "зачем учить?"

 

Китайская мудрость: «Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Дай мне действовать самому - и я научусь».

7. Изучать строение органов в их интегративной связи и деятельности в целостном организме.

8. САРС – только САРС даст плоды.

9. Латинская терминология.

Единый интегративный механизм регуляции функций.

Уровни современного изучения строения организма:

1. Молекулярный.

2. Клеточный.

3. Тканевой.

4. Органный.

5. Системный.


 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: