Основные, направления перестройки внешней политики СССР

Изменение характера связей Советского Союза с зарубежными странами определялось ломкой природы Советского государства. Взятый курс на реставрацию капитализма означал постепенное снятие главного — классового противоречия между СССР и ведущими державами Запада. Возникала даже возможность определенного солидаризма. Однако такое примирение, ведущее к прекращению холодной войны, проводилось преимущественно путем наших односторонних уступок, что справедливо было расценено на Западе как поражение СССР в этой войне.

Основными способами умиротворения западных держав явились: во-первых, решение германского вопроса, во-вторых, новый подход к проблеме общеевропейской и глобальной безопасности и, наконец, в-третьих, отказ СССР от поддержки на государственном уровне мирового коммунистического движения и борьбы государств и народов, имеющей социалистическую окраску.

Руководство СССР во главе с М. С. Горбачевым предприняло усилия к тому, чтобы установить доверительные отношения со странами Запада, а также активизировать процесс разоружения, и в первую очередь — ядерного. Во многом благодаря политике СССР были достигнуты соглашения по ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). В Вене успешно завершились переговоры по сокращению вооруженных сил 23-х стран ОВД и НАТО, в результате чего в Париже был подписан соответствующий договор, останавливающий гонку обычных вооружений в Европе. Кроме того, лидеры 22 стран подписали декларацию, провозглашавшую отказ от применения силы или угрозы силой против территориальной целостности или политической независимости любой страны. Показывая свое стремление к ядерному разоружению, руководство СССР во главе с М. С. Горбачевым в одностороннем порядке объявило мораторий на все ядерные испытания, который затем продлевался.

Вопрос о Германии был ключевым. Его решение предполагало ликвидацию препятствий и выработку механизма объединения двух немецких государств и прекращение прав и ответственности четырех государств, государств—победителей Германии во


 

==426

Глава 9. Период реставрации капитализма

Второй мировой войне. На переговорах о будущем Германии, в которых принимали участие представители Англии, Франции, СССР, США и двух немецких государств — ГДР и ФРГ, делегация СССР не смогла настоять на том, чтобы процесс объединения был бы именно процессом объединения, а не поглощения, и объединенная Германия не являлась бы членом НАТО. Вступивший в действие с 1 июля 1990 г. договор о заключении между ними финансового, экономического и социального союза явился основанием поглощения ГДР Западной Германией. Договор «Об окончательном урегулировании в отношении Германии»', подписанный в Москве 12 сентября 1990 г. министрами иностранных дел ГДР, ФРГ, Великобритании, США, СССР и Франции при участии министра иностранных дел Польши, исходил уже из факта существования объединенной Германии — ФРГ1. В соответствии с ним страны—победительницы во Второй мировой войне отказывались от своих прав и ответственности в отношении Берлина и Германии в целом, а объединенная Германия обретала полный суверенитет в своих внутренних 'и внешних делах. СССР принимал обязательства до конца 1994 г. вывести свои войска, размещенные в Германии, и урегулировать связанные с этим проблемы на двусторонней основе с правительством объединенной Германии. Договор закреплял незыблемость послевоенных границ Германии, ограничивал численность бундесвера и гарантировал неразмещение иностранных войск и ядерного оружия на территории бывшей ГДР.

В 80-е годы так же, как в Советском Союзе, начинается реставрация капитализма в европейских социалистических странах, и антикоммунистические силы получают господство в их органах власти. Большинство этих государств занимает четкую антисоветскую позицию и направляет свои усилия во внешнеполитической деятельности на укрепление отношений со странами Запада, на разрыв особых связей с СССР в рамках международных организаций социалистических стран и вступление в организации капиталистических государств.

В ноябре 1990 г. в Париже состоялась встреча глав государств и правительств 34-х стран—участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). По итогам встречи была принята Хартия для новой Европы. В этом документе были отмечены изменения, произошедшие за последние годы в Европе, а также подчеркивалась положительная роль СССР во всех пере-

' ВВС СССР. 1991. № 16. Ст. 452.


§ 1. Коренные изменения в международном положении страны

 

 

==427

менах. Главной заслугой СССР, по мнению Запада, было невмешательство в сложные внутриполитические процессы, протекавшие в странах Центральной и Восточной Европы.

Наметившийся процесс преодоления конфронтации со странами Запада и то, что пришедшие к власти в Восточной и Центральной Европе антикоммунисты заняли откровенную антисоветскую позицию, заставляло руководство СССР пересматривать свою политику в отношении друзей и союзников. Такие действия руководства СССР совпали с действиями политического руководства бывших социалистических стран, направленными на быстрейшую интеграцию их стран в Европейское и мировое сообщество. Бывшие социалистические страны проводят политику, ведущую к ликвидации ОВД и СЭВ. Дополнительным стимулом ликвидации социалистического содружества явился кризис, охвативший СССР и выразившийся в стагнации экономики, кризисе в партии, взрыве национализма и сепаратизма, а также политика СССР в решении немецкого вопроса, которые показывали, что раздираемому внутренними проблемами СССР все тяжелее нести бремя великой державы, что он больше не в состоянии не только поддерживать своих внешних друзей, но и последовательно отстаивать собственные геополитические интересы на международной арене. Таким образом, в тот период, когда СССР все более ослабевал и последовательно разрушался, складывались основы дипломатической изоляции нашего государства в условиях сохранения военного и политического союзов бывших его противников в холодной войне.

Организация Варшавского договора была распущена 1 июля 1991 г. единогласным решением руководителей стран-участниц, собравшихся в Праге. За год до этого на Московском совещании Политического консультативного комитета страны—участницы Варшавского договора высказались за роспуск только военных органов организации и трансформацию этого союза из военнополитического в политико-военный. Развал СССР и реставрация капитализма в странах Восточной и Центральной Европы ускорили конец Варшавского договора. Начинается вывод советских войск с территории бывших социалистических стран, который проходил на основе двусторонних соглашений с каждой из этих стран в условиях антисоветской истерии и больше был похож на бегство. Огромная группировка войск выводилась в кратчайшие сроки. При этом часть из них расформировывалась, а другая направлялась к совершенно необустроенным новым местам дислокации. В этой связи возникло много проблем, связанных с социальной защитой военнослужащих и членов их семей.


 

==428

 


Глава 9. Период реставрации капитализма


Такая же судьба ожидала и Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В рамках этой организации существовал особый замкнутый рынок с собственными ценами на сырье и готовую продукцию и особым порядком расчетов между участниками. С переходом СССР с 1 января 1991 г. на расчеты со странами— членами СЭВ по мировым ценам и в свободно конвертируемой валюте судьба последнего была предрешена. СЭВ был распущен 28 июня 1991 г. на своем последнем заседании в Будапеште.

Параллельно с ликвидацией социалистического блока происходит и пересмотр политики СССР в региональных конфликтах, отказ от силовых методов их решения. В контексте этой политики решался вопрос об Афганистане, где находились советские войска, принимавшие участие в боевых действиях на стороне центрального правительства. В мае 1988 г. вступили в силу Женевские соглашения по Афганистану. Начался вывод советских войск с территории этой страны под контролем ООН.

Разрушение СССР привело к тому, что его бывшие члены повели неодинаковую, порой даже принципиально различающуюся внешнюю политику.

Внешняя политика России. Основы внешнеполитической доктрины России накануне разрушения СССР были изложены президентом России Б. Н. Ельциным в его выступлении на пятом (внеочередном) Съезде народных депутатов РСФСР 28 октября 1991 г. Они сводились к следующему. Во-первых, Россия намеревалась войти в мировую экономику на равных со всеми суверенными государствами правах, и поэтому намечается линия на прямое участие России в международных финансовых и торговых организациях, соглашениях и конвенциях, на проведение преобразований валютной и внешнеторговой системы в соответствии с международными стандартами. Для этого руководство России изъявило готовность предпринять и соответствующие шаги: открыть стратегические данные, необходимые для вступления в международные организации, принять основные принципы, заложенные в уставе Международного валютного фонда, пригласить МВФ, мировой банк и Европейский банк реконструкции и развития к разработке плана по сотрудничеству и участию в российских экономических реформах. Во-вторых, делалась ставка на получение помощи и поддержки, в том числе и финансовой, развитых стран и международных организаций. В-третьих, понимая, что мировое сообщество и развитые страны в особенности, наблюдая за развалом СССР, обеспокоились судьбой международных обязательств и внешнего долга СССР, руководство России постаралось развеять эти опасения. Было подтверждено


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: