Развитие внешних функций Советского государства

Глава 8. Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (середина 60-х — середина 80-х годов)

00.htm - glava44

Развитие внешних функций Советского государства

Продолжающееся противостояние двух великих держав — США и СССР, возглавляющих, соответственно, лагерь капитализма и лагерь социализма и имеющих кроме того свои геополитические интересы, климат «холодной войны» и гонка вооружений определяли внешнюю политику СССР. Первой из функций была защита Отечества и борьба за мир.

Военная мощь СССР была сдерживающим фактором для разжигания конфликтных ситуаций в мире. В прежние крупные войны, в которых участвовала наша страна, она вступала, как мы видели, не имея достаточного вооружения. Поэтому задача боеготовности к возможному военному конфликту не сходила с повестки дня советского руководства. Географическое и политическое положение Советского Союза определило его военную доктрину. СССР давно стал вслед за США ядерной державой. Постоянно осуществлялось и совершенствование неядерных видов вооружений.

Накапливание ядерного и иного оружия таило опасность возникновения войны. В. О. Ключевский накануне Первой мировой войны: говорил: «Европа для своей безопасности поместилась на пороховой погреб». Теперь этот погреб становился ядерным. Серьезный риск «самовозгорания» войны заставлял ускорять гонку вооружений, которая последовательно истощала экономику государства, сокращала его расходы на социальные и другие нужды. Такая политика не имела будущего.

Со стороны СССР постоянно предпринимались шаги к обузданию гонки вооружений и сокращению ядерного оружия. Россия, на протяжении всей своей истории страдавшая от агрессий, традиционно стремилась к миру. Не случайно инициатором первой в истории международной конференции по сокращению вооружений ^Гаага, 1899 г.) была именно Россия. А в начале 70-х гг. Советский Союз выступает за переговоры о сокращении вооружений и прекращении гонки вооружений. Для снижения Ядерной угрозы СССР и США делают шаги навстречу друг другу и подписывают ряд соглашений (по противоракетной обороне, ОСВ-1), уменьшавших военное противостояние и открывавших дорогу для дальнейших переговоров. Однако диалог не был продолжен, и


§ 1. Развитие внешних функций Советского государства

 

 

==371

камнем преткновения стали способы контроля над вооружением и определения численности ядерных вооружений с обеих сторон. Следует отметить, что обе стороны продолжали разработку и размещение ядерного оружия, пользуясь отсутствием в тексте соответствующих положений или размытостью некоторых формулировок договоров1.

Ухудшение отношений между двумя сверхдержавами было во многом вызвано тем, что «во второй половине 70-х гг. чаша политических весов», по признанию западных советологов, «склонилась в сторону Советского Союза»2. Такое изменение заставило США пересмотреть ' свою политику в отношении СССР, и уже президент Картер взял курс на гонку вооружений в расчете на ее выигрыш. Особенно активно антисоветская политика в США стала проводиться после избрания президентом Р. Рейгана. Это проявилось в нарушении принципа, положенного в основу советско-американского Заявления об основах отношений от 29 мая 1972 г., что признание интересов безопасности договаривающихся сторон на основе равноправия является предпосылкой для мирных отношений между ними. В программе стратегической оборонной инициативы (СОИ), выдвинутой Р. Рейганом (март 1983 г.), содержалась надежда на создание нового «супервооружения», обеспечивающего «абсолютную безопасность» для США и ставящего СССР в состоянии «абсолютной опасности». Система ядерного сдерживания становилась бы в связи с созданием СОИ бессмысленной, поскольку СОИ была нацелена на то, чтобы сделать США неуязвимыми для ядерных ударов. А поскольку Советский Союз в соответствии с его военной доктриной обязался никогда не наносить первым ядерного удара, то СОИ создавала возможность для США безнаказанной ядерной агрессии против СССР.

Попытка силового давления на Советский Союз привела к тому, что в 1983 г. (после начала размещения США в Европе ракет «Першинг—2») Советский Союз прервал в Женеве переговоры об ограничении численности ракет средней дальности в Европе, отложил

' Так, во второй половине 70-х гг. в Европе были размещены советские ядерные ракеты средней дальности, а НАТО в декабре 1979 г. приняло решение о довооружении. В конце ноября 1983 г. США начали размещать в ФРГ ракеты «Першинг—2».

2 Фуртак Р. Внешняя политика Советского Союза от Брежнева до Горбачева//Советский Союз—86. Итоги и перспективы развития через призму XXVII съезда КПСС. Сборник. М., 1987. С. 230.


 

==372

Глава 8. Период замедления темпов общественного развития

также проводившиеся в Женеве переговоры об ограничении стратегических вооружений и Венские переговоры о сокращении вооружений и вооруженных сил в Центральной Европе. Однако Советский Союз был значительно более заинтересован в проведении переговоров о сокращении гонки вооружений'. 12 марта 1985 г. Советский Союз пошел на возобновление Женевских переговоров, отказавшись от предварительного условия убрать дополнительно размещенные в Западной Европе «першинги».

Опасность возникновения Третьей мировой войны, по мнению аналитиков ЦРУ, таилась в разрастании региональных, прежде всего европейских, конфликтов. В связи с этим серьезным успехом в деле борьбы за мир явилось проведение в августе 1975 г. общеевропейского совещаний в Хельсинки. В Совещании приняли участие главы 33 государств Европы, а также США и Канады. В результате был подписан итоговый документ, закрепивший незыблемость сложившихся после Второй мировой войны границ. Это было особенно важно для стран социалистического содружества. Одновременно в документе были закреплены обязательства государств обеспечивать права человека. Это положение использовалось впоследствии политическими противниками Советского Союза для поддержки диссидентского движения в СССР.

Ослаблению противостояния Востока и Запада служили также дву- и многосторонние договоры, заключенные в первой половине 70-х гг. Советско-западногерманский договор 1970 г. закрепил сложившиеся границы и заложил основу для развития экономических связей с Германией. Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину 1971 г., заключенное СССР, ГДР, ФРГ и Западным Берлином при посредничестве США, Франции и Англии, значительно снизило напряженность в этом регионе. Однако основой напряженности являлось противостояние СССР и США и военных блоков, возглавляемых этими державами. Концепция сдерживания, сформулированная бывшим послом США в Москве Дж. Кеннаном, требовала постоянного наращивания вооружений. Интересно, что сам Дж. Кеннан впоследствии писал: «Со-

' Сокращение ядерных вооружений в Европе не противоречило советской военной доктрине, ибо война в Европе, в случае ее возникновения, должна была вестись только с помощью обычного оружия. Интересно, что ненависть к Советскому Союзу среди ряда западных аналитиков была настолько велика, что на ежегодном расширенном заседании редколлегии журнала «Восточная Европа» в марте 1986 г. (ФРГ) д-р Веттиг высказался за то, чтобы в противовес Советам в случае войны в Европе НАТО «должно использовать любую возможность для ведения именно ядерной войны» (Кениг Г. Один год при Горбачеве//Советский Союз—86. С. 341.


§ 1. Развитие нешних функций Советского государства

 

 

==373

здавая НАТО... они провели через Европу произвольную границу против нападения, которое никто на планировал... После войны у Советского Союза не было ни желания, ни необходимости переходить границы их стран.... Атлантический пакт был неудачным потому, что в нем не было никакой необходимости»1. Тем не менее, как справедливо замечает Т. Али, «у НАТО была и вторая функция. Вашингтон считал эту организацию необходимой для сохранения твердого контроля Соединенных Штатов над Западной Европой, и особенно Великобританией и Германией»2. Аналогичным целям служил и Варшавский Договор. В середине 60-х — середине 80-х гг. отношения между блоками осложнялись тем, что страны, их участницы, имели и свои интересы, порой расходящиеся с интересами супердержав, стоявших во главе блоков. С точки зрения Т. Али разрядка начала 70-х-гг. являлась «следствием обострения разногласий внутри капиталистического мира»3.

Р. Рейган, ставший президентом США в 1980 г., сумел сплотить союзников и активизировать деятельность своих спецслужб для борьбы с Советским Союзом и его влиянием в мире. Т. Али, ссылаясь на высказанное А. Н. Яковлевым в книге «От Трумэна до Рейгана» суждение о том, что «за Рейганом стоят богачи новых поколений, которые нажили капитал жульническими махинациями, на основе подкупов, связи с мафией и т. д.», делает вывод, что правительство Рейгана, представляющее интересы крупнейших корпораций, «которые усматривают в сохранении социализированной экономики внутри СЭВ постоянное напоминание о том, что в какое-то время Запад может вновь обратиться к социалистическим проектам», не могло пойти на настоящее примирение с Советами. «Основа для настоящего примирения между советским и американским руководством возникла бы только в том случае, если бы сторонники реформ действительно пошли по пути реставрации капитализма в СССР»4. Однако здесь упускается из виду, что не только экономический строй определяет внешнюю политику государств. Геополитические интересы также имеют немалое влияние на расстановку сил на политической арене.

Советский Союз, оставаясь в рассматриваемый период социалистическим государством, в проведении своей политики руководствовался и геополитическими интересами, традиционными для этой огромной евразийской державы.

Али Т. Революция сверху. Куда идет Советский Союз?//Куда идет Советский Союз? Сб. материалов зарубежной печати. М., 1990. С. 134.

2 Там же.

3 Там же. С. 136.

4 Там же. С. 137.


 

==374

Глава 8. Период замедления темпов общественного развития

Для поддержания положения лидера Советский Союз должен был: 1) укреплять экономические, военные и иные связи с союзниками; 2) расширять количество стран, поддерживающих Советский Союз, за счет стран так называемого «третьего мира» и национально-освободительных движений; 3) ослаблять положение своих противников, противостоять их намерениям уничтожить Советский Союз, расчленить его и проч. (см. Директиву Совета Безопасности США 1949 г.).

В первом случае цели достигались за счет расширения экономического и военно-политического сотрудничества, противодействия проведению тайных операций. Укреплялись международные союзы типа Варшавского Договора и СЭВ, заключались двусторонние соглашения. Военный союз все более и более крепился экономическими связями. В рамках СЭВ в 1971 г. была принята долговременная комплексная программа экономической интеграции. В процессе реализации отдельных целевых программ Советский Союз заключил к началу 80-х гг. около 120 многосторонних и свыше тысячи двусторонних соглашений. Интеграция экономики отразилась на координации пятилетних планов развития народного хозяйства стран — членов СЭВ на 1981—1985 гг. Связи внутри стран социалистического содружества переходили в 80-е гг. на качественно новую ступень. В 1985 г. сессия СЭВ приняла Комплексную программу научно-технического прогресса стран — членов СЭВ до 2000 г. Цель программы — интегрированная кооперация по пяти главным направлениям: электроника; ядерная энергетика; автоматизация; новые материалы и технология их получения и переработки; биотехнология. Проведение этой программы в жизнь могло связать страны Восточной Европы тесными экономическими узами, превратив в единое экономическое пространство.

Попытками ослабить положение Советского Союза в Европе явились антисоциалистические выступления в 1968 г. в Чехословакии и в 1981—1982 гг. в Польше. Интересно, что введение войск Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. не привело к резкой конфронтации Востока и Запада. Как видно, обе великие державы, СССР и США, были тогда заинтересованы в сохранении стабильности. Поэтому провал антигосударственного выступления в Чехословакии и его подавление не послужили поводом для ухудшения отношений. Однако через 10 лет положение изменилось. Гонка вооружений истощала экономику СССР. Советский Союз не мог оказывать Польше помощь в необходимых размерах. В связи с этим его место было занято западными банками. Зависимость Польши от своих западных кредиторов росла пропорционально долгам. Одновременно в польском прави-


§ 1. Развитие внешних функций Советского государства

 

 

==375

тельстве имелось коррумпированное ядро, связанное как с отечественной, так и зарубежной мафией. Осложнились в 80-е гг. и отношения СССР со странами третьего мира (во многом из-за событий в Афганистане). Поэтому, хотя следы вмешательства западных спецслужб одинаково хорошо видны и в Варшаве, и в Праге, страны Варшавского Договора к разрешению конфликта в Польше не привлекались- Польское руководство самостоятельно разбиралось в своих проблемах. Знаменательно, что одновременно с событиями в Польше произошел серьезный раскол в коммунистическом движении. Существенно ослабли позиции социалистической Европы в связи с выступлением против КПСС итальянской и испанской компартий. США, хотя открыто и не вмешивались в конфликт, тем не менее явно сочувствовали польской оппозиции и шли на дальнейшее обострение отношений с Советским Союзом, ратовали за введение экономических санкций против Польши. Кризис 1980—1982 гг. показал, что у стран социалистического содружества имеются существенные противоречия (хотя и Западная Европа не была едина). В конце XX в. вопрос, о гегемонии в Европе должен был разрешаться не военным способом; победителем становился тот, кто имел не только военное превосходство, но и обладал превосходящей экономической мощью и успехами в проведении тайных операций.

Другим направлением внешней политики Советского Союза было укрепление экономических связей, оказание военной помощи, способствовавшей установлению и сохранению дружественных правительств.

В 60-е — 80-е гг. Советским Союзом были достигнуты определенные успехи в этом направлении. В Юго-Восточной Азии Вьетнам стал социалистическим государством; просоветской ориентации придерживались Лаос и, после падения режима Пол-Пота, Камбоджа (Кампучия). Развивались традиционные дружественные отношения с Индией, расширялись связи и были заключены договоры о дружбе и сотрудничестве с рядом стран Ближнего Востока, в частности, с Сирией, НДР Йемен. Успешно распространялось влияние Советского Союза и среди других стран «третьего мира». После падения фашистской диктатуры в Португалии ее бывшие колонии Ангола и Мозамбик избрали социалистический путь развития. Все больше обращали свои взоры к социализму в Латинской Америке. Для подрыва Советского Союза использовались традиционные средства и проводились новые тайные операции.

Ухудшение отношений СССР с Китаем произошло по вине руководителей обеих держав. Налаживание же их шло крайне медленно. «Культурная революция» в Китае осложнила его отношения с


 

==376

Глава 8. Период замедления темпов общественного развития

Советским Союзом, пограничные инциденты явились прямым следствием этой конфронтации. К началу-80-х гг. обстановка в Китае меняется. Однако внешняя политика Китая по отношению к Советскому Союзу не изменилась, развивается его военно-политическое сотрудничество с США, Японией, рядом.стран—членов НАТО. В 80-е гг. сша содержали на территории Китая пункты подслушивания систем, при помощи которых осуществлялось слежение за советской военной деятельностью путем сочетания перехвата сигналов связи и телеметрии с использованием радиолокационных станций для слежения за головными частями ракет в полете. Часть станций следила за ядерными взрывами, проводимыми на испытательном полигоне под Семипалатинском'. Аналогичные системы имелись у другой южной соседки Советского Союза — Турции. Конец 70-х гг. не принес стабильности на южные границы Советского Союза. Являясь противником империализма США и его союзников, Иран не поддерживал и Советский Союз. В 1979 г. высшее руководство СССР приняло решение о введении войск в Афганистан. При этом ссылались на интернациональный долг и наличие соответствующей договоренности.

Установление враждебного Советскому Союзу режима в период начала мощного наступления его геополитических противников было бы крайне опасно для Советского государства.

Кеннет де Граффенрейд, сотрудник разведки ВМФ США в 70-х, а в 1983 г. ставший специальным помощником президента США и директором разведывательных программ совета национальной безопасности США, писал, что в конце XX в. «время и энергия деятелей, разрабатывающих политику, будут поглощаться более всего такими явлениями, как партизанская и тайная война, «активные мероприятия» и тайные операции, политические акции, неформальное проникновение, терроризм». Поэтому неудивительно, что с конца 70-х — начала 80-х гг. в странах просоветской ориентации усиливается так называемая /партизанская борьба. Именно это явление отмечается в Афганистане. Стравливание одной части населения с другой для достижения своих целей известно давно. Этим методом руководствовались и древние римляне до нашей эры, и британцы, стравливая мусульман и буддистов в Индии, Однако, если для США участие в афганском

' Ричелсон Дж. Американский шпионаж и его объект — Советский Союз// Разведка США в действии. М., 1988. С. 20.

2 Граффенрейд К. Разведка и Овальный кабинету/Разведка США в действии. М., 1988. С. 65.


 

==377

 


§ 1. Развитие нешних функций Советского государства


конфликте ограничивалось посылкой инструкторов и оружия через Пакистан, то Советский Союз, введя свои войска, надолго увяз в военном конфликте. Участие Советского Союза в афганском конфликте явилось последним проявлением активной внешней политики Советским Союзом. Конец 70-х гг. знаменует переход СССР на оборонительные позиции.

Особым регионом, где наиболее ярко ощущалось противостояние СССР и США, являлся Ближний Восток. Агрессия Израиля против Египта в 1967 г. лишь частично обнажила противоречия этого района. Территориальные притязания Израиля к арабским государствам и требования арабов к Израилю соблюдать решения ООН о создании суверенного Палестинского государства являлись лишь надводной частью айсберга, скрытой пружиной конфликта была борьба за контроль над богатейшими нефтяными месторождениями. Выступление Советского Союза на стороне противников Израиля на какое-то время отсрочило подчинение арабских стран власти международного капитала.

Третье направление политики Советского Союза выразилось в противодействии политике США, игре на противоречиях их с союзниками, противодействии тайным операциям спецслужб США.

Для периода холодной войны характерна политика изоляции Советского Союза, проводимая правительством США. Поэтому важное значение имело укрепление экономических связей между СССР и западноевропейскими государствами и отдельными западноевропейскими и американскими фирмами. Советский Союз и страны Восточной Европы были заинтересованы в приобретении промышленных и продовольственных товаров, а также новой техники. Однако, США, особенно в 80-е гг., активно препятствовали развитию торговых отношении СССР с западноевропейскими партнерами. Механизмом здесь служил Координационный комитет по контролю за экспортом в Советский Союз (КОКОМ). В этот период в него входили все страны — члены НАТО за исключением Исландии и Испании. Именно через КОКОМ с начала 80-х гг. устанавливалось эмбарго на торговлю с СССР отдельными товарами и технологиями. Однако для большинства европейских государств эти ограничения были невыгодны. Поэтому с 1951 по 1980 г. список стратегических товаров, охватываемых эмбарго, с 300 наименований сократился вдвое. Государства — члены КОКОМ более 1500 раз обращались с просьбами о смягчении установленных правил. И это понятно: торговля с Востоком давала миллиарды долларов прибыли. Попытки президента США Картера заставить страны — члены КОКОМ отказаться от торговли с Востоком для того, чтобы наказать Со-


 

==378

Глава 8. Период замедления темпов общественного развития

зать Советский Союз за ввод войск в Афганистан, не удавались, а лишь вносили раскол в лагерь союзников. Западногерманские, французские, итальянские, английские фирмы получали колоссальную прибыль от торговли с Восточной Европой и СССР. 64% экспортируемых Западной Германией автоматических токарных станков покупал СССР. Франция и Великобритания также поставляли в страны Восточной Европы нужное им оборудование.

Ситуация изменилась с избранием президентом США Р. Рейгана. США не только ужесточили свой таможенный надзор и расширили перечень товаров, запрещенных к вывозу, но и оказали прямое давление на европейские фирмы, продолжавшие сотрудничать с восточно-европейскими государствами (пострадали французское государственное предприятие «Крезо-Луар», ряд западно-германских фирм, в том числе «АИГ-Канис», итальянская компания «Нуово пиньоне» и др.).

Естественно, что такая деятельность правительства США вела к повышению активности советских спецслужб по заключению нужных сделок через третьих лиц и третьи страны, и наоборот. По признанию аналитиков американской разведки, 60—70-е гг. были годами, когда тайные операции спецслужб США в большинстве не удавались. Этр особенно видно в сравнении с более ранним периодом. \

В 60—70-е гг. на общем фЬне неудач во внешней политике США как редкое исключение, по мнению руководящего работника ЦРУ, специалиста по тайным операциям X. Товара, выделяются операции в Лаосе, Бельгийском Конго (Заир), Чили (начало 60-х — конец 60-х гг.): Однако рост противоречий внутритшериканской администрации, а, возможно, и активизации советских спецслужб в дальнейшем препятствовали успеху тайных операций.

К середине 80-х гг. вновь возрастает активность геополитических противников СССР. Это проявляется в многочисленных попытках расколоть социалистический лагерь, в частности, раздувать противостояние СССР и Китая, поддерживать контрсоциалистические силы в Польше, в Никарагуа и проч.; в усилении напряженности на границах Советского Союза (пограничные конфликты с Китаем, события в Афганистане), а также в проведении экономической войны против СССР. В этих условиях в целях сохранения СССР как мировой державы нашему государству необходимо было активизировать внешнеполитическую деятельность по защите геополитических интересов Советского Союза.

00.htm - glava45


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: