Информационные процессы, их базовые составляющие.
Информационный процесс – последовательность действий, связанная с получением и хранением, обработкой и передачей информации.
Базовая составляющая
Хранение информации Хранится в памяти человека. - внутренняя память - на внешних носителях (книги, журналы, флешки, диски) | Передача информации Должен быть источник информации, каналы связи, приемник, информации. На каналы связи воздействуют помехи. | Обработка информации Оперирование информации по определенным правилам: - логическое рассуждение - вычисление - кодирование - поиск информации |
Язык как средство обмена информацией.
Человек также воспринимает информацию с помощью органов чувств, а для обмена информацией между людьми служат языки. За время развития человеческого общества таких языков возникло очень много. Прежде всего это родные языки (русский, болгарский, английский и др.), на которых говорят многочисленные народы мира. Роль языка для человечества исключительно велика. Без него, без обмена информацией между людьми было бы невозможным возникновение и развитие общества. Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, будем называть информационной деятельностью.
Предистория 1 этап. Появление устной речи, которая стала средством хранения и передачи информации.2.350 да н.э. 2 этап.1350 до н.э. появление вычисления и письменности. 3 этап. Книгопечатание.1445 год 4 этап. Успехи точных наук: - 1876 появление телеграфа - 1876- телефон - 1895 радио - 1939 ТВ, фотографии, кино. | История - с 1945 первые вычислительные машины. - 1956 трансисторы элементарная база - 1959 интегральные схемы - первые комп.сети. -1972элементарная база.микропроцессоры. - 1976 первые персональные комп. - начало 90 х. инет,сот.связь.комп+сеть |
1.5.Информатизация – переходный период от индустриального общества к информационному обществу.
Этап перехода информатизации. Это процесс создания,развития, и всеобщего применения информ. Средств и технологий, обеспеч. Достижение и поддержание уровня информирования всех членов общества., необходимого и достаточного для улучшения качества труда и условий жизни общества.
Информационный ресурс
важнейший стратегический ресурс общества.
- это отдельные документы
- массивные отдельные документы
- отдельные документы информ.систем.(ИС)
Информационные системы
Информационныесистемы-это системы,реализующие протекание информационных процессов.
Информационное общество можно определить следующими признаками:
-высоко количество занятых в информационных сферах(80%)
-обеспечена возможность общества в любое время,на любой территории в доступе к необходимой информации
-информация становится важным стратегическим ресурсом и занимает важное место в жизни человека.
1989г-принята концепция информатизации
Основные признаки информационного общества
большинство работающих 80 % в информ. Сфере.
обеспеченна возможность к доступу любого члена общества на любой территории и в любое время к необходимой информации. Информация становится важным стратегически м ресурсом и занимает ключевое место в экономике.
Понятие информации.
Информация- это сведения об окружающем мире (объекте, процессе, явлении, событии), которые являются объектом преобразования (хранение, передачу и т.д.)
Восприятие инф - процесс преобразований сведений, поступающих их внешнего мира, в форму, пригодную для дальнейшего использования.
2.2. 2.3. Свойства(качество) инф:
1)релевантность(способ инф соответствовать потреб-лю)
2)своевременность(соответств-ть нужным потреб-лямворемя)
3)полнота(исчерпывающе характ-ть объект/процесс)
4)эргономичность(св-во хар-щее удобства формы и представления инф-и)
5)адекватность(соответ отраженному объекту или явлению)
6)достоверность(не иметь скрыт ошибок)
7)доступность(возможность получения инф)
8)защищенность(невозможность несанкционого использования/изменения)
9)живучесть(сохр свое кач-во с течением времени)
10)уникальность(хранящаяся в единств экземпляре)
Количество инф – числовая величина, адекватно характеризующая востребованную инф – ю
Общий характер получения инф:
Наличие опыта, до опыта должна быть неопределенность в том или ином исходе, после опыта ситуация становится более определенной.
2.4. Классификация инф:
По способам восприятия – Визуальная(90), Аудиальная(9), Тактильная, Обонятельная, вкусовая;
По формам представления–Текстовая, Числовая, Графическая, Музыкальная, Комбинированная и тд.
По общественному значению-личная,обществ,специальная, эстетическая
Специальная - научная, техническая, управленческая, производственная
Личная – наши знания, умения, интуиция
1.Дискретная – когда параметр сигнала принимает во времени последовательное число значений -> сообщение дискретно, и инф дискретная(чтение книги)
2. Непрерывная - Если источник вырабатывает непрерывное сообщение(речь человека)
Дискретизация – непрерывное сообщение,преобразованное в дискретное
Кол-во инф
Кол-во инф – числовая величина, адекватно характеризующая востребованную инф.
Получение: 1)наличие опыта-всякая инф добывается нами в виде опыта2) до опыта должна быть неопределенность, после опыта она станов более определен
Энтропия
Энтропия –кол-во уменьшенной неопределенности (можно отождествить с кол-ом полученной инф) Е=I с 2 исход.
2.7.Вероятностный подход к определению кол-ва инф: все события происходят с различной вероятностью, но зависимость между вероятностью событий и кол-ом инф можно выразить формулой Шеннона (1948):
I – кол-во инф, N-возможных событий,
Pi-вероятности отдельных событий
Алфавитный подход к измерению информации не связывает кол-во информации с содержанием сообщения. Алфавитный подход - объективный подход к измерению информации. Он удобен при использовании технических средств работы с информацией, т.к. не зависит от содержания сообщения. Кол-во информации зависит от объема текста и мощности алфавита. Ограничений на max мощность алфавита нет, но есть достаточный алфавит мощностью 256 символов. Этот алфавит используется для представления текстов в компьютере. Поскольку 256=28, то 1символ несет в тексте 8 бит информации
Семантический подход к измерению информации
Учитывает целесообразность и полезность информации. Применяется при оценке эффективности получаемой информации и ее соответствия реальности.
В рамках этого подхода рассмотрим такие меры, как целесообразность, полезность (учитывают прагматику информации) и истинность информации (учитывает семантику информации).(автор Норбет Винер)