Правовое регулирование предоставления публичных услуг в электронном виде

Регулируется ФЗ РФ от 27 июля 2010г. №210-ФЗ

"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств.

 

1)Портал государственных и муниципальных услуг - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием сети Интернет.

2)Многофункциональный центр - российская организация, уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна".

3)Универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг. Пользователем универсальной электронной картой может быть гражданин Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, иностранный гражданин либо лицо без гражданства.

Заявителям обеспечивается доступ к государственным и муниципальным услугам. Заявитель подает запрос и иные документы необходимые для предоставления гос-ых или мун-ых услуг. Прием таких запросов и документов осуществляется с использование единого портала гос. и мун. Услуг. Далее происходит взаимодействие органов предоставляющих гос. и мун. услуги и заявитель получает результат предоставления государственной или муниципальной услуги.(С многофункциональным центром тоже самое происходит).

Правила и порядок информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме устанавливаются Правительством РФ.

Универсальная электронная карта должна содержать следующие визуальные (незащищенные) сведения:

 

1) ФИО

2) фотографию заявителя

3) номер универсальной электронной карты и срок ее действия;

4) контактную информацию уполномоченной организации субъекта Российской Федерации;

5) страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.

 

26 вопрос.

В интернете находится огромное количество СМИ как зарегистрированной, так и нет. Любой желающий имеет доступ к такой информации. Так же любой желающий может создать сайт, деятельность которого будет похожа на работу СМИ. Все это порождает большое количество проблем правового регулирования деятельности СМИ в интернете.

Работающие в зарегистрированных система Интернет СМИ авторы они обладают такими же права, как и обычные журналисты, и должны выполнять те же обязанности, и могут быть привлечены к ответственности за правонарушение в сфере деятельности СМИ. К СМИ принадлежат сайты интернета, зарегистрированные в качестве СМИ, и к ним применимы нормы закона РФ «О СМИ»

К размещению информации в сети интернет, относится не только размещение информации на сайтах, а так же посредством её размещения через электронную почту, или аську.

Другие авторы считают, что Интернет сайт по общему правилу, не является СМИ и не подлежит регистрации в качестве таково во, а создание и введение без регистрации в качестве СМИ не содержит признаков административного правонарушения.

СМИ и работающие в них журналисты являются институтом гражданского общества, у них есть свои определенные обычаи и правила.

Главным препятствием к осуществлению регулирования является природа интернета, которая затрудняет отделение сайтов о СМИ, Второе это не совершенствование законов, которые не учитывают специфику Интернета – СМИ.

 

27 вопрос.

За последние 15 лет, произошло бурное развитие информационного законодательства. В настоящее время сформирован комплекс федеральных законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации которые в котором сформулирован комплекс развития информационного законодательства.

В качестве способа решения указанной проблемы целесообразно разделить направления правового регулирования информации на два блока. В первый блок следует включить вопросы, которые составляют ядро сферы информации, правовое регулирование которых в основном не выходит за ее рамки. Ко второму блоку должны быть им отнесены вопросы, которые составляют предмет регулирования иных сфер, но имеющие принципиальное значение и для правового регулирования сферы информации и информатизации.

Одним из документов, направленных на выработку согласованной государственной политики в сфере информационного законодательства, является утвержденная 9 сентября 2000 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. В ее развитие был разработан документ рекомендательного характера под названием "Основные направления нормативно-правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации". Указанный документ определял первоочередные меры по совершенствованию нормативного правового обеспечения информационной безопасности по пяти основным направлениям.

Предпринято достаточно большое количество мер по совершенствованию информационной безопасности в области конституционных прав и свобод человека и гражданина, реализуемых в информационной сфере, такие законопроектами как фз: "О персональных данных"; "О праве на информацию"; "О коммерческой тайне".

Сказывается отсутствие структурного центра, который мог бы устанавливать приоритеты среди информационных проблем, мобилизовать научные и организационные возможности для решения законотворческих вопросов. Распыление информационной проблематики по ряду комитетов в Государственной Думе, ведомственный подход к задачам в области нормотворчества в Государственном Комитете РФ по телекоммуникациям, фрагментарные решения Министерства науки и технологий РФ не обеспечивают необходимую координацию.

Некоторые авторы считают, что необходимо создать информационный кодекс, который будет обладать следующими признаками:

• обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, охватывающих значительную сферу общественных отношений (отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства);

• обычно содержит нормы, регулирующие наиболее важные и принципиальные вопросы общественной жизни;

• включает в себя проверенные практикой действующие нормы и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;

• содержит более устойчивые и стабильные нормы, рассчитанные на длительный период их действия;

• представляет собой укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построения системы нормативных предписаний, а также удобство их использования

Одной из предпосылок кодификации является развитое состояние действующего информационного законодательства. Представляется, что для полноценного кодифицированного нормативного правового акта еще не созрели научные и нормотворческие условия.

Научные условия: создание научно-обоснованной концепции ИК РФ

Нормотворческие условия: развитие базовых законов

 

28 вопрос.

Тайна – это то, что защищается правом, а значит и силой государства. Но это не материальные объекты, а информация или применяемый в праве более точный термин - сведения. Таким образом, тайна – сведения, разглашение которых может нанести вред, способствовать наступлению неблагоприятных последствий для конкретного лица, физического или юридического, государства, выраженного в материальных или нематериальных потерях, ущербе, размер которого подлежит исчислению.

Тайны бывают трех видов:

1. Связанная физическим лицом (личная, семейная, тайна усыновления и т.п.)

2. Связанная юридическим лицом (коммерческая тайна, банковская тайна и т.п.)

3. Связанная с деятельностью государства (государственная тайна)

Разглашения личной тайны наносит вред конкретному человеку, разглашение государственной тайны наносит вред всем гражданам государства. Ограничение этих прав связано с деятельность правоохранительных органов, которые могут лишь по решению компетентных органов (например, суда.прокурора) изъять данные, касающихся конкретного человека, но не могут оглашать эти данные, если это связано с защитой интересов личности.

Место в информационном обществе нужно сказать про законы (ФЗ о гос. Тайне, ФЗ о КОМЕРЧЕСКОЙ), про законы, про ответственность за разглашения. + развитие инф. Общество связано с распространение информации, раздуть про то, что если все будет известно, это будет препятствовать, тормозить развитие.

 

29 вопрос.

Информацией ограниченного доступа является информация представляющая ценность для ее владельца, доступ к которой ограничивается на законном основании. В свою очередь информация ограниченного доступа подразделяется на информацию составляющею государственную тайну и информацию, соблюдение конфиденциальности которой установлено федеральным законом (конфиденциальная информация). Конфиденциальная информация – персональные данные, тайна следствия и судопроизводства, служебная тайна, профессиональная тайна, коммерческая тайна, и сведения о сущности изобретения.

Ответственность за разглашение информации ограниченного доступа регулируется административным и уголовным кодексом.

Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

 

30 вопрос.

Определение государственной тайны сформулировано в ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» - защищаемые государством сведения в области его специфической деятельности, связанной с обеспечением безопасности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

К сведениям, составляющим государственную тайну (ГТ), относятся сведения о деятельности:

военной, (сведения военного характера, специально охраняемые государством о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций.)

внешнеполитической, ( сведения в области внешней политики и экономики: то есть о внешнеполитической и внешнеэкономической (торговой, кредитной и валютной) деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб ее интересам)

экономической, ( то есть о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, мобилизационных мощностях промышленности, о государственных запасах драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, ее финансах и бюджетной политике (кроме обобщенных показателей, характеризующих общее состояние экономики и финансов)

разведывательной,

контрразведывательной

оперативно-розыскной.

то есть о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

 

31 вопрос.

Условия допуска к государственной тайне. ФЗ о «государственной тайне».

Допуск к государственной тайн е - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим ГТ, а организаций — на проведение работ с использованием таких сведений.

Доступ к ГТ- санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.
Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Процедура оформления допуска к ГТ - сложный юридический состав, элементами которого являются:

• принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну;

• согласие на частичные, временные ограничения прав;

• письменное согласие на проведение проверочных мероприятий;

• определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных законодательством РФ о государственной тайне;

• ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

• принятие решения руководителем органа государственной власти (УФСБ) или организации о допускеоформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.


Особый порядок допуска к государственной тайне
Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий.
Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.
Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.

 

32 вопрос.

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.

Допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Лицензия выдается предприятиям при выполнении ими следующих условий:

— выполнение требований нормативных документов по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну;

— наличие подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

— наличие сертифицированных средств защиты информации.

 

Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Под доступом к сведениям понимается санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

 

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

 

При этом наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

 

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определяется Законом о государственной тайне, а также Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации2 к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1050 (далее – Инструкция о порядке допуска).

 

Итак, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

 

1. Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну.

 

2. Согласие гражданина или должностного лица на частичные, временные ограничения прав. В соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

— права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне3;

— права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

— права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

 

 

33 вопрос.

Служебная тайна – конфиденциальные сведения, образующиеся в процессе управленческой деятельности, органа или организации, распространение которых препятствует реализации органом или организации предоставленных ему полномочий, либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а так же конфиденциальные сведения, полученные органом или организацией в установленном законном порядке.

• Конфиденциальность – состояние защищенности от третьих лиц (ограниченности распространения)

• На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется гриф (пометка) «Для служебного пользования» (ДСП)

• Необходимость проставления грифа ДСП на документах и изданиях, содержащих служебную информацию, определяется исполнителем и должностным лицом,подписывающим или утверждающим документ.

Не может быть отнесена к служебной тайне информация:

• акты законодательства, устанавливающие правовой статус граждан и государственных органов;

• сведения о чрезвычайных ситуациях, экологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

• описание структуры органа исполнительной власти, его функций и форм деятельности, а также его адрес;

• порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;

• сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

• документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Должностные лица, принявшие решение об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения, несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и за соблюдение ограничений, предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Положения.

Служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению).

Документы с грифом ДСП:

• печатаются в машинописном бюро (МБ)

• на обороте последнего листа каждого экземпляра документа машинистка должна указать количество отпечатанных экземпляров, фамилию исполнителя, свою фамилию и дату печатания документа

• отпечатанные и подписанные документы вместе с черновиками и вариантами передаются для регистрации работнику, осуществляющему их учет

• черновики и варианты уничтожаются этим работником с отражением факта уничтожения в учетных формах

• учитываются отдельно от несекретной документации и передаются работникам подразделений под расписку

• пересылаются сторонним организациям фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями

• размножаются (тиражируются) только с письменного разрешения соответствующего руководителя

• хранятся в надежно запираемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах).

 

34 вопрос.

Федеральные органы государственной власти в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, имеют право доступа к сведениям, отнесенным к служебной тайне органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: