Номер темы соответствует номеру в списке группы (список прилагается, см. ниже)

Задания для контрольной работы по дисциплине

«Социальная педагогика»

Уважаемые студенты! Контрольные работы необходимо выполнить в виде реферата, по заданному плану и подготовить презентацию. На сессию необходимо принести реферат на бумажном носителе и электронную версию. Защита реферата состоится во время сессии на основе презентации.

Объем контрольной работы должен составлять 15-20 печатных листов А4 (верхнее и нижнее поля – 2,5 см., левое поле – 3 см., правое поле – 2 см., кегль 14, интервала 1,5). При использовании в тексте выдержек из источников необходимо делать сноски, указывая Ф.И.О. автора, точное наименование источника, место и год издания, страницу.

При подготовке презентаций на слайдах необходимо поместить фотографии ученых, схемы с комментариями (10-12слайдов)

Номер темы соответствует номеру в списке группы (список прилагается, см. ниже)

1. Возникновение социальной педагогики как отрасли знания, ее становление и современное состояние. Социальная педагогика – определение, объект. Функции социальной педагогики: теоретико-познавательная, прикладная, гуманистическая.

2.Социальная педагогика как отрасль интегрального знания. Социальная педагогика как учебный предмет: задачи, цели, содержание, формы обучения. Ее структура: социология воспитания, социально-педагогическая виктимология, философия, теория, психология, методика социального воспитания. Социальная педагогика и другие отрасли человекознания и обществоведения, взаимосвязи и взаимовлияние.

3.Социальная педагогика и социальная работа: соотношение теории и практики, взаимосвязь и взаимовлияние. Сферы реализации государственной системы социальной работы. Законодательное оформление специальностей «социальный педагог» и «социальный работник» в России. Социальная педагогика и социальная работа: взаимосвязь и взаимовлияние. Отличия социальной педагогики и социальной работы. 4.Десоциализация как проблемный способ социализации, следствие социального кризиса, нарушение социальных отношений. Ребенок и маргинальные общности, тоталитарные секты, криминальные объединения. Формы социальной патологии. Детские безнадзорность, беспризорность, бродяжничество, токсикомания, наркомания, преступность как явления социальной патологии детства. Место социального воспитания и социальной поддержки в осмыслении и преодолении социальных патологий.5.Возможности социального педагога в решении социальных проблем ребенка. Возникновение и развитие социального воспитания: социализация как контекст воспитания, воспитание как социальный институт, ожидания и потребности общества и отдельных групп населения в сфере воспитания.

7.Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом, а также самоизменения. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Возрастные этапы социализации. Факторы социализации и их типология. Средства и агенты социализации. Механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный. Различные подходы к проблеме социализированности человека.

8.Семья и домашний очаг. Современные тенденции развития семьи и изменения ее функций. Особенности взаимодействия в семье. Основные функции и механизмы семейной социализации.

9.Соседство и микросоциум. Характеристики микросоциума: пространственная, архитектурно-планировочная, культурно-рекреационная, демографическая, социально-психологическая. Особенности тенденции развития соседства и микросоциума в сельских и городских поселениях.

10.Группы сверстников и субкультура. Характеристика группы сверстников; возрастные особенности; типология групп; социализирующие функции и механизмы. Субкультуры: возрастные, профессиональные, социально-культурные, делинквентные. Признаки субкультуры: ценностные ориентации, нормы поведения, предпочитаемые источники информации, вкусы и способы времяпрепровождения, жаргон. Социализирующие функции и механизмы.

11.Институты воспитания, их номенклатура и типологические особенности. Рост количества и многообразия институтов воспитания, изменение их роли и соотношения между собой в процессе социализации. Социализирующие функции и механизмы. Общественные, государственные и частные организации, их номенклатура и типологические особенности. Социализирующие функции и механизмы. Религиозные организации: тенденции развития и изменения места и роли в жизни общества. Социализирующие функции и механизмы.

12.Средства массовой коммуникации: тенденции развития, изменения в потреблении продукции печатной и электронной прессы, перспективы развития; роль в жизни людей в зависимости от возраста.

13.Тип поселения (село, город, поселок): демографические, социально-профессиональные и социально- психологические особенности и различия; социальная мобильность, возможности выбора в поселениях различного типа; специфика семьи, общения и взаимоотношений в различных возрастных группах и между ними; различия в условиях социализации в селе, малом, среднем и крупном городе, в поселке.

14.Региональные условия- географические, природно-климатические, экономические, демографические, культурные различия и их влияние на социализацию населения, отдельных возрастных групп и конкретных людей. Взаимодействие мезофакторов и микрофакторов социализации.

15.Страна как природно-географический фактор социализации, определяющий «рамки» социализации населения и отдельных поло-возрастных и социальных групп населения.

16.Этнокультурные условия социализации. Понятия: этнос и национальный характер. Этнические особенности духовного склада (менталитет) и их влияние на человека. Этнические и межэтнические стереотипы, нормы поведения и межпоколенных отношений. Имплицитные концепции личности и воспитания.

17.Общество как политико-социологическое явление. Поло-возрастная структура общества и проблема межпоколенных отношений. Экономическое развитие и условия социализации. Социальная и политические структуры: тенденции их развития и тенденции изменения влияния на членов общества. Процессы в современном обществе, определяющие изменения в социализации.

18.Государство как политико-юридическое явление. Государство и создание социально-экономических и политических условий социализации. Относительно целенаправленная политика государства по социализации граждан. Взаимодействие макрофакторов социализации между собой, их влияние на мезо- и микрофакторы.

19.Космос и его влияние на жизнь землян. Планета, мир как мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека. Глобальные проблемы, их влияние на социализацию.

20.Социальное воспитание как продукт исторического развития иотносительно целенаправленной деятельности общества и государства. Функции социального воспитания: способствовать преемственности и обновлению культуры, устойчивому развитию человека и общества; адаптация человека к меняющейся социокультурной ситуации на различных этапах развития общества и индивидуального жизненного пути; помощь социально незащищенным категориям людей.

21.Традиционность и консервативность социального воспитания – его объективные свойства. Перманентность инновационных процессов, инертность социального воспитания и сопротивление его субъектов инновациям. Условия эффективного функционирования социального воспитания как института – культуросообразность, готовность и подготовленность общества и его субъектов к выдвижению и решению задач социального воспитания на конкретном историческом этапе.

22.Различные подходы к определению воспитания и его соотношения с образованием и обучением. Семейное, религиозное, социальное воспитание, их принципиальные различия. Сущность социального воспитания как создание условий для целенаправленного и планомерного развития человека в процессе взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов.

23.Социальное воспитание как совокупность образования (обучения и просвещения), организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. Социальное воспитание и его задачи в стабильном и нестабильном обществах.

24.Целенаправленное развитие человека в институтах воспитания как объект социального воспитания: решение возрастных задач как процесс развития; возможности институтов воспитания для планомерного создания условий решения естественно- культурных, социально- культурных и социально-психологических задач.

25.Личность как индивидуальный субъект социального воспитания: потребности, отношение к миру и с миром; к себе и с собой; креативность. Коллектив как групповой субъект социального воспитания; формализованная и неформализованная система отношений; жизнедеятельность коллектива как процесс проигрывания социальной роли его членами, база накопления ими социального опыта, арена самореализации и самоутверждения.

26.Институты воспитания и органы управления социальным воспитанием как социальные субъекты воспитания. Их функции, субординационные и координационные связи. Методика личностного подхода и индивидуальной помощи человеку в институтах воспитания

27.Структура взаимодействия субъектов социального воспитания: цели, нормы и ценности, средства, ситуация. Взаимодействие индивидуальных субъектов социального воспитания: функционально-ролевое и эмоционально-межличностное (по целям); средствам (вербальные, предметные, кинестетические, тактильные); парные, групповые, межгрупповые, массовые формы организации; стратегии (кооперативное и конкурентное); продукт (принятые и выработанные нормы и ценности); результат- развитие личности.

28.Система социального воспитания, иерархия ее уровней; автономия уровней и субординационные связи между ними. Элементы системы социального воспитания: государственные, общественные, общественно-государственные институты воспитания; институты государства и общества, для которых воспитание является дополнительной к основной функции (предприятия, учреждения и пр.), их автономность, характер связей между ними..Современное состояние системы социального воспитания в нашей стране: реальные возможности и ближайшие перспективы ее развития.

29.Принцип природосообразности: появление идеи, формулирование принципа, современная трактовка. Принцип культуросообразности: появление идеи, формулирование принципа, современная трактовка, специфика содержания и реализации в современной России. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности: появление идеи, три подхода к его трактовке в новое время, современная трактовка. Принцип дополнительности в социальном воспитании: сущность принципа, педагогическая интерпретация общеметодологического принципа.

30.Понятие о ценностях. Взаимосвязь ценностей социального воспитания с социально- политической системой и идеологией общества. Базовые ценности социального воспитания в демократическом обществе: вера в ценность, достоинство и творческую потенцию каждого человека; право человека иметь собственное мнение и убеждения и воплощать их в жизнь в той степени, в какой это не ущемляет прав других людей; культивирование гибкости и толерантности во взаимодействии с окружающими; формирование ответственности за себя, ближних, общество и мир и др.

31.Семья как самый сложный и деликатный участок социальной работы. Зависимость конкретного содержания социальной работы от потребностей данной семьи. Дифференциация потребностей: осознаваемые и неосознаваемые, материальные и духовные, связанные с отношениями между поколениями. Многодетные семьи; одинокие как семья. Трудные семьи. Психолого-педагогическое консультирование. Привлечение специалистов по социальной защите – врачей, юристов и др. Взаимодействие со школой. Влияние на родителей через детей, обратное влияние.

32.Методы работы с семьей: составление «карты семей», создание семейных (родительских) клубов и проведение соревнований, организация общих праздников, взаимопомощь. Индивидуальная работа с семьей.

33.Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе. Современные тенденции в развитии института семьи. Социальная обусловленность, важнейшие характеристики нынешнего кризиса семьи. Последствия социально-демографической ситуации, снижения рождаемости, проблемы их преодоления.

34.Семья как особый феномен общества. Основные функции семьи в жизнедеятельности человека. Своеобразие реализации воспитательной функции семьи на различных этапах развития общества. Отечественные традиции семейного воспитания. Основные механизмы воспитания детей в семье.

35. Специфика семейного воспитания в условиях различных этнических культур. Приоритет семьи в формировании личности ребенка в современных условиях. Семья как основная микросреда обитания и развития детей и подростков. Роль совместной деятельности, духовного общения взрослых и детей, домашнего труда и семейного досуга в воспитании нового поколения.

36.Трудности семейного воспитания в современных условиях: последствия тоталитарного сознания родителей; проблемы авторитета родителей, семейные конфликты, их разрешения; сложности отношений родителей и детей; проявления жестокого обращения с детьми; проблемы социально- правовой защиты детей. Основные условия преодоления недостатков воспитания детей в современной семье. Проблемы подготовки молодежи к семейной жизни, повышения психолого-педагогической культуры родителей.

37.Создание и деятельность социальных служб семьи. Современная семья в педагогическом социуме. Проблемы взаимодействия семьи с различными государственными и социальными институтами (дошкольные, образовательно-воспитательные, культурно- просветительные учреждения, детские, подростковые, юношеские объединения, правоохранительные органы и т. п.). Проблемы активизации социальной политики по отношению к семье, материнству, детству на современном этапе общественного переустройства.

Основная литература

1. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: учебник / А.В. Мудрик. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2013. - 240 с.

2. Социальная педагогика [Текст]: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. - М.: Юрайт, 2012. - 405 с.

3. Скоробогатова А.И. Социальная педагогика: Учебно-практическое пособие. – Казань: Познание, 2010.

4. Иванов, А.В. Социальная педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. В. Иванов и др.; под общ. ред. А.В. Иванова. - М.: Дашков и К°, 2013. - 424 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=414795

 

Дополнительная литература

  1. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 400 с.
  2. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика [Текст]: учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 817 с.
  3. Социальная педагогика [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / под ред. И. А. Липского, Л. Е. Сикорской. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 280 с. – - Режим доступа: http://znanium.com/ bookread.php?book=415241
  4. Лукина, А. К. Социальная педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. К. Лукина. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. - 306 с. – - Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book= 441359
  5. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу [Текст]: учеб. пособие / С.В. Тетерский. - М.: Академический проект, 2002. - 496 с.

 

Периодическая литература:

Журналы:

1. Вопросы образования.

2. Вопросы психологии.

3. Воспитание школьников.

4. Дошкольное воспитание

5. Завуч начальной школы.

6. Классный руководитель.

7. Культурно-историческая психология.

8. Образование и саморазвитие.

9. Образовательные технологии.

10. Развитие личности.

Группа 933 у Направление подготовки бакалавриата:

«Педагогическое образование»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: