Источники информационного прав


Классификацию источников информационного права можно проводить по двум основаниям: по уровню принятия законодательных и нормативных актов и по области правового регулирования.Проводя классификацию по первому основанию, необходимо отметить, что главным источником информационного права является Конституция РФ Российская газета. 25.12.1993. № 237.. Она закрепляет основные информационные права и свободы, устанавливает порядок подготовки и принятия федеральных и федеральных конституционных законов, условия их применения и действия.Вторую группу источников информационного права составляют федеральные законы, регламентирующие деятельность в информационной сфере. Отдельного кодифицированного акта в информационной сфере не принято, что значительно затрудняет информационно-правовое регулирование. Однако информационное право использует нормы Гражданского кодекса РФ Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.2004 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410., Кодекса РФ об административных правонарушениях Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 95-ФЗ // СЗ РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1 и Уголовного кодекса РФ Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.. Федеральных законов, регулирующих правоотношения в информационной сфере, принято достаточно много. Основным из них является федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448..Третью группу источников информационного права составляют указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральной исполнительной власти. Например, Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» СЗ РФ. 10.03.1997. № 10. Ст. 1127. или Постановление Правительства РФ от 26.06.2004 № 311 «Об утверждении Положения о Министерстве информационных технологий и связи РФ» СЗ РФ. 05.07.2004. № 27. Ст. 2774..В четвертую группу источников информационного права входят законодательные и нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ. В качестве примеров можно указать законы субъектов РФ О библиотечном деле в Белгородской области: Закон Белгородской области от 09.11.1999 № 81 // Белгородские известия. 26.11.1999. № 178-180. и постановления главы администрации, регулирующие правоотношения в информационной сфере субъекта РФ.В пятую группу источников информационного права включаются акты органов местного самоуправления. Например, постановления администрации города или решения городского Совета депутатов О порядке и размерах взимания платы за размещение наружной рекламы и рекламы на муниципальном транспорте в г. Белгороде: Решение Белгородского город. Совета депутатов от 15.10.2002 № 319 // Наш Белгород. 25.10.2002. № 44..Проводя классификацию источников информационного права по области правового регулирования, можно выделить две группы источников: акты, регулирующие правовые отношения в информационной сфере в целом, и акты по отдельным направлениям правового регулирования. Законодательство о праве на доступ к информации. Данная область информационного законодательства основана на конституционных нормах. Специального законодательного акта по этим вопросам не принято. Основное правовое регулирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.. Отдельные вопросы поиска и получения информации регламентируются федеральными законами в области библиотечного дела, О библиотечном деле: Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ // СЗ РФ. 02.01.1995. № 1. Ст. 2. архивного дела, Об архивном деле в РФ: Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ // СЗ РФ. 25.10.2004. № 43. Ст. 4169. международных отношений и т.д.Законодательство о документированной информации. Правовое регулирование в данной области основывается на федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Отдельные вопросы обращения документированной информации регулируются федеральными законодательными и нормативными актами о культуре, Основы законодательства РФ о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) // Российская газета, № 248, 17.11.1992. об электронной цифровой подписи, Об электронной цифровой подписи: Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ // СЗ РФ. 14.01.2002. № 2. Ст. 127. об обязательном экземпляре документов, Об обязательном экземпляре документов: Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ // СЗ РФ. 02.01.1995. № 1. Ст. 1.об опубликовании законодательных и нормативных актов О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ // СЗ РФ. 20.06.1994. № 8. Ст. 801.. Кроме того, правовое регулирование в данной области осуществляется на основе норм других отраслей законодательства - административного, финансового, муниципального и т.д.Законодательство о гражданском обороте информации. Данное законодательство должно определять порядок оборота открытой информации. На настоящий момент не существует специальных законодательных актов в данной области. Правовое регулирование оборота открытой информации осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.2004 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.. Отдельные вопросы оборота открытой информации регулируются административным законодательством.Законодательство об информационных системах, информационных технологиях и средствах их обеспечения. Данная область информационного законодательства основывается на двух федеральных законах «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О связи» О связи: Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ // СЗ РФ. 14.07.2003. № 28. Ст. 2895.. Кроме того, правовое регулирование осуществляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ и федерального закона «О техническом регулировании». Отдельные вопросы регулируются нормами административного, финансового и муниципального законодательства.

Законодательство об информационной безопасности. Данная область информационного законодательства основана на двух федеральных законах «О безопасности» О безопасности: Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 // Российская газета. 06.05.1992. № 103. и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также Доктрине информационной безопасности Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895) // Российская газета. 28.09.2000. № 187.. Отдельные вопросы регулируются законодательными и нормативными актами об информации ограниченного доступа. Кроме того, для правового регулирования информационных отношений в этой области применяется административное и уголовное законодательство.Законодательство об интеллектуальной собственности. Данная область информационного законодательства состоит из законодательства об авторском праве и смежных правах, правовое регулирование которого осуществляется тремя федеральными законами: «Об авторском праве и смежных правах», Об авторском праве и смежных правах: Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 // Российская газета. 03.08.1993. № 147. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных: Закон РФ от 23.09.1992 № 3523-1 // Российская газета. 20.10.1992. № 229. и «О правовой охране топологий интегральных микросхем» О правовой охране топологий интегральных микросхем: Закон РФ от 23.09.1992 № 3526-1 // Российская газета. 21.10.1992. № 230.. Правовое регулирование патентных отношений в области информации осуществляется Патентным законом РФ Патентный закон РФ от 23.09.1992 № 3517-1 // Российская газета. 14.10.1992. № 225.. Кроме того, используются Гражданский кодекс РФ и другие нормы гражданского законодательства.Законодательство о средствах массовой информации. Правовое регулирование в данной области осуществляется в соответствии с конституционными нормами и законом «О средствах массовой информации» О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 // Российская газета. 08.02.1992. № 32.. Отдельные вопросы регулируются нормами административного, финансового и муниципального законодательства, в том числе субъектов РФ и органов местного самоуправления.Законодательство о библиотечном деле. Правовое регулирование в данной области осуществляется на основе федерального закона «О библиотечном деле», аналогичных законодательных актах субъектов РФ и Основ законодательства РФ о культуре. Отдельные вопросы регулируются федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов», нормами административного, финансового и муниципального законодательства.Законодательство об архивном деле. Правовое регулирование в данной области осуществляется на основе федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» и аналогичных законодательных актах субъектов РФ. Отдельные вопросы регулируются федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов», нормами административного, финансового и муниципального законодательства.Законодательство о государственной тайне. Данная область информационного законодательства основана на двух федеральных законах «О безопасности» и «О государственной тайне» О государственной тайне: Закон от 21.07.1993 № 5485-1 // СЗ РФ. 13.10.1997. № 41. Ст. 8220-8235.. Кроме того, используются нормы административного и уголовного законодательства, например, указы Президента РФ Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 // СЗ РФ. 04.12.1995. № 49. Ст. 4775. и постановления Правительства РФ.Законодательство о коммерческой, профессиональной и служебной тайне. Правовое регулирование в данной области осуществляется на основе федерального закона «О коммерческой тайне», О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ // СЗ РФ. 09.08.2004. № 32. Ст. 3283. Гражданского кодекса РФ и законодательных актов об отдельных видах служебной тайны - адвокатской, банковской, налоговой, нотариальной, аудиторской, таможенной, журналистской и т.д. Кроме того, используются нормы гражданского, административного, финансового и муниципального законодательства.Законодательство о персональных данных. Правовое регулирование в данной области осуществляется на основе конституционных норм и федеральных законов «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О персональных данных» О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451.. Также применяются отдельные нормы административного и финансового законодательства.


 


30. Общая характеристика норм информационного права.

Норма информационного права – писаное правило поведения участников информационных правоотношений, которое устанавливается государством в строго определенном порядке и форме и вступает в определенный законом срок.Нормы информационного права устанавливают правовое положение государственных органов, общественных организаций, СМИ, предпринимательских структур и иных субъектов, регулирующих публичные информационные отношения в определенных сферах, а также частно-правовые отношения различных субъектов информационной деятельности с гражданами, то есть норм права в той или иной степени соотносимых с информационной деятельностью.Выделяют следующие виды норм:Материальные нормы – закрепляют материальное, информационно-правовое содержание прав и обязанностей участников информационных отношений.Процессуальные нормы – устанавливают порядок и действие норм материального права.Обязывающие нормы – возлагают определенные обязанности, предписывают участникам правоотношений совершение определенных действий.

· Запрещающие нормы – устанавливают запрет на совершение определенных действий.

· Управомочивающие нормы – предоставляют участникам информационно-правовых отношений возможность совершать те или иные действия.

Элементы нормы ИП. Гипотеза – определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть информационно-правовые отношения.Диспозиция – предписание о том, как должны поступать юридические и физические лица в информационной сфере, т.е. определяет их права и обязанности.Санкция – указывает на последствия несоблюдения нормы ИП, которые в ней содержатся и которые вытекают из действий участников информационных правоотношений. Информационно-правовые отношения, их сущность и структура. Любая норма ИП реализуется только посредством информационно-правовых отношений: обязывая одних участников (субъектов) этих отношений к совершению конкретных действий и предоставляя конкретным лицам право требовать выполнения определенных действий, руководить данными действиями.К информационно-правовым отношениям относятся те общественные отношения, которые отражены в нормах ИП и регулируются ими.Эти общественные отношения не являются однородными. Можно выделить следующие группы общественных отношений, возникающих в информационной сфере по поводу информации:1) отношения, связанные с созданием и преобразованием информации. В данную группу входят, в частности, отношения, связанные с созданием объектов интеллектуальной собственности; отношения, связанные с созданием официальной информации органами государственной власти и местного самоуправления; отношения, связанные с созданием массовой информации и т.п.2) отношения, связанные с хранением информации. Данную группу будут составлять отношения по поводу обязательного хранения некоторых видов информации; защиты информации; хранения информации с особым режимом доступа и др.3) отношения, связанные с передачей и распространением информации. Отношения данной сферы связаны в первую с правовым положением средств массовой информации, также они включают в себя отношения по поводу распространения официальной информации, в том числе правовой; отношения, возникающие при распространении информации посредством использования сети Интернет и других глобальных информационных систем.4) отношения, связанные с потреблением информации. Сюда будут включаться отношения по поводу реализации прав граждан на информацию; отношения в сфере библиотечного дела и архивов, а также некоторые другие.Следует иметь в виду, что выделение в информационной сфере групп общественных отношений в определенной степени условно. Различные виды информационных правоотношений тесно пересекаются, поэтому на практике не всегда представляется возможным, да и необходимым отличить одну группу от другой. Кроме того, многие права и обязанности субъектов в сфере информационных правоотношений корреспондируют друг другу. Так, например, праву граждан иметь информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления корреспондирует обязанность соответствующих должностных лиц эту информацию предоставить. Сущность информационно-правовых отношений: Данные отношения определяются объективными экономическими отношениями, основанными на многообразии форм собственности, в т.ч. на информацию и информационные технологии.Информационные правоотношения – это отношения граждан, СМИ, гос. органов и т.д., предусмотренные и урегулированные нормами ИП, выражающие идеи свободы и демократии в информационно-правовой сфере.Информационно-правовые отношения являются средством решения задач в области формирования единого информационно-правового пространства страны, защиты прав журналистов, информационного обмена, укрепления информационной безопасности и многих других. Социально-правовая структура информационно-правовых отношений. Субъект ИП – лицо, гражданин, учреждение, организация, банк и т.д.Объект ИП – материальные, духовные и иные социальные блага, явления и процессы, по поводу которых завязываются правоотношения.Информационные права (полномочия).Информационные обязанности. Действие норм информационного права в пространстве и во времени. Нормы ИП применяются на определенном пространстве и в течение определенного времени.Проблема применения норм ИП в пространстве решается обычным способом:Законы РФ и другие акты информационного характера, принятые соответствующими государственными органами страны в установленном порядке, действуют на всей территории РФ.Нормативные акты, принятые субъектами РФ, действуют лишь на их территории.Отдельные нормы ИП действуют и за пределами РФ (Например, ст.32 федерального закона «О рекламе» 1993г. говорит о заключении с зарубежными странами договоров о рекламе, правила которой действуют при условии приоритета норм международного права). При применение норм ИП во времени надо иметь в виду начало и окончание действия данной нормы либо законодательного акта в целом.Закон вступает в силу со дня его опубликования или издания.Завершение применения закона – со дня отмены. Необходимо также учитывать, что возможно издание закона на определенный срок или период. Правонарушения в информационной сфере. Правонарушение – юридический факт (наряду с событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению).Правонарушения всегда связаны с нарушением определенным лицом (лицами) действующей нормы (норм) ИП и прав других субъектов информационных правоотношений. При этом эти нарушения являются общественно опасными и могут влечь для тех или иных субъектов трудности, дополнительные права и обязанности. Признаки, состав и характеристика правонарушений в информационной сфере. Наиболее частые правонарушения в информационной сфере – проступки (незначительная опасность): дисциплинарные, административные и гражданско-правовые. В основе деления лежат виды общественных отношений, нарушаемых соответствующими проступками, а также способы применения за них санкций. Административный проступок – противоправное виновное деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое действующее законодательство предусматривает административную ответственность в виде штрафа, конфискации или предупреждения. При этом правонарушитель не состоит в трудовых или служебных отношениях с организацией или должностными лицами, которые принимают решение о применении к нему санкций. Дисциплинарный проступок – проступок, совершенный лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должен соблюдать правила, устанавливающие тот или иной режим деятельности. Санкции – замечание. Выговор, штраф и т.д. Гражданские правонарушения выражаются в нарушении норм, регулирующих информационно-имущественные отношения и интересы собственно информационных ведомств, организаций, структур и фирм. Ведущим принципом гражданского права является требование полностью возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением.

Наиболее серьезные правонарушения в информационной сфере – преступления. Преступлением в РФ признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Как особый вид правонарушений преступления характеризуются следующими признаками:Общественная опасность преступления выражается в том, что оно посягает на наиболее значительные общественные ценности (в информационной сфере – свобода личности, конституционные права и свободы).Субъектом преступления могут быть только физические лица: граждане и должностные лица. Государственные органы, учреждения, коммерческие и некоммерческие организации не привлекаются к уголовной ответственности. За их деяния отвечают виновные лица, по инициативе, под руководством и при непосредственном участии которых были осуществлены подобные деяния.Исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступлением, содержится только в одном федеральном законе – Уголовном кодексе РФ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, принимаются в форме изменений или дополнений к УК РФ и подлежат включению в него. Состав правонарушения в информационной сфере – совокупность характерных признаков рассматриваемого правонарушения, которые предусмотрены соответствующими нормами ИП и характеризуют данное правонарушение как общественно-опасное, противоправное и наказуемое явление.


 


Конец формы

31. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЯ

Право вступает мощным организующим фактором, вносит особую определенность и устойчивость в соответствующую сферу общественной и государственной жизни. Категория правоотношение позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей, в рамках правоотношений жизнедеятельность общества приобретает стабильный и предсказуемый характер. Правовое отношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д.Перевалова. - М.: НОРМА, 2000. С. 349. Как разновидности общественных отношений правоотношению присущи следующие признаки: 1. Стороны правоотношений всегда обладают субъективными правами и несут обязанности. Содержание правоотношения формируется в результате волеизъявления его участников, действия юридических норм, а также в соответствии с решениями правоприменительных органов. Правоотношение представляет собой двустороннюю связь. Это значит, что в любом правоотношении участвуют две стороны: управомоченная и обязанная. 2. Правовое отношение суть такое общественное отношение, в котором осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечено возможностью государственного принуждения. В большинстве случаев осуществление субъективного права и исполнение обязанности имеют место без применения мер государственного принуждения. Если же в этом возникает необходимость, то заинтересованная сторона обращается в компетентный орган, который, рассмотрев юридическое дело, выносит властное решение (акт применения права), где точно определяются субъективные права и обязанности сторон. 3. Правоотношение выступает в виде конкретной общественной связи, причем степень конкретизации может быть различной. Минимально конкретизируются отношения, которые возникают непосредственно из закона. В подобных случаях все адресаты юридической нормы имеют общие (одинаковые) права и свободы и несут равные обязанности независимо от каких-либо условий. Средняя степень конкретизации наблюдается, когда индивидуализирован не только субъект, но и объект правоотношения. Например, в правоотношении собственности определены собственник и вещь - объект собственности. Максимальная степень конкретизации наличествует в тех случаях, когда точно известно, какие именно действия должно совершить обязанное лицо в интересах управомоченного. Здесь индивидуально устанавливаются объект, обе стороны и содержание правовой связи между ними. Правоотношение обладает сложной по составу элементов структурой. В нее входят субъект,объект и содержание правоотношения.

Содержание правоотношения имеет двойственный характер. Различают юридическое и фактическое содержание. Юридическое содержание правоотношения - это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое - сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Таким образом, содержание правоотношения - это субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной стороны. Причем правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических связей. Субъектами правоотношений являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т.е. носителями субъективных прав и обязанностей. Объект правоотношения - это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Объектами могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта права, ими могут также выступать предмет духовного творчества, различные нематериальные блага.



32. Классификация информационных правоотношений Классификацию информационных правоотношений можно проводить либо по виду информации, либо на основе анализа информационных процессов в информационной сфере. По виду информации информационные правоотношения можно подразделить на три большие группы, имеющие общий характер: правоотношения по поводу информации, которая находится в гражданском обороте (имущественные отношения);· правоотношения по поводу информации, которая находится в административном обороте (регулирование общественных отношений, в том числе и в информационной сфере);· правоотношения по поводу информации, которая находится в общественном (публичном) обороте (сведения информационного характера или массовая информация).В зависимости от того, в какой области информационной сферы субъекты вступают в информационные правоотношения, им присущи различные права и обязанности, а информационные процессы строятся по разным схемам. Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации. В этой области потребители информации реализуют свое конституционное право на поиск и получение информации любого вида и формы представления за исключением информации ограниченного доступа, порядок получения которой регламентируется особо. Они несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за неправомерное использование полученной информации. Потребители вступают в правоотношения с производителями информации. Производители подразделяются на два класса - государственные организации и органы местного самоуправления, действующие в соответствии с возложенными на них обязанностями по производству и распространению информации или авторы произведений и собственники информационных объектов. Производители обязаны предоставлять информацию, в указанных законом случаях, и несут ответственность за ее достоверность, полноту и своевременность предоставления. Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг. Данная группа информационных правоотношений регулируется в зависимости от вида и формы производимой и распространяемой информации и степени ее открытости. Информационные правоотношения в области открытой информации носят гражданско-правовой и административно-правовой характер. Основные правоотношения, возникающие при обороте открытой информации, связаны защитой личных неимущественных, личных имущественных прав и прав собственности на информационные объекты. Часть правоотношений, которые возникают при осуществлении органами государственной власти и местного самоуправления обязанностей по информированию потребителя и лицензированию коммерческих организаций, регулируется нормами административно-правового характера.У производителей открытой информации могут возникать следующие права и обязанности:· право на создание произведений науки и литературы;· право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности и право вещной собственности на документированную информацию, отражающую эти результаты;· ограничение права на создание документированной информации ограниченного доступа;· ограничение права на создание вредной, опасной для общества информации;· обязанность по созданию информационных ресурсов в соответствии с установленной компетенцией и предоставления информации из них потребителям информации;· обязанность исполнения условий авторских договоров;· ответственность за непредоставление информации;· ответственность за недостоверность создаваемой информации, недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию;· ответственность за качество информационных ресурсов, информационных продуктов, предоставления информационных услуг;· ответственность за создание и распространение контрафактных экземпляров.Данный перечень прав и обязанностей производителей информации не является исчерпывающим и может быть расширен для конкретных информационных правоотношений. Информационные правоотношения в области массовой информации носят конституционно-правовой и административно-правовой характер. У производителей массовой информации могут возникать следующие права и обязанности:· право на создание массовой информации;· право на защиту чести и достоинства;· право интеллектуальной собственности на распространяемые СМИ результаты творческой деятельности;· обязанность по достоверному, оперативному, полному информированию населения (пользователей Интернет);· обязанность по обеспечению гарантий свободы слова, ограничение права на распространение информации ограниченного доступа;· ограничение права на распространение вредной, опасной для общества информации;· ответственность за недостоверность создаваемой информации, за недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию, за введение цензуры. Информационные правоотношения в области создания и распространения официальных документов носят конституционно-правовой и административно-правовой характер. У производителей официальных документов могут возникать следующие обязанности:· обязанность по производству и распространению (или обеспечению распространения) нормативных правовых актов в соответствии с установленной компетенцией;· обязанность за предоставление информации из таких документов;· ответственность за создание официальных документов неудовлетворительного качества. Информационные правоотношения в области обязательно представляемой документированной информации регулируются нормами административно-правового характера. Онивозникают при подготовке отчетной и иной представляемой информации, а также выполнении органами исполнительной власти и местного самоуправления своих обязанностей по формированию информационных ресурсов обязательно представляемой документированной информации.У производителей обязательно представляемой документированной информации могут возникать следующие обязанности:· обязанность подготовки и представления обязательных документов;· обязанность по созданию информационных ресурсов, содержащих обязательно представляемую информацию;· ответственность за использование этой информации исключительно для исполнения установленных законом функций и задач;· ответственность за недостоверность предоставляемой информации, за недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию. Информационные правоотношения в области информации ограниченного доступа носят административно-правовой и уголовно-правовой характер. Производство, передача и распространение информации ограниченного доступа, формирование и использование информационных ресурсов с такой информацией осуществляются в условиях доступа к ней специально подготовленных и официально допущенных лиц. Деятельность данных лиц строго регламентирована, а за неправомерные действия с такой информацией, в зависимости от тяжести деяния, наступает административная или уголовная ответственность.У производителей обязательной информации ограниченного доступа могут возникать следующие обязанности:· обязанность по установлению состава информации ограниченного доступа;· обязанность по установлению информации, которая не может относиться к категории ограниченного доступа;· ограничение имущественных прав при отнесении созданной автором информации к государственной тайне;· обязанность лицензирования деятельности по обработке информации ограниченного доступа;· обязанность по установлению ограничений по доступу к информации ограниченного доступа;· обязанность по обеспечению защиты информации и информационных ресурсов, содержащих такую информацию, от несанкционированного доступа;· ответственность за нарушение условий ограниченного доступа, за разглашение информации ограниченного доступа. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения. В этой области информационные правоотношения между участниками регулируются в основном нормами гражданско-правового характера. Целью правового регулирования является защита личных неимущественных, личных имущественных прав и прав собственности на информационные системы, средства их обеспечения и сети. В отдельных случаях правовое регулирование осуществляется нормами административно-правового характера - при проектировании и эксплуатации государственных информационных систем и средств их обеспечения, а также при лицензировании организаций разработчиков. Создатели и субъекты, обеспечивающие эксплуатацию таких объектов, несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за создание недоброкачественных технологий и некачественную их эксплуатацию.У участников информационных правоотношений в данной области могут возникать следующие права и обязанности:· право на создание и применение информационных систем, их сетей, средств их обеспечения;· право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности при создании таких объектов;· ограничение права на создание таких объектов для информации ограниченного доступа;· обязанность создания и применения информационных систем, их сетей, средств их обеспечения в соответствии с установленной компетенцией;· обязанность по заключению и исполнению договоров на создание таких объектов для государственных нужд;· ответственность за недоброкачественность созданной продукции, нарушение сроков исполнения договора, другие нарушения. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности В данной области вид информационно-правового регулирования зависит от объекта защиты. К основным объектам, подлежащим защите с помощью средств и механизмов информационной безопасности, относятся:· интересы гражданина, общества, государства в информационной сфере (духовность, нравственность и интеллектуальный уровень развития личности и общества и т.п.);· демократия, знания и духовные ценности общества;· конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства;· информация как интеллектуальная собственность;· документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги как интеллектуальная и вещная собственность;· машинные носители с информацией;· базы данных (знаний) в составе автоматизированных информационных систем и их сетей;· программные средства в составе ЭВМ, их сетей, технические средства. Правовая защита перечисленных объектов обеспечивается мерами конституционно-правового, гражданско-правового и административно-правового характера. В отдельных случаях могут применяться меры уголовно-правового характера. Для субъектов данной группы правоотношений характерны следующие права и обязанности:· право на защиту личности от воздействия недостоверной, ложной информации;· право на защиту информации, информационных ресурсов, продуктов от несанкционированного доступа;· право на защиту интеллектуальной собственности;· право на защиту информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения как вещной собственности;· право на защиту информационных прав и свобод;· ограничение права на раскрытие личной тайны, а также иной информации ограниченного доступа без санкции ее собственника или владельца;· обязанность по защите государства и общества от вредного воздействия информации, защите самой информации, по защите прав личности, по защите тайны;· ответственность за нарушение информационной безопасности, в том числе прав и свобод личности, тайны и других ограничений доступа к информации, за компьютерные преступления.


Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и распространения информации и т.д.Характер и особенности прав и обязанностей, возникающих при производстве, передаче и распространении информации, во многом определяются видом и формой представления производимой информации.1. Открытая информация как объект гражданских правоотношений (литературные и научные произведения, патенты и авторские свидетельства, информационные ресурсы, продукты и услуги в форме составных произведений, баз и банков данных, другая информация, создаваемая в порядке творчества или с целью извлечения прибыли).

Основную группу здесь составляют отношения гражданско-правового плана, связанные с защитой личных неимущественных, личных имущественных прав и прав собственности на перечисленные информационные объекты, а также отношения административно-правового плана в части осуществления органами государственной власти и местного самоуправления обязанностей по информированию потребителя.

2. Массовая информация (информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая СМИ и через Интернет с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов и предоставляемых услуг, предлагаемых потребителям).

Большая часть информационных отношений в данной области носит конституционно-правовой и административно-правовой характер.3. Официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы).Это отношения конституционного и административно-правового характера, которые проявляются при подготовке законов и иных нормативных правовых актов органами государственной власти в порядке реализации установленной для них компетенции.4. Обязательно представляемая документированная информация (обязательные контрольные экземпляры документов, информация в учетных документах, данные документов, представляемых в органы статистики, налоговая, регистрационная и другая такого типа информация).Здесь проявляются отношения административно-правового свойства, возникающие при подготовке и предоставлении такой информации соответствующими субъектами в порядке подготовки отчетной и иной представляемой информации, а также обязанностей органов исполнительной власти и местного самоуправления по формированию информационных ресурсов такой информации в порядке исполнения ими установленной компетенции.5. Информация ограниченного доступа (государственная тайна, коммерческая тайна, а также персональные данные и т. п.) создается разными субъектами в порядке выполнения служебных обязанностей, личной инициативы, производственной деятельности.Производство, передача и распространение такой информации, формирование и использование информационных ресурсов с такой информацией осуществляются в условиях ограниченного доступа к ней специально подготовленных и официально допущенных лиц.Субъекты, участвующие в таких процессах, вступают в отношения административно-правового свойства с достаточно жесткой ответственностью за неправомерные действия с такой информацией.



КОНСТИТУЦИОННАЯ ОСНОВА ПОИСКА, ПОЛУЧЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИРеализация права на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является важнейшим, по сути дела, определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ (см. гл. 3).Основа права на доступ к информации содержится в ст. 29 Конституции РФ: «Статья 29 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Статья 44 (ч. 2) закрепляет право каждого на «участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Тем самым эта статья возлагает на учреждения культуры, другие структуры, обладающие культурными ценностями, обязанности обеспечивать доступ каждого к этим ценностям, т.е. поиск и получение информации об этих ценностях. При этом на каждого, допущенного к соответствующим культурным ценностям и учреждением культуры, возлагается обязанность сохранять эти ценности.

«Статья 44 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Гарантии получения каждым сообщений, извещающих о положении дел, о получении свободной массовой информации, закрепляются ч. 5 ст. 29 Конституции РФ:

«Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». При этом Конституция РФ защищает общество и каждого его члена от распространения вредной, опасной информации: «Статья 29 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального религиозного или языкового превосходства».

Правовое государство может быть построено только в том случае, если любые законы или иные нормативные правовые акты, затрагивающие основные права и свободы, будут свободно распространяться и каждому его гражданину будет предоставлено право свободного поиска и получения информации о них. Такие условия реализованы в ст. 15 Конституции РФ.

«Статья 15 3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Конституция РФ определяет один из важнейших видов информации, ознакомление с которой является необходимым условием существования физически здорового общества, каждого его члена и обязанностью государства.

«Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Эта норма закрепляет право каждого на получение информации об окружающей среде от государственных и негосударственных структур, а также возлагает обязанность этих структур по сбору, сохранению и предоставлению такой информации каждому, ее запросившему. Обеспечение перечисленных выше основных информационных прав поиска и получения информации гарантируется другими статьями Конституции РФ.

«Статья 33 Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Тем самым данная норма Конституции обязывает государственные органы и органы местного самоуправления создавать информационные ресурсы в сфере их деятельности и предоставлять из них информацию обратившимися субъектам по их запросам.

Обязанность органов государственной власти и местного самоуправления предоставлять каждому информацию, затрагивающую его права и свободы, закрепляется ч. 2 ст. 24. «Статья 24 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Конституция также разграничивает открытую для потребителя информацию (информацию открытого доступа) и информацию ограниченного доступа. «Статья 29 4. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Из этой нормы следует, что право на поиск и получение информации может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, а также защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Конституция РФ охраняет личную тайну, информацию о личности или персональные данные. «Статья 23 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: