-Комплекс образовательных услуг, предоставляемый детям с инвалидностью с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информации на расстоянии. Для его осуществления необходимо мультимедийное оборудование, с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнении учищимся заданий, присланых ему в электронном виде с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.
В настоящее время в москве создана 1-школа (центр образования «Технология обучения»……
Лекция №3 Тема: Общеметодологические основания введения инклюзивной формы образования.
Критерии | Медицинская модель | Социальная модель |
Что лежит в основе? | Существует некое «нормальное» состояние, и любые отклонения рассматриваются девиации и патологии. Лица с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются исключительно через призму их нарушения | Путь развития каждого человека ценен и неповторим, любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом (путь, направление) развития каждого человека. Каждый принимается таким, какой он есть, со своими собственными возможностями, способностями, потребностями, желаниями, опытом и т. д. |
Что пропагандируется? | Институциализация и изоляция от остального общества, сегрегация и представление отдельных, особых услуг | Равноправие всех детей и предоставление всем равных возможностей при получении образования. |
Трактовка инвалидности | Наличие нарушений здоровья, имеющих у ребенка на долгое время или навсегда. Проблема рассматривается внутри ребенка. | Потеря или ограничение возможностей нормальной жизни в обществе на равных с остальными его членами из-за физических, организационных или отношенческих барьеров, предрассудков и стереотипов. |
Ожидания от людей с инвалидностью | Приспособления к существующей среде и обществу | У людей с инвалидностью есть определенные права, в частности право быть принятым таким, какие они есть и право на получение дошкольного и школьного образования. |
Положение людей с инвалидностью | Пассивные получатели минимума услуг, удовлетворяющих базовые потребности. | Активно борются за равные права и возмоности, за доступность стандартных услуг с использованием дополнительных ресурсов. |
Наиболее вероятный способ получения образования | Обучение ребенка в специальной (коррекционной) школе, детском саду или обучении его на дому. | Единая для всех и одинаково доступная и приветливая система образования. |
Основное направление деятельности | Вешание ярлыков, минимизация нарушений через медицинское вмешательство и терапию. | «Выращивание» отношений между людьми, подготовка и обучение родителей и специалистов, устранение барьеров. |
Положение общества | Остается неизменным | Развивается. |
Медицинский и социальный подход в образовании особого ребенка:
Ребенок как проблема
Отличие от других детей, т. н. группы «нормы»
Имеет особые потребности
Нуждается в специальной среде
Нуждается в специальном оборудовании
Нежны специальные учителя
Не отвечает требованиям общей школы и не может там учиться
Ребенок исключается из общей школы
Система образования как проблема
Образовательная среда не приспособлена для работы с разнообразными детьми
Негибкие программы и методы обучения
Негибкие образовательные стандарты
Ресурсные барьеры
Отсутствие системы поддержки
Общая школа не отвечает потребностям ребенка, не может учить
Недоступная среда исключает ребенка из общей школы
Преимущества:
Специальная (коррекционная) школа | Интегрированное обучение | Инклюзивное образование |
Учет психофизических особенностей характерных для учащихся с нарушениеми развития и соответствующие требования к ним; сниженная наполняемость в классе позволяет больше времени уделять индивидуальной работе; тесная взаимосвязь между специальным лечением и педагогическим воздействием; специальная (дефектологическая) подготовка педагогов; адекватная оценка деятельности ученика (ребенок не сравнивается с лучшими учениками) повышает уверенность в себе и создает постоянную ситуацию успеха. | Нахождение в месте в одном помещении и в одно и то же время детей с разным уровнем развития и состоянием здоровья; школы находятся вблизи от места жительства ребенка с отклонением в развитии, он не теряет контакта с микросоциумом; приспособление коллективу лиц без инвалидности. | Обеспечение психолого-педагогической поддержкой, вниманием, необходимыми условиями, которые помогают успешно освоить программу общего образования и жить полной жизнью; общение с лицами без инвалидности, которое стимулирует к само изменению; меньшее число учащихся с инвалидностью; ребенок без инвалидности получают возможность помогатьсверстника с ОВЗ; повышение уровня мотивации и улучшениеучебных результатов детей с особыми образовательными потребностями |
Специальная (коррекционная) школа | Интегрированное обучение | Инклюзивное образование |
Изоляция по месту жительства, соцдескриминация; транспортные проблемы посещения специальной школы; отсутствие оирентации на коллектив сверстников без инвалидов; в малой группе ребенок не имеет возможности развивать коллективные устремления; отсутствие положительных примеров; из-за наличия различных трудностей в обучении в классе возникают разнородные группы учащихся. | Изоляция ребенка с ОВЗ во время урока в отдельном классе; возможны прозвища и насмешки, исходящие от лиц без инвалидности; школьники с особыми образовательными потребностями не принимают реального участия в жизни школы; отсутствие специальной техники в дефектологической помощи от педагогов. | Требуются значительные зменения в менталитете людей как с отклонениями в развитии, так и без инвалидности; повышенная нагрузка на педагогов; психофизические особенности лиц с ОВЗ; дополнительная нагрузка на ребенка при амбулаторном лечении и коррекционных занятиях, которые могут привести к нарушениям в усвоении программы общего образования. |
29.10.12 Лекция №4: Лица с нарушением рения, как наиболее широко и успешно интегрированная в образовательную систему, категория.
Ассистент: Али Юнусов
Тифлотехнические средства
Аппаратное обеспечение
Брайлевские дисплеи, клавиатуры, принтеры, сканеы, флеш – плееры и др.
Программное обеспечение
Программы чтения с экрана, синтезаторы речи, конверторы плоскопечатной информации в бройлевскую
Оптические средства реалибитации:
Видеосистема с увеличенным изображением – для чтения слабовидящих плоскопечатным текстом; Электронные ручные видео увеличители – для увеличения «картинки».