Но главная роль в поддержке нововведений принадлежит государству. В свою очередь приоритет в объеме нововведений бесспорно принадлежит науке – т.к. именно благодаря ей происходят открытия, движущие прогресс человека вперед. Учитывая выше привиденные факторы, процесс разработки программ поддержки нововведений мы рассмотрим на примере финансирования науки и ее деятельности, связанной с инновациями, государством.
Говоря о современной экономике, необходимо учитывать ее переходный характер. Это влияет на процессы финансирования государством научных нововведений. Такой процесс изменения вызван рядом факторов. Среди них нельзя не назвать и постепенное нарастание с началом политики либерализации цен нехватки денежных средств у товаропроизводителей, рост объемов взаимных неплатежей, привели к уменьшению поступлений в научные организации отраслевого профиля средств от основных их заказчиков— промышленных предприятий и объединений. «Сокращательные» тенденции затронули также академические и вузовские научные организации, имеющие договорные отношения с предприятиями.
|
|
Важнейшим источником финансирования НИОКР являются бюджетные средства. Они используются в первую очередь для финансирования исследований и разработок в оборонных отраслях промышленности, а также для финансирования бюджетных организаций и проведения фундаментальных и прикладных исследований в академических и вузовских организациях. Сказанное выше приводит к выводу, что падение спроса на научно-техническую продукцию в начальный период становления рыночных отношений, приведшее к сложному финансовому положению многих научных организаций, явилось неизбежным следствием изменения принципиальных основ функционирования экономики. В этой ситуации факторами выживаемости научных организаций явятся квалификация их кадров, материально-техническая оснащенность. Но в любом случае изменение существующих организационных структур представляется неизбежным. Однако этот процесс не стоит драматизировать. Он будет способствовать формированию адекватной рыночной экономики научно-технической сферы, более приспособленной к реализации задачи по ускорению научно-технического прогресса. Тем не менее, благоприятные условия для саморегулирования появятся не сразу. Поэтому в современный период возрастает роль государства. Другим, сравнительно новым направлением использования предприятиями своих средств, не связанных с проведением НИОКР, является покупка акций и облигаций акционерных общестс и предприятий, ценных бумаг государства с последующим получением по ним дивидендов (процентов), а также открытие срочных депозитных счетов в коммерческом банке под проценты, оговариваемые в кредитном договоре.
|
|
Третьим направлением финансовой поддержки государством научно-технической сферы являются прибыльно направленные организации.
Кроме методов прямого (посредством заключения контрактов, выдачи субсидии и т.д.) финансирования государством исследований и разработок необходимо активно использовать и так называемое косвенное финансирование научно-технических мероприятий, стимулирующее увеличение расходов предприятий.
Применяются и другие льготы для стимулирования научно-исследовательской деятельности компаний, причем их состав и размер постоянно уточняется. Так, в 80-е годы в США, Франции, Японии, Канаде введена новая специальная налоговая скидка.
В заключение главы отметим, что условиями адаптации формируемой системы финансирования НТП к реалиям рыночной экономики является активная государственная научно-техническая политика: во-первых, направленная на непосредственое финансирование как конкретных НИОКР, так и отдельных научных организаций, в существовании и развитии которых заинтересовано государство; во-вторых, устанавливающая четкие приоритеты в финансировании, а также методы экономического регулирования участия государственных и негосударственных предприятий в создании научно-технической проекции.
Заключение
Выбор темы, обозначенной в названии работы, обусловлен прежде всего ее актуальностью. Исходя из проведенного анализа данной проблемы, был сделан ряд выводов. Они, как и сама сущность вопроса дуалистичны. С одной стороны, это подробное рассмотрение сущности, функций, социальной зничамости и эффективности инноваций, а с другой стороны – влияние нововведений не только на общество, но и на природу, на экологическое состяние окружающей среды.
В предлагаемой работе был рассмотрен механизм взаимодействия нововведений и экономики, экономики и общества, экономики и природы.
В работе были даны определения основным понятиям и терминам, таким как «инновация», «инновационная деятельность», «экономическая социология», «экологический менеджмент», «природопользование» и т.п. Была предпринята попытка поиска новых путей развития экономики в контексте ее экологизации. Ведь именно в современной обстановке в решении проблемы экологизации производства реализуются в основном технические и технологические возможности. Этими средствами можно добиться некоторого улучшения состояния окружающей среды в каком-то конкретном регионе, однако, их недостаточно для решения проблемы загрязнения в целом по стране. Проблема в целом может быть решена только при комплексном анализе всей совокупности экономических и экологических процессов, который дает возможность не только совершенствовать систему мероприятий по обезвреживанию производственных отходов, но и управлять самим процессом возникновения тсхногенного загрязнения, его отраслевой и территориальной структурой.
Однако до сих пор основное внимание в деле охраны окружающей среды уделяется рационализации самих природоохранных мероприятий.
Критерии структурной перестройки хозяйства, наряду с экономическими интересами, должны отвечать цели сохранения окружающей природной среды.
При решении задачи выхода на устойчивое развитие необходим такой уровень абстракции, когда мы рассматриваем все народное хозяйство в целом, всю страну, и необходимо определить, как развиваться хозяйственным звеньям, чтобы добиться заданных социально-экономических показателей и учесть при этом антропогенную нагрузку на окружающую среду. Если не учесть экологический фактор на макроуровне экономического анализа, то это не позволит рещить задачи рационализации природоохранных мероприятий при фиксированном объеме загрязнения.
|
|
Роль комплексного, эколого-экономического подхода к пробле охраны окружающей среды велика eще потому, что практически в России нет единого органа, контролирующего и финансирующего природоохранную деятельность и координирующего деятельность разных министерств и ведомств по охране окружающей среды.
Решение поставленной задачи требует обращения ко всем уровням экономической системы - от уровня предприятия, на котором возникают загрязнения, до макроуровня, распределяющего государственные экономические ресурсы. Кроме того, цель сохранения окружающей природной среды предполагает анализ самих природных процессов, происходящих при экологических нарушениях и охране окружающей среды. Необходимость исследования двух совершенно разных по своей природе блоков - экономического и экологического составляет основную трудность анализа и расчета экономического ущерба от негативного воздействия на экологию.
В работе были рассмотрены методологические принципы включения охраны окружающей средыв систему экономического анализа и разработка методов и моделей согласования развития производства и природоохранной деятельности. Исходя из этого, окружающая среда была рассмотрена как новый специфический объект экономического анализа.
Любые исследования подобного характера в первую очередь предполагают разработку единого параметрического пространства, допускающего одновременное рассмотрение существенно разных, но взаимосвязанных объектов и явлений: в данном случае, природы и экономики, а также общества и экономики. Поэтому усиленное внимание в данной работе было уделено системе экономических показателей, которые способны отразить динамику состояния окружающей природной среды под влиянием развития экономических процессов.
Необходимо отметить, что провидимые в стране экономические реформы, затрагивающие в основном финансовую сферу, отодвинули на задний план многие важные аспекты экономики, в том числе и эколого-экономические. При таком подходе оптимизация текущей ситуации обернется для общества существенными потерями. В данной работе также наглядно представлена экономическая выгода от упорядочения отношения общества к природе не только для будущих поколений, но и для текущего момента.
|
|
Основная мысль данной работы заключаетея в том, что сегодня уже нельзя не обращать внимания на разрушение окружающей среды не только из гуманистических принципов признания ценности природы самой по себе, но и из чисто экономических, прагматических соображений. Развитие экологического сознания, апеллируя к любви к родной природе, пока что оказывается безрезультатным.
Экономический рост и сохранение окружающей среды — это разные критерии развития общества; но здесь, в отличие от многих других многокритериальных задач, возможна свертка критериев, поскольку в своем экономическом поведении люди максимизируют чистый доход, следовательно, переход к экологически отрегулированным показателям всех видов доходов (государства, предприятия, работника) вынудит экономических агентов действовать с оглядкой на состояние окружающей при родной среды.
Помимо этих процессов, значимым в современной обстановке явлется и стимулирование процесса нововведений. Именно сейчас важно понять всю их значимость, наряду с возможной опасностью при неправильном их использовании без учета экологического ущерба, который они могут повлечь за собой. Следовательно, особенный приоритет отдается учету экономических показателей от экологических нарушений, что и было рассмотрено в шестой главе предлагаемой работы.
Однако, экологически отрегулированные показатели отразят не все последствия экологических нарушений, а в лучшем случае, лишь те, которые имеют денежные измерители. Однако трудно выразить экономически такие понятия как "ценность человеческой жизни", "здоровье" и другие факторы социального благополучия.