Брестская церковная уния

В 1596 г. в Бресте была провозглашена церковная уния - объединение православной церкви с католической, в результате чего образовалась новая - униатская церковь (греко-католическая). Униатская церковь сохраняла славянский язык и православные обряды, но признавала догматы католической церкви и переходила под власть Папы Римского. Существование православной церкви в Речи Посполитой было запрещено.

Если Литва толерантно относилась к православной церкви, обычаям украинского народа, экономической и культурной жизни, что создало условия для его дальнейшего развития, то руководящие круги Речи Посполитой взяли курс на уничтожение остатков наследия Киевской Руси, насильственного окатоличивания и закрепощения крестьян.

Против церковной унии выступили народные массы, часть знати во главе с князем Василием Константином Острожским (1527-1608 гг.), братства (общественные организации мещан, созданные для защиты православной паствы), это заставило Польшу в 1632 г. вновь позволить легальное существование православной церкви.

 

10. Первые письменные упоминания об украинских казаках появляются в 1492г. Но резкий рост численности казачества приходится на XVI ст.

Казачество возникло в южноукраинских землях - на территории от среднего Поднепровья и почти до Днестра (южные окраины Киевщины, Брацлавщины, Подолья). Эти земли назывались Диким Полем: после нашествия монголо-татар, а затем, в результате частых нападений Крымского ханства, земли обезлюдели и оставались незаселенными. Центром казачества стало Запорожье - степи за порогами Днепра.

Причины возникновения

• Наличие в украинском обществе отдельных прослоек свободных людей, которые занимали промежуточное положение между незаможною шляхтой и крестьянством.

• Усиление социального и религиозного притеснения, закрепощения крестьянства. Крестьяне и мещане убегали от феодальных повинностей и государственных налогов.

• Постоянная военная опасность со стороны Крымского ханства и кочевых татарских орд.

• В отдельных случаях - организаторская роль местных, пограничных землевладельцев и правительственных чиновников.

Казачество пополнялось выходцами из разных слоев населения: крестьян, мещан, шляхты. Казаки пользовались хозяйственными угодьями, занимались промыслами, принимали участие в самоуправлении. Для обороны от турецко-татарской агрессии казаки объединялись в военные отряды. Они и сами наносили удары по татарам и туркам: спускаясь по Днепру на своих больших лодках - "чайках», нападали на татарские гарнизоны, турецкие галеры, крепости.

Основная масса казаков пополнялась за счет украинцев, были среди них и белорусы, русские, молдаване. Случались поляки, татары, сербы, немцы, французы, итальянцы, испанцы, представители других этносов. Однако такие случаи имели одиночный характер.

В 1552-1556 гг. каневский и черкасский староста Дмитрий (Байда) Вишневецкий объединяет казаков, создавая за порогами Днепра на о. Малая Хортица казацкий центр Запорожскую Сечь. Впоследствии Сечь неоднократно изменяла место своего расположения. Название "Запорожская Сечь" распространилось на все объединенное вокруг Сечи казачество.

Запорожская Сечь стала зародышем новой украинской (казацкой) государственности. Её, как государственное образование, характеризуют такие признаки:

Военный уклад.

Сечевые казаки составляли войско - кош, кош разделялся на военные единицы - курени (38 куреней).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: