Иосифляне и Нестяжатели

В конце XV в. на Руси оживились разнообразные еретические движения. Самым активным из них было движение жидовствующих - антитроическая рационалистическая ересь, отвергавшая церковную иерархию, обряды, поклонение иконам как "руками человеческими сотворенным вещам" и утверждавшая, что Христос - не Сын Божий, а такой же человек, как Моисей. Обстановка все более настоятельно требовала решительных действий от русской Церкви. В 1503 г. был созван церковный собор, который бесстрашно коснулся всех больных сторон церковного быта, служивших для еретиков поводом к нареканиям на Церковь. Были осуждены плата за поставление и зазорная жизнь вдовых священников, пьянство духовенства, в т. ч. и накануне совершения Божественной Литургии, непорядки в монастырской жизни. Собор вплотную подошел к вопросу об отношении к монастырскому вотчинному землевладению. На арене этого собора выступили крупнейшие церковные деятели того времени - игумен Волоколамский Иосиф (Санин) и игумен Сорский (на р. Сорке, около Белоозера) Нил (Майков). Нил Сорский стремился осуществить на Руси большую реформу и иночества, и всего церковного быта православия. Главной целью этой реформы было освобождение иночества от каких бы то ни было экономических забот. Появление на Руси еретиков и их упорные гонения на Церковь Нил и его ученики, называемые "нестяжателями", объясняли, как и многие другие в то время, падением нравов и авторитета Церкви. Но причину этого падения они видели в обремененности землевладением и крупным хозяйством. Как сообщается в летописи: "нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням, а кормили бы ся рукоделием", т. е. чтобы у них не было земельных имений с рабочим народонаселением, а чтобы монахи свои небольшие участки земли обрабатывали своими собственными руками, в случае нужды же испрашивали бы "милостыню от христолюбцев: нужная, а не излишняя". И вот против этого предложения восстал, как записано, весь собор, точнее - почти все традиционное большинство. Среди последнего доминировал голос наиболее продумавшего этот вопрос и подготовившего всю аргументацию "стяжательской" стороны Волоколамского игумена Иосифа. В защиту монастырского землевладения на соборе он привел два основных аргумента: во-первых, обратил внимание на греческих и русских святых, основавших первые монастыри, владевшие селами; а во-вторых, выразил опасение, что отсутствие монастырских сел приведет к тому, что "благородные человеки" перестанут принимать постриг, некого будет поставлять на различные церковные должности и наступит "поколебание веры". Точка зрения Иосифа была такова: обет отречения от стяжания каждый вступающий в нормальное общежитие берет на себя и несет наряду с двумя другими - полным послушанием и полным целомудрием. Этот принцип у Иосифа возведен в абсолют: инок категорически не должен иметь никакой собственности. Но принцип личного нестяжания иноков у Иосифа сочетался с принципом "коллективного" монастырского стяжания. Под эту формулировку полностью подпадает только строгообщежительное монашество, а не единолично-хозяйственный устав. В предпочтении общежития единолично-пустынническому подвигу вся сущность богословской системы Иосифа. А за ней - теократическая идея, идея неразделимости единого теократического организма церкви и государства. С этой всемирно-исторической высоты восточно-православной теократии он не отрицал, конечно, пустынножительской задачи личного спасения, но считал ее стоящей ниже о сравнению с идеальной нормой устава общежительного. Таким образом, спор о монастырских селах - это только поверхность, а подлинная борьба происходила в глубинах, и спор шел о самых началах и пределах христианской жизни и делания. Сталкивались два религиозных замысла, два религиозных идеала, в конечном счете - две правды. В конце XV в. Иосиф Волоцкий написал произведение, специально посвященное вопросам монашеской жизни, - краткую редакцию Устава, предназначенного для Иосифо-Волоколамского монастыря (пространная редакция, как считают исследователи, возникла позже). Этот Устав был рассчитан на общежительный монастырь, жизнь монахов в котором подвергалась жесткой регламентации и строгой дисциплине. Прот. Георгий Флоровский писал, что правда Иосифа Волоцкого - это прежде всего правда социального служения, а его идеал - это своего рода "хождения в народ". С точки зрения Иосифа, все члены общества должны выполнять определенное служение. Не составляет исключения даже сам царь. И его Иосиф включает в ту же систему Божия тягла, - и царь подзаконен, и только в пределах закона Божия и заповедей обладает он своей властью. А неправедному или "строптивому" царю вовсе и не подобает повиноваться, он даже и не царь - "таковый царь не Божий слуга, но диавол, и не царь, а мучитель".В этой системе и монашеская жизнь - это некое социальное тягло, особого рода религиозно-земская служба. Этому социальному служению, деланию справедливости и милосердия изнутри подчиняется у Иосифа и самое молитвенное делание. Монастырские села он защищает, можно сказать, из филантропических и социальных побуждений: он принимает их от имущих и богатых, чтобы раздавать и подавать нищим и бедным. Волоколамская обитель постоянно превращается игуменом то в странноприимный дом, то в благотворительную столовую для сирот и убогих, то в больницу.В отличие от Устава Иосифа Волоцкого, в Уставе ("Предании") Нила Сорского формулируются только самые общие правила монашеской жизни; этот текст чужд той дотошной и всеобъемлющей регламентации, которая явно предстает со страниц труда волоколамского игумена. Нил Сорский побывал на Афоне, в монастырях Константинополя, посещал лавры Палестины, может быть, был на Синае. В его "Предании" обнаруживаются следы знакомства с "Преданием" Саввы Освященного. Устав Нила Сорского предполагал четыре главных (и допустимых) источника материального обеспечения особножительных монастырей и скитов. Главным из них было "рукоделие", т. е. собственный труд монахов, а далее назывались "милостыня" (включающая в себя как пожертвования частных лиц, так и возможность государственной дотации), участие в товарообмене и использование наемного труда, но только в случае, если этот труд оказывается справедливо оплаченным. Создание Нилом Сорским собственного Устава, написанного явно в полемике с Уставом общежительного монастыря, написанным Иосифом Волоцким, наглядно свидетельствует о том, что общежитие Нил явно считал менее совершенной формой монашеской жизни по сравнению с особножительством, преимущественно в скитской форме. Из этих представлений вытекало и особое отношение к благотворительности. Нил утверждал, что иноку "не подлежит творити милостыня". Н.В. Синицына отмечала, что под "милостыней" в данном случае подразумевается предоставление взаймы, которое, как правило, сопровождается процентами ("ростом", "лихоимством"). Бедность предписывается Нилом Сорским в качестве гарантии от ростовщической деятельности. Благотворительность - функция, присущая богатству, с точки зрения Нила, "нестяжание бо вышши есть таковых подаяний". Столь же последовательно выступает Нил против каких бы то ни было церковных украшений, называя их "излишними". Фактически бедность провозглашается как основа хозяйственного монастырского уклада. Второе известное произведение Нила Сорского - "11 глав" - повествует о внутренней жизни монахов. Здесь особенно много говорится о необходимости нравственного самосовершенствования иноков, о борьбе со "страстными помыслами". Пути борьбы со страстями лежат, с точки зрения Нила Сорского, на пути "умной молитвы". По мнению исследователей, "11 глав" представляют собой еще один вариант русской рецепции учения византийского исихазма. Там, где Иосиф Волоцкий писал о необходимости соблюдения тщательно разработанной внутримонастырской дисциплины, строгого соблюдения обрядов, Нил Сорский говорил о том, что центр жизни для инока заключается в его внутреннем духовном мире и в необходимости непрестанного личного самоусовершенствования. Выбирая из трех возможных форм монашеской жизни - отшельничества, скитничества и общежития, Нил Сорский склоняется к скитской жизни как к "среднему" пути. Скит, по Нилу, - это объединение двух-трех иноков, всецело посвятивших себя Богу и живущих "рукоделием". Было замечено, что апология скитской жизни может быть навеяна традициями древнего палестинско-синайского монашества, тогда в деятельности Нила Сорского можно усмотреть стремление вернуться к древним образцам. В заволжском движении усматривают живое и органическое продолжение того духовно-созерцательного движения, которое охватывает весь греческий и южнославянский мир в XIV в. В основах своих заволжское движение есть новый опыт, аскеза и искус духа, в началах своих - искание безмолвия и тишины, решительный выход и уход из мира, бдительное преодоление всякого "миролюбия". Соответственно этому избирается и образ жизни - скитский, уединенный. Общежитие кажется слишком шумным и слишком организованным. Нестяжатели ничего не имеют в миру и потому легко уходят из мира. Их правда - в этом уходе, в созерцании и умном делании. Но у этого ухода есть и оборотная сторона. Это было и забвением о мире не только в его суете, но и в его нужде и болезнях, не только отречением, но и отрицанием. Именно в этом прот. Георгий Флоровский усматривал историческую недейственность заволжского движения: в миру остаются действовать иосифляне, заволжцы же возвращаются в мир не для того, чтобы в нем строить, но чтобы спорить, чтобы бороться с обмирщением церковной жизни, чтобы напоминать и настаивать на монашеском исходе. Именно в этом смысл памятного спора о церковных имениях с иосифлянами. Заволжское движение - особая школа духовного бдения, творческий путь к созерцанию, аскетико-мистическая подготовка к богословию. Разногласие между иосифлянством и заволжским движением можно свести к такому противопоставлению: одни стремились завоевать мир, работая в нем, другие преодолевали мир через преображение и воспитание вне мира нового человека, через становление новой личности. И те и другие в качестве примера обращались к опыту Сергия Радонежского, своей деятельностью осуществившего впоследствии уже недостижимый идеал. Два пути, диаметрально разошедшиеся через столетие после кончины преп. Сергия, в конце концов соединились после мучительных кровавых драм: и Иосиф Волоцкий, и Нил Сорский были причислены русской православной Церковью к лику святых (первый - в конце XVI в., второй - в начале ХХ).

4. Домострой – Энциклопедия домашнего хохяйства и моральных норм 16 в. Домострой по праву считается одним из наиболее интересных литературных памятников русского средневековья. Произведение это заслуживает внимания уже в силу своей тематики, несколько нетипичной для книжной культуры Древней Руси. Домострой был призван упорядочить обыденную жизнь, соотнести ее с этическими устоями христианской морали. На страницах этого литературного памятника запечатлен весьма значительный по своим масштабам срез коллективной памяти, аккумулирующий жизненный опыт нескольких поколений наших предков [4.C.5]. В настоящее время обращение к Домострою актуально, прежде всего, потому, что бережно сохраненный им груз многовековых традиций может стать тем интегрирующим и стабилизирующим началом оздоровления национальной культуры, без которого, по сути, немыслимо ее нормальное функционирование в современных кризисных условиях. В представленной работе предпринята попытка рассмотреть “Домострой” и как памятник “ограничительной литературы” с определенной идейной установкой заложенной в него автором, и как произведение, выражающее представления о нормах домашней жизни XVI века. Кроме того так предполагается возможность определить возможные причины отчего на протяжении многих лет текст этого памятника литературы считался свидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни. Возникает необходимость объективной оценки важности этого культурного наследия для современного общества. Что бы ни говорили сегодня, но известно, что крепких семей во времена “Домостроя” было гораздо больше, чем теперь. И родителей уважали сильнее, несмотря на плеточный "беспредел". Слаще были пряники в то время, или все же кнут не так суров, как кажется на первый взгляд? [4.C.15]. “Домострой” показывает нормативные отношения в семье, которая предстает моделью государственного устройства. Семья, по “Домострою”, является школой подготовки к жизни, и каждый ее член от слуг и детей до главы “господина” имеет свои строго определенные права и обязанности. В композиционном отношении памятник делится на три части: религиозные наставления “Как веровати и как царя чтить” (гл. 1—15), семейные отношения “Как в семье жить мужу, жене, детям и домочадцам” (гл. 16—29), хозяйственные рекомендации “Как дом свой добре строити” (гл. 30— 63) [2.C.26]. 64-ю главу на современном языке можно назвать резюме всего произведения, она же является практически самостоятельным сочинением, написанным, как наставление отца к сыну, духовного наставника Ивана Грозного Сильвестра [2.C.29]. Послание Сильвестра к сыну Анфиму: на опыте собственной жизни протопоп резюмирует все содержание “Домостроя” [2.C.30]. Каждое положение книги аргументируется ссылками на освященные традицией образцовые тексты, главным образом — тексты Священного Писания, но не только его. Домострой отличается от других средневековых памятников как раз тем, что в доказательство истинности того или иного положения приводятся также изречения народной мудрости, еще не отлившиеся в тысячеустом употреблении в законченность современной пословицы. “Дом вести – не лапти плести”. Эта народная мудрость сжато выражает отношение русского человека к Дому — одновременно и хозяйству, и помещению, и людям, его населяющим. Дом вести — государю, то есть одновременно и гражданину (исконное значение слова государь), и хозяину [1.C.89]. Разумеется, “Домострой” писался не как художественное произведение, но время поставило его в ряд литературных памятников Древней Руси. В “Домострое” перед читателем развертывается грандиозная картина семейного идеального быта и идеального поведения хозяев и слуг.

Если помнить об общей грубости семейных нравов, то нельзя не признать, что “Домострой” стремился к смягчению этих нравов, — стремился умно, давая тонкие, психологически обоснованные советы, прибегая к примерам и формулируя советы просто, а иногда и пословично. “Дом вести – не лапти плести” [3.C.36]. Что же было главным в древнерусской семье? Понимание единства рода и ответа, который она держит пред Богом: если человек совершает позорный, бесчестный поступок, то это касается не только его лично, он тем самым бросает тень на весь свой род; если родители не сумели воспитать детей, то они отвечают за это пред Богом [3.C.38]. В современном обществе давно замечена одна тенденция: к женщине все чаще применяют эпитет мужественная, и все больше мужчин, про которых принято говорить: с мягким характером. Домострой говорит о долге: долге супругов друг перед другом, родителей перед детьми, детей перед родителями, слуг перед господами, господ перед слугами... О долге каждого человека в семье и в государстве. Про "мужскую тиранию" и "женское бесправие" тоже сказано вполне конкретно. Домострой перечисляет обязанности мужчины и женщины в семье, причем сферы их влияния практически не пересекаются. Хозяин и хозяйка действуют автономно друг от друга, во многом они "равновелики". Хозяйка, точно так же, как и глава семейства, – государыня над детьми и над слугами в доме. В Домострое встречаются режущие слух слова – бояться мужа, со страхом внимать [3.C.39]. Однако сцены излияния неправедного мужского гнева здесь ни причем – в древнерусском языке смысл этих слов был совсем другим. В то время бояться, то есть страх Божий иметь, значило и уважение, и признание, и понимание [5.C.110]. Недаром и сегодня говорят, правда, совсем с другим акцентом: "Бояться – значит уважать". Бояться мужа – это, прежде всего, быть вместе с ним и в горе, и в радости, выполнять свой долг в отношении дома, воспитывать детей, быть супругу поддержкой и помощью [3.C.45]. Конечно, сюда входит и признание старшинства мужа. Но ведь это не тот супруг, что перед телевизором или с газетой в руках забывает о земной суете, а при случае бьет кулаком по столу! Его долг – быть главой семьи, опекать домочадцев, учить их правильной жизни, потому что он в ответе за это перед Богом и перед государем, и даже перед общественным мнением, соседями. Старшинство мужа в доме – это не своеволие и не проявление мужской тирании, это явление вполне естественное для того времени. На тех же принципах любви и прощения строится и воспитание детей. Нужно "и учить их страху Божию, и вежливости, и всякому благочинию... [4.C.21]. Насколько Домострой отражает реальность – это, пожалуй, самый сложный вопрос. Он рисует картину идеальных отношений с семьей, с государством, в церкви, дома. Иными словами, этот сборник не просто собрание правил и условностей. Это вполне рациональная основа жизни, причем в обществе с нерациональной системой взглядов. В каком-то смысле Домострой даже опередил свое время. И, может быть, зря мы с колокольни своего XXI века так скептически смотрим на памятник "темного средневековья"? Прошло почти пятьсот лет со времени создания “Домостроя”. Жизнь, несомненно, идет вперед. Сегодня мы можем говорить о развитии науки и техники, культуры в целом, о развитии общественных отношений, о громадном шаге вперед в изучении природы, о неизмеримо возросших возможностях человека. Но стал ли человек духовно богаче, нравственно выше, чем наш соотечественник пятьсот лет тому назад? Нет, к сожалению не стал. И тогда возникает вопрос: современно ли это произведение сегодня? В подтверждение этой мысли приводятся слова известного историка В.О.Ключевского: “Трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет; но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит все свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова” [4.C.23]. Ведь, вся история развития человеческой культуры есть история не только постепенного созидания новых, но и обнаружения старых культурных ценностей.

5. Иконопись Позднее средневековье можно означить как весьма значимое для истории русской иконы. Так, на рубеже 15-16 веков новгородская иконопись достигает наивысшей точки в своём развитии, наибольшей тонкости и лёгкости мастерства. Всё это хорошо видно по таким памятникам иконописного искусства того времени, как «Вознесение», «Флор и Лавр» и «Шестоднев».

В части последнего — «Омовение ног» ритм поз апостолов говорит об искусстве, свои возможности исчерпавшем (сравним с рафаэлевским «Disputa»). Надолго удержаться в состоянии, выработанном к концу 15 — началу 16 века, русское искусство не могло, и достигнутые новгородской иконописной школой лёгкость и простота композиций неизбежно сменяются возрастающей сложностью. Первая половина шестнадцатого века ознаменована постепенной утратой строгости и чистоты стиля, быстрым отмиранием традиций монументального «фресочного» искусства, заимствованых от Византии. Перемены были обусловлены также тяжёлыми испытаниями, выпавшими на долю хранителя этих традиций, аристократического Новгорода. Постепенно новгородскую школу иконописи сменяет московская. Она преобладает в эпоху Ивана Грозного, в царствование Бориса Годунова. Характерные черты «московской» иконописи — праздничиный узор палат и одежд, солидность цветовой гаммы (хотя она становится глуше и тусклее) и, самое важное — появление в лицах персонажей и архитектурных формах национального признака. Таким образом, живопись перестаёт быть «оторванной» от народа, его истории и быта, она становится более «приземлённой» и менее аристократичной и идеалистичной. Некоторый артистизм был не чужд и московской иконописи, о чём свидетельствуют «московские» иконы, находящиеся до революции в старообрядческих храмах и в Русском Музее Александра III (например, «Крещение»). Однако, следует признать, что в целом московская школа иконописи не отличалась высоким художественным уровнем. Московское письмо в некотором роде являет собой пример, когда иконописное искусство уже начинает тащить за собой шлейф иконописного ремесла, что порождает и усугубляет различия между искусством «для всех» и искусством «для избранных». Редкость незаурядных способностей к искусству порождает их более высокую оценку, и приводит к более мощному развитию мастерства. Таким образом, на рубеже 16-17 веков появляется загадочное и очень ценное явление — «Строгановская» школа. Среди русских историков, изучавших отечественную древнюю иконопись, существовало мнение, что «Строгановское» письмо московского происхождения, точнее — истоки его находятся в царском дворе Москвы. Название же данной школы историки, придерживающиеся означенной точки зрения, полагали случайным. Однако, согласно записей с указанием точных дат о Строгановских вкладах в храмы различных мест (церкви Сольвычегодска, например), где находились эти богатые солепромышленники, сличения данных записей с находящимися в тех церквях иконами, время и место возникновения Строгановской школы определяется однозначно. Это драгоценное письмо зародилось на местах бывших колоний Новгорода на Вычегде и Двине, немногим позднее 1550 года. Как бы там ни было, школа получила своё название от фамилии купцов-солепромышленников Строгановых. Именно они ввели узкую специализацию, разделение труда между иконописцами — «мастер палатного письма», «личник», «доличник» и др. «Строгановские» иконописцы изображали на фонах многих икон прекрасные пейзажные панорамы — реки, лесные поляны, овраги, цветы и травы, птиц и зверей. Среди отличительных особенностей «Строгановского» стиля, помимо означенных выше мастерски прописанных пейзажей, можно выделить многофигурность композиции, чистоту и сияние цветовой гаммы, тонкость в проработке деталей. В Госудрственной Третьяковской Галерее находятся иконы, которые можно считать образцами «Строгановского» стиля, такие как «Никита-воин», написанная Прокопием Чириным в 1593 году, и «Иоанн Предтеча в пустыне», созданная примерно в 20-30 годы 17 столетия. Первые иконописцы Строгановской школы нередко подписывали на обратной стороне икон свои имена, и при этом частенько причисляли себя к «людям Строгановым». Связь с новгородской школой прослеживается и в стилистике ранних Строгановских икон, многие особенности Строгановского письма уже присутствовали в иконах Дионисия. Историки пока не могут проследить всю цепочку, связующую искусство Дионисия и его сына Феодосия с мастерством «Строгановских» иконописцев. Роль промежуточного звена с большой вероятностью отводится ими «Устюжскому» письму. История сохранила имена наиболее выдающихся художников «Строгановской» школы, самые известные из них — Прокопий Чирин, Истома, Никифор, Назарий, и Фёдор Савины, Степан Арефьев, Емельян Москвитин. С приходом к власти государя Михаила Феодоровича в Москве установился твёрдый порядок, и при этом иконописцев «Строгановской» школы при царском дворе встречали с распростёртыми объятиями. Возможно, Строгановское письмо имело все шансы превратиться в придворное искусство московских царей, что могло произойти приблизительно в двадцатые годы семнадцатого века. Присущие этой полувековой иконописной школе экзотичность и изолированность не могли обеспечить её длительного существования в неизменном виде. Изменения вкусов и моды, подверженность зпадному влиянию, характерные для правления следующего государя, привели к тому, что русский иконописный стиль вновь претерпел метаморфозы. В конце концов это создало предпосылки для эпохи Ушакова. Тем не менее следует сказать, что «Строгановские» иконы берегли во все времена, они практически не подвергались «поновлениям» и записям. Мастерство данной школы оставалось идеалом, к которому стремились иконопицы не только 17, но 18 и даже 19 столетий. Таким образом, «Строгановские» иконы попадали к коллекционерам икон и антиквариата на редкость в сохранном виде.

6. Архитектура. В конце XIV в. русская земля переживала период нового этнического и культурного возрождения. На смену демографическому, политическому и культурному кризису конца XIII – первой половины XIV в., вызванному монгольским нашествием и продолжавшемуся практически целое столетие, наступает период, который многие выдающиеся русские историки имперского и советского периода, такие как В. Н. Татищев, В. О. Ключевский, О. Н. Бадер, Б. А. Рыбаков, называли "русским Ренессансом", "русской эпохой Возрождения". Прежде всего это относится к формированию в этот период современной нам русской нации, состоящей из трех близкородственных народов (великорусского, малорусского и белорусского). В 1448 г. Русская православная церковь получила независимость (автокефалию) от Константинопольского патриарха. И именно в этот период стало окончательно ясно, что именно Москва станет центром объединения русских земель. С 1462 г. на московский престол взошел Великий князь Иван III Васильевич – сын Великого князя Василия II Васильевича (Темного). Именно при нем завершается процесс объединения русских княжеств, присоединяются Рязань, Тверь и в 1478 г. Новгородская республика. В ноябре 1480 г. в противостоянии на реке Угре с войском ордынского хана Ахмата родилось новое независимое государство, которое с 1497 г. стало именоваться Россией. Именно в этот период времени под влиянием своей второй супруги Великой княгини Софьи Палеолог (племянницы последнего императора Византии Константина XII) Иван III утверждает новый государственный герб (золотого византийского двуглавого орла на красном поле) и официально провозглашает новую государственную идеологическую концепцию развития государства (Москва есть Третий Рим). С изменением политического статуса Москвы как столицы нового православного царства в ней начинаются большие строительные работы. В Москву приезжают итальянские архитекторы Аристотель Фиораванти, Марко Фрязин, Алевиз Новый Фрязин, Пьетро Антонио Солари, которые совместно с русскими мастерами (ростовской артелью зодчего Григория Борисова) возводят ансамбль Соборной площади в Московском Кремле. В 1491 г. Аристотель Фиораванти возводит в Кремле Успенский собор, в 1494–1497 гг. Алевиз Новый Фрязин строит в московском Высокопетровском монастыре собор Митрополита Петра, который по своим формам и архитектурному замыслу является уменьшенной копией флорентийских храмов. Под руководством Марко Фрязина и Пьетро Антонио Солари в Кремле возводится Грановитая палата – официальный тронный зал русских великих князей и царей. Совместно с артелью Григория Борисова Пьетро Антонио Солари строит в Кремле великокняжескую усыпальницу – Архангельский собор, и под сто же руководством артель псковских мастеров возводит в 1489 г. домовый храм русских государей – Благовещенский собор на белокаменном подклете конца XIV – начала XV в., оставшемся от старого собора. В соборе частично сохранилась роспись 1508 г. иконописца Феодосия. В 1572 г. пристроено крыльцо, которое в архитектуре именуется Грозненским. С 1505 по 1533 г. во главе России находился сын Ивана III от брака с Софьей Палеолог – Великий князь Василий III Васильевич. При нем завершился процесс объединения всех русских земель вокруг Москвы (в 1510 г. мирным путем присоединяется Псков, а в 1514 г. в результате войны с Польшей Россия возвращает себе земли древнего русского Смоленского княжества и город Смоленск). В этот период времени в государстве начинается большое каменное строительство (градское дело). Так, например, перестраиваются заново укрепления Смоленского кремля, возводятся важные стратегические Зарайский и Коломенский кремли, укрепляются старые Можайский и Вяземский кремли. В 1533 г. на престол вступает трехлетний сын Василия III Иоанн Васильевич – будущий Иван Грозный. В 1547 г. он венчается по древнему византийскому обряду на царство, и с помощью дипломатических уловок русская дипломатия доказывает в Европе право московских князей на царский (императорский титул) как наследие византийских императоров. Иван Васильевич в 1578 г. разрушает остатки новгородской самостоятельности и, чтобы лишить Новгород статуса крупнейшего торгового европейского города, возводит в Архангельске на Белом море порт и приказывает основать на полпути из Архангельска в Москву новую укрепленную крепость – Вологодский кремль, намереваясь перенести в Вологду столицу России. Говоря об архитектуре этого времени, необходимо иметь в виду, что большинство архитектурных сооружений периода XV–XVI вв. утверждают независимость русского государства и сочетают в себе традиции русской архитектуры с техническими и декоративными достижениями эпохи итальянского Возрождения. Так, например, впервые были применены крестовые своды, железные связи, что сделало интерьер более просторным. Интерьер Успенского собора Московского Кремля (рис. VII.1) равномерно освещен окнами, расположенными по два на одну ячейку, на равных расстояниях, точно посредине пролета. Фасады собора облицованы тесаными каменными плитами. Успенский собор был построен так называемым палатным образом. Геометрически правильная пространственная структура собора проявляется как в его внешнем облике, который поражает необычайной целостностью и мощью объема. Лишь его центральная абсида выступает за пределы стен, боковые абсиды скрыты за выступающими контрфорсами. С западной стороны приставлено легкое крыльцо с двойной аркой, которое еще более усиливает массивность стены. Абсиды понижены и как бы вдавлены в единый массив сооружения. Щелевидные окна и приставленные к стенам лопатки, которые трактуются как пилястры, только усиливают впечатление внешней устойчивости собора. Грановитая палата (1487–1491, арх. М. Руффо и П. А. Солари) служила местом государственных приемов. Тронный зал палаты имеет площадь в 500 кв. м и перекрыт крестовым сводом, опирающимся на квадратный в плане столб. Высота палаты примерно 20 м. Сама палата выполнена в простых геометрических формах. Ее архитектура воспроизводит тип русской деревянной избы XV в., стоящей на подклети. Грановитой палата названа, потому что ее фасады облицованы гранеными плитами из белого известняка (рис. VII.2). В XVI в. в России было возведено много средних и небольших по своим размерам пятиглавых и одноглавых церквей с куполами луковичной формы. Многие историки архитектуры и искусствоведы, такие как В. Г. Брюсова, Н. К. Голейзовский, Т. Г. Маклакова, указывают, что модная тенденция украшать храмы луковичными главами пришла в Россию в XVI–XVII вв. из индийской исламской архитектурной традиции империи Великих Моголов. У нас луковичный тип главы имел определенную символику и символизировал пламя свечи, которая как искренняя молитва возносится к Богу. О символизме в архитектуре русских храмов XVI–XVII вв. писали такие ученые и историки культуры, как профессор А. Ч. Козаржевский и доцент Московского архитектурного института В. Л. Махнач. Именно в этот период сложился основной тип русского храма с примыкающими к нему с западной стороны трапезной палатой и колокольней. Архитектурнодекоративное убранство церквей того времени отличалось большой детализацией в отделке, а также яркой наружной окраской. Интересно, что часто декоративный фриз размещался не в средней части стены, а в верхней как ее завершение и в основании – цоколе храма. Усиливаются также стремления к подчеркиванию единства внутреннего пространства и к более динамичной архитектуре. Ярким примером этих новых архитектурных устремлений может служить построенная в 1476 г. Духовская церковь Троице-Сергиева монастыря (рис. VII.3). Это одна из немногих сохранившихся церквей, под колокола построенная артелью псковских мастеров. Храм возведен в нехарактерном для Москвы материале – кирпиче. Необычность композиции этого храма – в стройности пучковых пилястр, в оригинальном завершении апсид своеобразной гирляндой. Глава храма размещена над звонницей с открытыми слухами (проемами в шатре, башне, колокольне), это усиливает динамику всей композиции, которая более стремительно развивается вверх. В 1524–1526 гг. в московском Новодевичьем монастыре строится грандиозный собор Во Имя Смоленской иконы Богоматери, образцом для него служат соборы Кремля – Успенский и Архангельский. В 1552–1556 гг. в Троице-Сергиевом монастыре возводится Успенский собор. К концу XVI в. в русской архитектуре наблюдается тенденция располагать здания на каменных подклетах. Композиционно храмы начинают складываться из группы объемов. Завершения храмов становятся более живописными, они часто образуют ряды кокошников, из которых вырастает глава. Ярким примером подобного типа храма может считаться старый собор Донского монастыря (1591 – 1593) возведенный в память победы над войском крымского хана Казы-Гирая в честь Донской иконы Богоматери. Нижние объемы подобных храмов четко ограничиваются карнизом и членятся лопатками на части. Наряду с кубической формой культовых сооружений в этот же период была создана и другая – столпообразная шатровая форма монументального каменного храма. В основном шатровые храмы строились в царских вотчинах. Еще в начале XVI в. в Московском Кремле начинает строиться колокольня Ивана Великого (с храмом в честь Преп. Иоанна Лествичника – небесного покровителя Великого князя Иоанна III). Храм был достроен только к 1600 г., спустя целое столетие. В плане это многоярусная столпообразная церковь со звонницей высотой 80 м. Замечательным памятником архитектуры и образцом одностолпного шатрового храма является церковь Вознесения Господня в селе Коломенском (1532 г.). Храм стоит на высокой подклети, окружен широкой галереей с лестницами и увенчан высоким восьмигранным шатром. В плане церковь Вознесения – восьмерик на четверике, где восьмерик является основанием шатра. Интересно, что в этом храме зодчие порывают с канонизированными типами православных церквей. Они даже не делают апсиды. Влияние этого храма видно и в ряде других памятников, таких как храм Иоанна Предтечи в селе Дьяково, храм Покрова Богородицы, что на Рву (собор Василия Блаженного). Интересно, что Покровский собор несет на себе символическое значение. Красная площадь в этой символической архитектурной композиции являет собой храм, а здание храма играет роль гигантского алтаря под открытым небом. Стены и башни Московского Кремля, Китай-города, Белого города и Земляного города в Москве послужили образцами для ряда оборонительных сооружений, крепостей, Тулы, Коломны, Нижнего Новгорода. В этот же период создаются новые города: Самара, Саратов, Архангельск. Особую роль в оборонном и градостроительном зодчестве этого периода играют монастыри. В 1550–1566 гг. новыми каменными стенами обносятся Троице-Сергиев, Иосифо-Волоколамский и Псково-Печерский монастыри. Уникальным памятником архитектуры, соединявшим в себе как крепостную архитектуру, так и епископскую резиденцию, является Ростовский епископский кремль в городе Ростове Великом. В жилом зодчестве тоже происходят изменения. Вместо деревянных хором все чаще возводятся каменные. Среди них дворец князей Шуйских (Москва), каменные купеческие дома в Гороховце (рис. VII.4), трапезные палаты Андроникова монастыря в Москве (1506), трапезные палаты Пафнутьева-Боровского монастыря в Боровске (1511). Русская архитектура конца XV – XVI вв. заложила основы национального зодчества. Русские архитекторы создают оригинальные конструкции шатровых кирпичных завершений, возводят грандиозные высотные сооружения и применяют унифицированные архитектурные элементы.

Семинар 5. Начальный период «новой культуры»

1.Характер взаимодействия культур России и Западной Европы в XVII веке. XVII век – это переломное время в истории отечественной культуры. Отличительная черта процессов, происходивших в этом столетии – проникновение светской культуры во все области жизни. Справедливо считается, что реформ Петра могло и не быть, если бы в XVII веке не была подготовлена для них почва. Образование и литература, живопись и архитектура, и даже повседневный быт горожан (сельский быт еще оставался традиционно патриархальным) – все претерпело в это время существенные изменения. Это время активного освоения новых земель и, в конечном итоге, накопления важных знаний в географической науке. Река Лена до устья была исследована Иваном Ребровым и Ильей Перфильевым, берега Охотского моря были изучены Василием Поярковым, Ерофей Хабаров добрался до Амура и весь его прошел на кораблях. Семен Дежнев, вместе с Федотом Поповым, первым из европейских мореплавателей проплыл Берингов пролив. В XVII столетии в России не только переводились зарубежные научные труды, но и появились работы отечественных авторов по многим отраслям знаний, среди них «Устав ратных пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» А. Михайлова. В это время открылось немало новых и государственных, и частных школ, библиотек. А 1685 году страна обзавелась собственным высшим учебным заведением – Славяно-греко-латинской академией, располагавшейся в Москве. В литературе большое место отводится исторической тематике. Так, в «Сказании Келаря Троице – Сергеевой Лавры Авраама Палицына» автор рассказывает и интерпретирует события недавнего прошлого – «смутного времени». Появляются и обобщающие сочинения, с систематическим изложением событий прошлого, такие как «Синопис» Иннокентия Гизеля. Это был, по сути, первый учебник истории в России. Традиционные жанры, в частности, «житии», тоже претерпевают изменения. Показательно автобиографическое «Житие протопопа Аввакума», противника никонианства, которое сочетает и рассказ о жизни, и изложение эстетических и духовных взглядов вождя старообрядчества. В «Повести о Савве Грудцыне» типичные для средневековья темы пути спасения души и поучения дополняются новым отношением к личности человека – описанием его чувств, мыслей, окружающего его быта. В этом столетии было положено начало отечественной силлабической поэзии, основоположником которой стал Симеон Полоцкий, он же являлся одним из первых русских драматургов. 1672 считается годом зарождения русского профессионального театра - тогда в селе Преображенском, в специально построенной «Комедийной хоромине» состоялось представление «Артаксерксово действа» - пьесы, поставленной силами иноземных артистов. Спектакль настолько понравился Алексею Михайловичу, что представления стали регулярными, а труппа пополнилась новыми, уже русскими, актерами. Архитектура XVII века, после затишья, связанного с тяжелым «смутным временем», испытывает подъем. Архитектурные памятники отличаются обилием декора, сложными формами, ярко выраженным «нарядным» обликом. Окончательно оформляются и принимают современный вид башни и стены Московского Кремля – теперь это не суровая средневековая крепость, а парадный архитектурный ансамбль. Строится Теремной дворец Кремля, отличающийся роскошью декоративного убранства. Поражал современников своим сказочным великолепием царский деревянный дворец в Коломенском. В церковной архитектуре в конце века появился новый стиль, т.н. «нарышкинское барокко», в котором традиционная для отечественного зодчества конструкция дополнялась элементами декора, заимствованными в западноевропейском искусстве. В XV-XVI вв. отношения России и Западной Европы можно определить как общение. Влияние наступает, когда общество, его воспринимающее, начинает сознавать превосходство среды или культуры влияющей и необходимость у нее учиться, нравственно ей подчиняться, заимствуя у нее основы житейского порядка, взгляды, понятия, обычаи, общественные отношения. Таким образом, начало западного влияния на Россию относится к XVII в. Создание централизованных государств и буржуазная индустриализация Западной Европы в XVI-XVII вв. вели за собой успехи в развитии техники, финансов, армии, флота, промышленности, духовной и научной мысли, быта. Россия не участвовала в этих успехах, тратя свои силы и средства на оборону, кормление двора, правительства и привилегированных классов, ничего не делавших для духовного и экономического развития народа. Так, в нач. XVII в. Россия оказалась более отсталой от Запада, чем в XVI в. Западное влияние вышло из чувства национального бессилия, а его источником была скудость собственных материальных и духовных средств перед западноевропейскими. Западное влияние столкнулось в России с восточным (греческим). Греческое влияние было церковным и захватывало все общество, но не всего человека. Восточное влияние не лишало русских самобытности, охватывало все общество снизу доверху, проникало с одинаковой силой во все его классы. Оно сообщало духовную цельность древнерусскому обществу. Западное влияние было государственным и охватывало всего человека, но не все общество. Оно проникало во все сферы жизни, изменяя понятия и отношения, государственный порядок, общественный и буржуазный быт, внося новые политические идеи, гражданские требования, переделывая костюм, нравы, привычки, верования, наружный вид и духовный склад русских.однако оно затронуло самый подвижный верхний слой общества. Встречей и борьбой этих двух влияний порождены два направления в умственной жизни русского общества, позднее в нач. XIX в. их назвали западниками и славянофилами. Зарождение западного влияния в его незатейливом виде произошло в XVII в. среди людей, переживших Смуту. Первое проявление коснулось военной сферы. Это покупка пушек, ружей, машин, кораблей, затем приглашение военных специалистов и наемников. В 30-е годы XVII в. начинается с помощью западных специалистов освоение руд железных, медных, строительство заводов (наем для них мастеров и инженеров с запада), обучение мастерству за границей. В 1632 г. голландец А.Винниус получил концессию на устройство железоделательных заводов близ Тулы. В 1652 г. в Москве строится новая Немецкая или Иноземная слобода, где проживало до 1 тыс. иностранцев. Постепенно москвичами заимствуются элементы западного комфорта и быта. Наши предки, заимствуя в XVII в. комфорт, думали, что им не понадобятся чужие знания и понятия. Однако, в высших московских кругах пробуждается умственная любознательность, интерес к научному образованию. При дворе образуется влиятельный кружок любителей западного комфорта и образования: дядя царя, Никита Иванович Романов; воспитатель и свояк царя - Борис Иванович Морозов; окольничий - Федор Михайлович Ртищев, ревнитель наук и школьного образования; начальник Посольского приказа, дипломат - Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин; Артамон Сергеевич Матвеев. Западноевропейская цивилизация в XVII в. приходила в Москву зачастую не напрямую, а в польской обработке. Школьного образования, как такового, не было. Знания передавались в индивидуальном порядке. Известен в Москве воспитанник Киевской академии Симеон Полоцкий, обучавший старших детей царя Алексея. Однако, западному влиянию противились широкие круги высших слоев. Во второй пол. XVII в. в духовной жизни русского общества возник конгломерат проблем: это и значение западного влияния, и взаимодействие западного и русского, и сложные взаимоотношения церкви и государства, церковные реформы и раскол церкви. Многие из них были решены или отсрочены в правление Петра I.

2. Быт и нравы в XVIIв. на примере различных сословий (казачество). Среди свидетельств современников о донских казаках 16-17 в.в. нет ни одного, которое давало бы основание сомневаться в преданности православной вере. Дух донских казаков укреплялся православной верой, но и тело нуждалось в определённой поддержке и внимании. А в средние века казачьи монастыри и городки являлись местами, где развивались естественные науки, народная медицина и врачевание. Определённым опытом врачевания, основанным на наблюдении природы, растений, обладало большинство донских казаков. Знания о лечебных свойствах огня, пепла, воды, росы, трав и прочего передавались из поколения в поколение. До появления на Дону первых лекарей (1672 г.) эту роль выполняли знахари из среды грамотных местных жителей и монахов.

Казачьи знахари сопровождали лечение заговорами: смерть, ранения, болезни стремились предотвратить оберегами. В конце 19 века Л.Н.Майков опубликовал заговоры донских казаков из рукописного сборника 15 века. Большое значение в профилактике болезней донские казаки предавали гигиене – чистоте тела и жилища. Но столь типичная для русского народа баня в источниках о быте донских казаков не упоминается. Распространению болезней (эпидемий, которые гуляли по Европе) препятствовали жёсткая гигиена, здоровый образ жизни, хозяйственный уклад, который подразумевал содержание скота за пределами хуторов и станиц, принудительной изоляции заразных больных (лечение их в особо отведённых местах) и отсутствие скученности и перенаселённости городов. Неудавшийся первый поход в 1695 году на Азов заставил русского царя Петра 1 просить Войско Донское приютить русские полки на зиму в донских хуторах и станицах. Для раненных солдат донские лекари организовали военный госпиталь. Представления о быте донских казаков 16-17 в.в. носят во многом предположительный характер, так как достоверные источники скудны. От конца 16-го века (1593 г.) дошла до нас русская «Роспись от Воронежа Доном-рекою от Азова, до Чёрного моря, сколько вёрст и казачьих городков и сколько по Дону всех казаков, как живут в городках». В ней перечислен 31 городок, приведены скупые данные о жителях, хозяйстве, военных действиях, управлении. Места для проживания выбирались «по удобности в тех местах промыслов, от коих казаки имели тогда пропитание», т.е. для рыболовства и охоты. Выгодные с точки зрения защиты от неприятельских набегов, крутые или, напротив, низкие берега рек, возвышенности, окружённые болотами, речные острова. Естественной защитой чаще всего были вода(реки, протоки, отрезающие станицу или хутор от степи), топкие места. Станицы окружались деревянно-земляной стеной (полисад – частокол, тын, который образовывался землёй) или плетнями в два ряда, между которыми засыпалась и утрамбовывалась земля. Из станиц были сделаны подкопы (для внезапных подрывных действий). В центре станицы находилась площадь (майдан) с часовней, а позднее с церковью. Вокруг размещались жилища. Одно из строений было станичным куренём, где находилось станичное правление – орган исполнительной власти населённых пунктов Войска Донского. У донского казачества было административно-территориальное деление: хутор, станица, округ, войско. По свидетельству адмирала К.Крюйса. городки делились на две части: имевшие зимние жилища (отапливаемые) и летние. Многие исследователи утверждают, что после пятилетнего пребывания в Азове (1637-1642 г.г) донские казаки приступили к широкомасштабному строительству городов с каменными домами. Число каменных и домов на каменном цоколе в пределах одного укреплённого города выросло к концу 17 века от 200 куреней, что соответствовало числу жителей (от 100 по росписи 16 века) до 300, на Донце почти 400 в конце 17 века. Как пример, в России, в 1721 году Царицыну был дан статус города, но самого низшего, 5-го разряда. Этот разряд получали населённые пункты, имеющие 250 дворов. Но это уже шёл 18 век! О семейной жизни донских казаков в русских летописях сообщается довольно скудно. О заключение браков донскими казаками в 17 веке сообщается, что «для лучшей удобности» женский пол увозили (в этнографии это называется «брак-умыкание»), что больше соответствует тюркским традициям, чем славянским. Юридическому акту регистрации семьи соответствовало в то время объявление на Круге (казачий Круг – парламент казачьей республики), а не венчание в церкви, как в крепостной России. Вот как об этом пишет Е.Котельников: «Доставши девушку, наречённый жених с невестой, вступя на сбор в станичный курень, помолясь Богу, кланяются на четыре стороны и друг другу, говорят: «Ты… Настасья, будь мне жена!». Невеста, поклонившись ему в ноги, отвечает: «А ты… Гаврила. Будь мне муж!». Поссорившись и не желая жить вместе, поступают так же, объявляя, что они больше не муж и жена. «Отказную тут же может взять другой, прикрывши ее своей полою…». Донские казаки отличались преданностью и неподкупностью. Во время легендарного Азовского осадного сидения донские казаки, обороняя крепость, на предложение турок сдать позиции за большие деньги ответили: «Не дорого нам серебро и злато, дорога нам слава вечная». Другие вины – оскорбление обществу, возмущение, злодейское убийство и междоусобное воровство, наказывали при наличии двух свидетелей, приговором Совета стариков, который являлся мировым судьёй, чаще смертью. Менее виновных сажали в воду, били плетьми под якорем за «продерзости» при станичных куренях), а также сажали в колодку (на ноги надевали деревянные колодки). Основные занятия донских казаков в 16-17 в.в. – «промыслы в ловле зверей и рыбы, а также походы за добычей вне границ… в чём были весьма смелы, отважны, храбры, удачливы и хитры, и тем себя прославили» (А.И.Ригельман). Отправляясь в походы, донские казаки одевались в «ветошь», т.е. в ветхое платье. Г.деБоплан, автор 17 века, так пишет о казаках: «Одежду их составляют две перемены белья, сорочек и шаровар, плохой кафтан и шапка». Сходно описание Бопланом и Ригельманом съестного: «Походные припасы казаков состоят из сухарей, которые сохраняют в длинных бочках… Затем из бочонка варёного пшена и другого с жидким тестом, которое они едят в виде лакомства, смешивая с пшеном; это кушанье служит в одно время и пищей, и питьём; оно кисловатого вкуса и называется саламаха, т.е. лакомая пища» (Г.Боплан). Ригельман дополняет «меню» сухой и провесной рыбой и свиным салом. Оба свидетельствуют об отсутствии каких-либо крепких напитков (вина или другие) и соблюдении трезвости в походе. Хотя и утверждают, что в это время донские казаки уже выращивали виноград и производили вина. А.И. Соболевский оценивает грамотность донских казаков на уровне развитых западноевропейских стран, в то время, когда крепостное крестьянство России было поголовно безграмотным. Военные занятия донских казаков требовали и знаний, и смекалки, и практических навыков. Они были искусны в добывании селитры для взрывчатки, умели точно рассчитывать выход подкопа. В морских походах приходилось ориентироваться по звёздам. В.Н.Королёв, изучающий морскую историю донского казачества, указывает на использование мореходных инструментов (компаса, подзорной трубы, упоминаемых в старинных песнях), карт. У Г. де Боплана говорится о часах, которые в походе имел каждый казак. В качестве трофеев захватывались не только ткани, золото, серебро, драгоценности, но компасы, песочные часы, карты и чертежи. Это свидетельствует о том, что всем этим донские казаки умели пользоваться. Часто и подолгу находясь в походах, они обладали обширными практическими знаниями географии, хорошо ориентировались и в море, и на суше.

Обучали письму и грамоте донских казаков, как правило, лица духовного сана, но уже были и свои светские учителя. Центрами распространения книжной культуры являлись монастыри, а книги, в большинстве своём, на Дону были рукописными. О знакомстве с переводной средневековой литературой свидетельствуют многие эпические песни, сложенные, по мнению учёных, на рубеже 16-17 столетий. Среди них: «В Вавилоне было в славном городе», бытовавшая на Дону ещё в начале 16 века и сохранившаяся у казаков-некрасовцев (вынужденных покинуть Дон в начале 18 века), былинная песня об Александре Македонском и, в последствии, в конце 17 века даже спектакль о этом военачальнике (театр в Войске Донском зародился почти на 100 лет раньше, чем в России). Их прототипами стали известные литературные памятники – «Сказание о Вавилонском царстве» и «Александрия Сербская». Казаки-некрасовцы унесли с собой на чужбину и пародийную «Повесть о Бражнике», известную ещё с начала 16 века.В первой половине 17 века появляются оригинальные литературные произведения - «Казацкие повести». В 1623 году в Сибири литератором, донским казаком, составлены «Написания» о походе Ермака и покорении им Сибири, в 1642-м – знаменитая «Повесть об Азовском осадном сидении». Заметны следы казачьей переработки и в популярном сюжете, пришедшем с Востока, - «Повести о Еруслане Лазаревиче».Авторство «Повести об Азовском осадном сидении» приписывается одному из участников, донскому казаку Фёдору Ивановичу Порошину, написавшему её в январе 1642 года.Автор «Повести …» обнаруживает знакомство с литературой Древней Руси и библейскими текстами («… и солнце в тот день померкло и в кровь окрасилось», «как есть наступила тьма кромешная»). Многочисленные параллели возникают в двух упомянутых повестях и с песнями донских казаков. В начале 17 века (1619-1620 г.г.) впервые для английского путешественника Р. Джемса донские казаки сделали записи воинских песен. Так уже в начале 17 века донское казачество заявило Европе, что у него есть своя культура, наука, традиции, обычаи, народные промыслы, танцы, песни, поэзия и литература. 3. Элементы новой культуры. В XVII в. в истории России завершается период Средневековья. В XVI в. русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Подошла к концу история средневековой культуры, и сформировались зачатки новой, главной особенностью которой было процесс «обмирщения». В 1653—1656 гг. патриархом Никоном была проведена реформа, которая в конечном итоге привела к расколу церкви и появлению старообрядчества. В XVII в. русская культура сделала большой шаг в своем развитии, появились новые направления: реалистическая бытовая и историческая повесть, стихотворный, драматический исторический и сатирический жанры в литературе; переход от церковных канонов к нарядности и декоративности стиля московского барокко в зодчестве; приближение изображения к оригиналу в живописи, появление парсунной живописи; проникновение светских мотивов в музыку и появление нового вида искусства — придворного и школьного театра. В это время активно развивается светская литература. Житийный жанр трансформируется в повесть-житие, так называемую биографическую повесть («Житие протопопа Аввакума» и другие произведения). Происходит значительный рост грамотности служилых и посадских людей, провинциальных дворян. Все это приводит к развитию бытовой повести, в которой внимание авторов сосредоточено прежде всего на повседневной жизни героев. В связи с этим появляются первые попытки нарисовать психологический портрет героя. К подобным произведениям можно отнести «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне» и некоторые др. Активно развивается сатира. Очень тесно сатирическая повесть была связана с фольклорными традициями. В этот же период возникает русская поэзия, родоначальником которой был С. Полоцкий. Появляются и развиваются театр и театральная драматургия. Первые театральные представления состоялись в 1672 г. в придворном театре царя Алексея Михайловича. Пьесы ставились в основном на библейские и античные сюжеты.К этому же времени относится возникновение в России балета. В 1687 г. в Москве открыли первый университет — Славяно-греко-римскую академию. Здесь готовили будущих, служителей церкви и государственных чиновников. Причем дети, обучавшиеся там, были из разных социальных слоев (от сыновей конюхов и до князей). В этот же период получила широкое развитие практическая сторона научных знаний. Высоких для того времени достижений добились ученые-математики. В связи с развитием медицины возникают переводные лечебники и травники. В Москве появился ряд мастеров, занимающихся созданием лекарств. Это стало возможное расширением знаний по ботанике, фармакологии и химии. Возникает интерес к биологии. В это же время начинают появляться сведения по агротехнике, животноводству и земледелию («Сокровище известных тайн економии земской»). Заметен интерес к таким наукам, как зоология и анатомия. Активно развивается в это время и география, причем огромный вклад в нее внесла переводная литература. В конце XVII в. в архитектуре зародился новый стиль «московское барокко», или «нарышкинский стиль». Его основными отличиями можно назвать: симметрию, равновесие масс, центричность, ярусность. В живописи в этот период существовало два художественных направления: «годуновская школа», целью которой было сохранить традиции прошлого путем оживления угасающего духа великого искусства (иконы «Достойно есть», «Симеон Столпник»); целью другого направления, «строгановской школы», было оживить работы, усилив в них эстетическое начало (Чирин «Избранные святые», «Никита воин»). Вторая половина XVII в. ознаменована появлением произведений синтезированного характера (иконы «Сретение иконы Владимирской Богоматери», «Князь Георгий» и др.). Огромного развития достиг светский стиль живописи — парсуна, где внимание художника прежде всего приковано к внутреннему миру портретируемого, образ поэтизируется, используется тонкий колорит. Устное народное творчество. Грамотность и письменность Появляются первые сборники пословиц, многие из которых дожили до нашего времени. Широко распространены легенды, песни, сказания. Одним из любимых героев их становится Степан Разин, который наделяется богатырскими чертами и оказывается в одном кругу с былинными героями. Большее распространение получают рукописные книги, особенно сборники, в которых содержались различные материалы. С 1621 г. для царя стали изготавливаться рукописные «Куранты» - своеобразные газеты. Возрастание письменного делопроизводства привело к окончательной победе скорописи и новым попыткам организации производства бумаги в России. Наряду с рукописными книгами все более распространялись печатные. Активно работал Печатный двор, который выпускал и учебную литературу (например, «Грамматика» МелетияСмотрицкого). Общественно-политическая мысль и исторические знания, литература Одним из основных памятников общественно-политической мысли и литературы оставались попрежнему летописи. Еще несколько десятилетий назад считалось, что в этот период летописный жанр вырождается. Однако научные разыскания 1940-1990-х гг. позволяют говорить о весьма интенсивном развитии как официального, так и частного летописания в ту эпоху, даже о его расцвете в последней четверти «бунташного» столетия (Я.Г. Солодкин). В это время были созданы патриаршие своды, Бельский, Мазуринский летописцы, своды 1652,1686 гг. и многие, многие другие памятники летописания. Наряду собщерусскими появляются провинциальные, местные, фамильные и даже семейные летописные сочинения. В период Смуты появляются и другие подобного рода произведения. Но важно отметить, что события Смуты продолжали осмысливать и после нее. В 1620-е гг. дьяк Иван Тимофеев написал известный «Временник». В нем он осуждает Ивана Грозного за преследования боярской знати и опричнину. Для сочинения характерно резко отрицательное отношение к «деспоту» Годунову и к Василию Шуйскому, который также не имел законных прав на престол. Тимофеев осуждал и «безумное всего мира молчание» - непротивление знати Годунову.В центре внимания писателей того времени все больше оказывались вопросы экономической жизни, политические проблемы. Одним из наиболее интересных памятников общественно-политической мысли второй половины века были сочинения Юрия Крижанича, хорвата по происхождению, который занимался в России исправлением богослужебных книг. Его заподозрили в деятельности в пользу католической церкви и сослали в Тобольск, где он прожил 15 лет, после чего вернулся в Москву, а затем уехал за границу. В сочинении «Думы политичны» («Политика») он нарисовал картину широких преобразований в России. Новым явлением в литературе было распространение силлабического стихосложения, которое в свою очередь связано с барокко в русской литературе. Это, прежде всего, деятельность белорусского ученого и просветителя Симеона Полоцкого (С.Е. Петровского-Ситниановича), которого пригласили в Москву для обучения царских детей. Его произведения отличаются орнаментальностью, пышностью, отражая идею «пестроты» мира, переменчивость бытия. В 1678-1679 гг. появились два сборника его стихотворений - «Ветроград многоцветный» и «Рифмологион». Первое произведение - своего рода энциклопедия, в которой содержатся данные, почерпнутые из различных областей знания: истории, зоологии, ботаники, географии, минералогии и т.д. При этом достоверные сведения перемежаются мифологизированными представлениями автора.

5. Общественная мысль. Важное значение в развитии политической мысли в России имеет «Уложение 1649 года», принятое в царствование Алексея Михайловича - второго самодержца из династии Романовых. Во-первых, оно юридически закрепило крепостное право, превратив крестьян в рабов. Уложение 1649 года укрепило союз монарха и среднего служилого дворянства, которое явилось основой нарождающегося абсолютизма. Во-вторых, был нанесен сильный удар по политической и экономической мощи церкви, поскольку «Уложение» освобождало государство от контроля церкви в том смысле и в том объеме, в каком он существовал ранее. Уложение 1649 года направлялось и против верхушки, и против низов общества. В нем с политико-этической точки зрения обосновывался новый порядок тем, что крепостные крестьяне должны служить дворянам, дворяне - царю, царь - Русской земле. Одновременно с этим происходит становление бюрократического государства, создается система приказов как органов публичной власти. На рубеже XVII и XVIII веков русское феодальное государство окончательно оформляется как абсолютная монархия. Реформы Петра I завершили ликвидацию старофеодальных учреждений, положили начало преодолению промышленной, военной и культурной отсталости страны. Крутая ломка ряда вековых устоев, перестройка традиционных отношений, резкий поворот в духовной жизни родили и новые общественно-политические воззрения. Новым стало то, что они находили свое выражение в законодательных актах абсолютистского государства, в бесчисленных указах, регламентах, уставах, манифестах, многие из которых были написаны самим Петром или отредактированы им же. Главными идеями этих законоположений были забота государя об общем благе людей, трактовка власти государя как надзаконной и неограниченной. Более глубокое теоретическое обоснование эти идеи получили в трудах Ф.Прокоповича и В.Татищева. По Прокоповичу, происхождению государства предшествует естественное состояние, в котором люди страшнее хищников и способны по любому поводу убивать себе подобных. Поэтому люди вынуждены сначала образовать «гражданский союз», а потом соглашаются и на верховную власть. Он резко критикует аристократию и демократию, выступает за неограниченную монархию. Согласно его взглядам, подданные должны «без прекословия и роптания все от самодержца повелеваемое творить». В.Н.Татищев, как и другие представители естественного права, различает естественные и гражданские (положительные) законы. Если естественные законы определяют, что «право и не право», то политика судит о том, что полезно, а что вредно. Естественное право рассуждает об отдельном человеке, а политика - об обществе в целом. «По естеству», рассуждает В.Татищев, человек является существом вольным, но «нерассудное своевольство вредительство есть». Для пользы человека необходимо на него наложить «узду неволи». Татищев различает «узду по природе» (необходимость подчинения родителям), «узду по своей воле» (по договору - неволя слуги, холопа), «узду по принуждению» (когда кто пленен и в рабстве содержан будет). Теоретическим камнем преткновения для Татищева явилось крепостное право. Рабство и невольничество (третий вид узды) он признавал противоестественным, противоречащим природе человека, а укрепление крепостного права считал ошибкой Б.Годунова. Но осудив крепостное право в теории, истории и отчасти на практике, Татищев выдвинул против его отмены ряд доводов: 1) это породило бы «смятение, коварство, распри и обиды» и потому опасно, «дабы большего вреда не принести»; 2) без опеки и руководства просвещенного и мудрого помещика ленивый и невежественный мужик неизбежно погибнет: «была бы ему воля гибелью». Политико-правовые учения Прокоповича и Татищева, несмотря на их дворянскую направленность, имели для своего времени позитивное значение. Они отстаивали прогрессивные преобразования Петра Великого, выступали против реакционных феодалов. Политические воззрения В.Татищева почти полностью освободились от религиозного элемента, стали светскими. Существенное значение для дальнейшего развития политической мысли в России имели просветительские и либеральные идеи, дворянский и буржуазный либерализм. Для их зарождения созрели объективные предпосылки. Развитие промышленности, ремесел и торговли, ускоренное реформами Петра I, привело к значительному относительному росту сословия промышленников и купцов, складывавшегося в буржуазию. Одним из первых идеологов русской буржуазии был Т. Т. Посошков (1665-1726 гг.). Он занимался сам предпринимательством и торговлей, написал несколько произведений, в том числе «Книгу о скудости и богатстве» (1724 г.). В ней он изложил программу действий абсолютизма, какой ее хотело видеть купечество. Посошков был сторонником тотальной государственной регламентации производства, труда, многих сторон быта ради одной цели - увеличении общественного богатства. Посошков предлагал четко определить права каждого сословия и его обязанности перед го


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow