Гос экзамен сов ист Каз (75 впрс)

1.Определение истории. Предмет, цель и задачи изучения Современной истории Казахстана.

Предметом изучения истории Казахстана являются закономерности политического и социально-экономического развития государства и общества на территории нашей республики. История Казахстана рассматривает процессы возникновения, развития человеческого общества, социально-классовых отношений, расцвет и разложение государственных образований и государств, социальной жизни и экономических отношений, взаимоотношения с соседними народами и странами, национально-освободительную борьбу, вклад в мировую цивилизацию племен и народов казахской степи.

Функции курса истории Казахстана.

1. Познавательная (интеллектуально-развивающая функция) - познание исторического процесса, как отрасли научного знания; теоретическое обобщение исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития истории.

2. Практическо-политическая функция - история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера.

3. Мировоззренческая функция - история в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Она помогает лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Историю нельзя модернизировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы.

4. Воспитательная функция - знание истории формирует гражданские качества, как патриотизм и интернационализм; позволяет познать моральные и нравственные качества и ценности человечества в их развитии; понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро.

Цели и задачи курса «История Казахстана»

Курс истории Казахстана является самостоятельной дисциплиной в цикле социально-гуманитарных предметов и введен в учебные планы всех специальностей высших и средних учебных заведений.

Целью данного курса истории Казахстана является изучение народов, населявших его территорию с древнейших времен, государств, существовавших в течение многих тысячелетий, культурных ценностей и традиций, переосмысление ключевых проблем истории народа. Вся историческая Исходя из этого, определены следующие конкретные задачи при изучении курса:

· познание объективной картины прошлого нашей Родины;

· уяснение роли кочевой цивилизации в истории человечества;

· знание истории этносов, населяющих Казахстан;

· знание путей формирования и становления государственности Республики Казахстан;

· знание особенностей современного этапа политического развития Республики Казахстан;

· умение анализировать источниковедческий материал;

· умение критически осмысливать основные события и процессы;

· умение оперировать историческими понятиями;

· овладение методикой составления конспектов, приобретение навыков самостоятельной работы;

 

2. Формирование первой плеяды национальной интеллигенции в начале ХХ века (до 1917 года). До недавнего времени в отечественной исторической науке начало формирования казахской интеллигенции традиционно восходило к именам Чокана Валиханова, Ыбрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. Однако, как справедливо отмечает Х.М.Абжанов, истоки формирования национальной интеллигенции следует искать в более ранний период, начиная с процесса этногенеза казахов [1].

Образование казахского народа, формирование его этнической территории, языка, самобытной культуры и мировоззрения и философии тесно связано с именами таких выдающихся мыслителей и государтвенных деятелей, как аль-Фараби, Кожа Ахмед Яссауи, султаны Жанибек и Керей, ханы Касым, Хак Назар, Есим, Тауекель, Тауке, Абылай и многие другие.

К выдающимся представителям казахской интеллигенции можно отнести казахских биев: Толе, Казыбека, Айтеке и других, которые в тяжелые времена защищали свою землю и народ от врагов, заботились о единстве и сплоченности страны, призывали к человечности, справедливости, к сохранению и соблюдению обычаев предков, к защите чести и достоинства.

В условиях дальнейшего развития госудаственности значительно возвышалась роль жырау, выступавших одновременно как поэты-импровизаторы, как главные идеологи ханства, соратники и советники хана, воины-предводители племени. Крупнейшими представителями поэзии жырау были Казтуган, Асан-Кайгы (XVв.), Шалкииз Тленшиулы, Доспамбет-жырау (XVIв.), Жиембет-жырау, Маргаска, Актамберды (XVIIв.), Таттикара, Умбетей, Бухар-жырау Калкаманулы (XVIIIв.).

Сохранившиеся письменные источники и произведения устного народного творчества, в которых отражены крылатые слова и выражения, произведения степной элиты – ханов и султанов, а также биев, батыров, военачальников, кюйши, жырау, сал-сере отражают злободневные проблемы, которые волновали выдающихся деятелей казахского общества.

Начало XX века для казахского общества ознаменовалось активизацией деятельности национальной интеллигенции.

Турар Рыскулов, известный государственный и партийный деятель Казахстана, выделил признаки размежевания интеллигенции: «До революции 1905 года среди казахского населения можно было отличить два вида интеллигенции. Одни – интеллигенты, персонально выдвинувшиеся из остальной среды в разное время, вроде Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина…немногочисленные, получившие русское образование и связанные с русской интеллигенцией, которые стремились при содействии русской власти приобщить казахов к европейской культуре. Другие - получившие воспитание в татарских, башкирских и других мусульманских школах, стремящиеся путем распространения культуры Востока просветить казахский народ» [2].

Важную роль в формировании общественного сознания и объединении интеллигенции в начале XX века сыграл расцвет казахской периодической печати. Если существовало всего два издания «Туркicтан уалаятының газетi», «Дала уалаятының газетi», то после революции 1905-1907 гг. в казахском крае появляется целый ряд новых газет и журналов. В 1907 г. в Петербурге группой казахской интеллигенции стала издаваться газета «Серке», редактором которой был Абдурашид Ибрагимулы. В марте того же года в Троицке вышла «Казақ газетi». В 1911 г. в г. Троицке в свет выходит первый номер журнала «Айкап». Редактором и идейным вдохновителем журнала стал Мухамеджан Сералин, видный казахский поэт и общественный деятель. В 1911 г. Уральске под редакцией Сагинкерея Букеева стала издаваться газета «Казахстан», в которой, кроме политических статей, публиковались исследования по народной литературе казахов и ногайцев.

 

3. Демократизация общественной жизни в начале ХХ века: кружки и политические партии. Весной и летом 1917 года в Казахстане возникли рабочие, революционно-демократические молодежные организации, политические партии. 21-28 июля 1917г в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд. На нем было рассмотрено 14 вопросов: форма государственного управления; автономия в казахских областях; земельный вопрос; народная милиция; земство; просвещение; суд; религия; женский вопрос; подготовка в учредительное собрание депутатов из казахских областей; Всероссийский мусульманский съезд «Щура-и-Ислами»; казахская политическая партия; о положении в Семиреченекои области; о посылке из казахов на съезд федералистов всей России, а также в учебную комиссию. По всем вопросам были приняты конструктивные резолюции национально-демократического содержания. На этом съезде было решено создать Казахскую национальную партию «Алаш». Программа «Алаш» была составлена А. Букейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, И. Гумаровым, Т. Жаждибаевым, А. Бирмекановым. Она состояла из десяти параграфов и была опубликована в газете «Казах» 21 ноября 1917 года. В программе партии говорилось о том, что Россия должна стать демократической, федеративной республикой. Субъекты федерации «автономны и управляются сами собой на одинаковых правах и интересах». Государственное устройство России должно включать Учредительное собрание, Государственную думу, Президента, Совет министров. Выборы органов государственной власти должны быть прямыми, равными, тайными. Автономия казахов на принципах равенства с другими народами федерации. Провозглашались демократические ценности: равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Религия должна быть отделена от государства. Все народы равны перед судом, суд каждого народа должен быть сообразен обычаям. Партия «Алаш» ставила задачи создания войск для защиты народа; социального партнерства, поддержки неимущих слоев населения; развития народного образования; решения аграрного вопроса. Все это предполагалось сделать на основе демократических, гуманных принципов. Печатным органом партии стала газета «Казах», выходившая в Оренбурге до января 1918 года, затем ее сменила газета «Сары-Арка», также издавался журнал «Абай». Лидером партии был А. Букейханов, в неё входили представители научной и творческой интеллигенции: А. Байтурсынов, М. Тынышпаев, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев, С. Торайгыров, X. Габбасов, Ж. и X. Досмухамедовы и другие. Осень 1917 г. - партия «Уш-Жуз», Казахская социалистическая партия. В газете «Революционная мысль» (Омск) 17 ноября 1917 года сообщалось: «Группа киргиз, не удовлетворенных программой национальной киргизской партии «Алаш», организованной известным кадетом Букейхановым, организовала особую социалистическую партию «Уш-Жуз», цель партии — объединение тюрко-татарского племени в России и требование федеративного устройства Российской Республики». Председателем ЦК партии был Мукам Айтпенов, затем стал Кольбай Тогусов. Печатным органом была газета «Уш-Жуз». Партия «Уш-Жуз» была политическим объединением мелкобуржуазных демократов. По мере поляризации политических сил в Казахстане «Уш-Жуз» все более и более стала смыкаться с большевиками и противопоставляла себя партии «Алаш», выступила против создания «Алаш-Орды». Во время гражданской войны в марте 1919 года был казнен, как советский деятель К. Тогусов, также были арестованы и казнены другие лидеры «Уш-Жуз», Партия прекратила свое существование.

 

4. Участие представителей казахской элиты в работе Государственных Дум России. О заметном подъеме политического сознания казахов свидетельствует участие лидеров казахской интеллигенции в работе Государственной Думы. После упразднения Петром I земских соборов Россия почти 200 лет не имела общегосударственного представительного учреждения. В августе 1905 года царь Николай II под напором революционных сил России издал манифест о создании Государственной Думы как законосовещательного и представительного органа империи.

Но некоторые народы Российской империи, в том числе Средней Азии и Казахстана, лишились избирательного права. Местным властям в самом начале избирательной кампании была дана особая инструкция о категорическом недопущении казахов к выборам как «кочевых и бродячих инородцев». Это вызвало взрыв недовольства и негодования среди казахов. Коренное население края требовало допуска их представителей в Государственную Думу России. Мощная волна протеста, прокатившаяся по всем регионам края, заставила царское правительство пойти на некоторые уступки. Казахи были все же допущены на выборы.

В 1906 году I Государственную Думу от казахов представляли: от Тургайской области - Ахмет Беремжанов, Уфимской губернии - Салимгерей Жанторе, Акмолинской области - Шаймерден Косшегулулы, Семипалатинской области - Алихан Бокейханов и другие. Все они были образованными людьми и пользовались уважением среди народа. Но депутаты I Государственной Думы России заседали всего лишь 73 дня. Недовольный их инициативами Николай II издал указ о роспуске Думы и назначении новых выборов.

В 1907 году в состав II Государственной Думы России вошли: от Акмолинской области Шаймерден Косшегулулы, Тургайской – Ахмет Беремжанов, Семипалатинской — Темир-гали Нурекенов, Семиреченской — Мухамед-жан Тынышпаев, Уральской — Бахытжан Каратаев и др. Эта Дума заседала тоже недолго: всего лишь 104 дня.

Во II Государственной Думе депутаты от казахского населения примыкали к кадетам и входили в мусульманскую фракцию. Совместно с другими представителями национальных окраин России казахские депутаты добивались прекращения переселения крестьян в Казахстан. Так, выступая на заседании II Государственной Думы, Б. Каратаев сделал доклад о негативном влиянии переселенческой политики на жизнь казахов. В своем пламенном выступлении он подчеркивал: «Вы должны понять, сегодня для высвобождения участков для крестьян-переселен-цев киргизов изгоняют не только с исконных земель, но и из собственных жилищ».

Были и случаи коллективного обращения казахских депутатов в защиту прав своего народа. Так, в своем заявлении депутаты Государственной Думы второго созыва Каратаев, Беремжанов, Нурекенов и Косшегулулы в марте 1907 года были вынуждены констатировать: «У всех кочевников скотоводство составляет единственный источник благосостояния, и кочевание не есть приятная и праздная прогулка киргиз по безбрежным степям Азии, а есть тяжелый труд, вызываемый своеобразным капризом природы, в единственных целях поддержки существования».

Другой депутат Шаймерден Косшегулулы одним из первых был выбран в I и II Государственные Думы от Акмолинской области. Он был весьма почитаем среди своих земляков. Был истинным патриотом казахской земли, ярым защитником мусульманства в крае. Он являлся сподвижником видного религиозного деятеля Науана Хазрета. Несмотря на свою популярность в народе, он не был зарегистрирован депутатом из-за незнания им русского языка. Царское правительство проводило политику дискриминации казахов по языковому принципу. На самом же деле царизм опасался радикальных взглядов дважды избранного депутата-акмолинца. Впоследствии за ним была установлена слежка и со стороны региональных властей. Он подвергался неоднократным гонениям со стороны полиции. Он был не только религиозным деятелем, но и одним из дальновидных политиков своего времени. Он посетил Турцию, где встречался с государственными и религиозными деятелями этой страны по вопросу будущего казахского народа.

 

5. Первая русская революция 1905-1907 гг. и ее влияние на общественную жизнь казахов. Каркаралинская петиция (1905 г.) Основная причина революции 1905-1907 гг. на территории Казахстана - аграрная политика царизма. В начале XX в. активно проводимая царизмом политика массового переселения крестьян в Казахстан достигла своего апогея. В результате колониальной аграрной политики царизма в 1853-1905 гг. у казахов было отобрано 4 млн. десятин земли. В 1906-1907 гг., в результате массового переселения крестьян из центральных губерний России, площадь отобранной у казахов земли достигла 17 млн. десятин. Выступление казахских шаруа в годы революции 1905-1907 гг. было проявлением протеста против массового изъятия земель.

Поводом к началу революционного движения в Казахстане, как и в других национальных окраинах России в 1905 г. послужило «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. В Казахстане началась революционная деятельность таких известных личностей, как М.Фрунзе и В.Куйбышев. Один из первых марксистских кружков в Казахстане был образован в 1902 г. в городе Оренбурге.

Одним из организаторов антиправительственного митинга в Каркаралинске в 1905 г. был М.Дулатов. В октябре 1905 года прошла массовая политическая стачка в главном административно-политическом центре Западного Казахстана, в Оренбурге. В ноябре 1905 г. протест против антинародных действий царских властей выразили солдаты гарнизона города Жаркента. Царский «Манифест» от 17 октября 1905 года казахская национально-демократическая интеллигенция подвергла критике.

В 1905 году четкие политические требования предъявили участники забастовки почтово-тслеграфных служащих города Семипалатинска. Для подавления забастовки губернатор Семипалатинской области вызвал военную колонну.

В годы Первой русской революции (1905-1907 гг.) самым крупным интернациональным выступлением рабочих в Казахстане была забастовка на Успенском руднике. Выступлением рабочих на руднике руководил забастовочный комитет - «Русско-киргизский союз против капитала».

Эта забастовка была самым крупным выступлением рабочих, направленным против иностранных капиталистов. Основные требования забастовщиков на Успенском руднике носили социально-экономический характер. характер. Требования самого крупного интернационального выступления рабочих 1905-1907 гг. на Успенском руднике были частично удовлетворены.

В январе 1906 г. министр внутренних дел распорядился применить силу для подавления в Казахстане крестьянских выступлений.

Во вторую Государственную Думу от кочевого населения Акмолинской области был избран Ш.Косшыгулов, от Семиреченских казахов был избран М.Тынышпаев.

Основные причины поражения революции 1905-1907 гг. в Казахстане:

- малочисленность рабочего класса;

- народные массы не поддержали главных организаторов революционных событий - большевиков.

Возникновение движения Алаш.

В начале ХХ века в период национально-освободительной борьбы казахского народа возникло движение «Алаш». Его главной целью было создание независимого Казахского государства. Первая мировая война и произошедшие в 1917 году Февральская и Октябрьская революции в России активизировали деятельность казахской национальной интеллигенции по защите прав коренного населения. Первые шаги по созданию казахской национальной партии были предприняты в период первой русской революции. Еще в конце 1905 года в г. Уральске был созван «делегатский съезд» представителей пяти областей Казахстана, на котором было принято предварительное решение о создании казахской национальной партии, на базе которой позже возникла партия «Алаш». После Октябрьской революции жизнь народа ухудшилась, политические силы были разрознены. В этих условиях лидеры казахского либерально-демократического движения, учитывая быстро меняющуюся революционную ситуацию и прямо противоположные друг другу цели политических сил, приняли решение ускорить проведение обще-казахского съезда.

В июле 1917 г. в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд. Главным решением съезда было: отстаивать право казахов на территориально-национальную автономию в составе «демократической, парламентской и федеративной Российской республики». Знаменательной вехой на съезде было то, что на съезде был решен вопрос об образовании партии «Алаш». Руководителями национально-освободительного движения были А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Тынышпаев, М.Дулатов, Ж.Акбаев, Х.Габбассов, Р.Марсеков, А.Турлыбаев и многие другие. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: