История и культура казахов в трудах Шакарим Кудайбердиева, Машхур Жусуп Копеева, М.Дулатова, М.Тынышпаева, С.Асфендиярова и др.)

Шакарим Кудайбердыулы (1858-1931), племянник Абая Кунанбаева, был религиозным философом, пытавшимся в трактате Мусылман-шылдык, шарттары (Оренбург, 1911) обосновать догматы ислама при помощи логического метода, В этом же году он опубликовал одну из первых работ по истории казахов — Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Шакарим был автором большого числа стихотворений, поэм и прозаических произведений. Он перевел в стихотворной форме Дубровского Пушкина, своими учителями считал Байрона, Пушкина, Лермонтова, Хафиза, Навои, Канта, Шопенгауэра.

7. Казахская печать начала ХХ в. (журнал «Айкап», газета «Казах» и др.).

   
  АЙКАП Становление неофициальной казахской периодической печати неразрывно связано с общим освободительным движением начала ХХ века. Она зародилась лишь благодаря революции 1905-1907 годов. Процесс рождения этих изданий был довольно драматичным. Сагымбай Козыбаев, заведующий кафедрой истории и теории массовой коммуникации КазНУ имени аль-Фараби, доктор исторических наук, профессор, президент Академии журналистики Казахстана: - Неслучайно в названии журнала “Айкап” звучит сожаление, что подобного издания нет, и в то же время надежда на его появление! (Прямого однозначного перевода слова на русский язык нет.) Прошло несколько лет прежде, чем появилось детище прогрессивной интеллигенции Казахстана - журнал “Айкап”. 28 марта 1907 года по инициативе депутата I и II Государственной думы Шаймердена Косшыгулова (редактор Миржакип Дулатов) в Петербурге вышел первый номер газеты “Серке”. По свидетельству самого Косшыгулова, крупного общественного деятеля, было издано всего 3-4 номера. В 1907 году Шаймерден Косшыгулов оказывал финансовую поддержку газете “Серке”, которая издавалась в Санкт-Петербурге. Занимался просветительством, религией, обучал детей. Однако цензура признала газету неблагонадежной, и она была закрыта. В марте 1907 года в Троицке вышел первый номер “Казак газетi”, ставший одновременно и последним. Автором передовицы “Наши цели” арестованного второго номера был М. Дулатов. В том же году не увенчалась успехом и попытка казахской молодежи наладить издание газеты “Дала” (“Степь”) в городе Томске. Стремление демократической общественности казахского общества по созданию печатного национального органа набирало силу. В городе Уральске на казахском и русском языках 16 марта в 1911 году вышла газета “Казахстан” малого фронта. Всего за 1911-1913 годы (январь-февраль) вышло 16 номеров. Редактором был Елеусин Буйрин. Благородной целью газета считала “обучение предпринимательству и науке”. Издание прогрессивно-демократического толка призывало соотечественников к освоению передовой русской культуры. Газета информировала читателей о новинках книгоиздания, давала советы по прогрессивному ведению хозяйства. С сентября по декабрь 1913 года в Петропавловске выходила газета “Ешiм даласы”. Но подобные региональные издания с ограниченными тиражами не могли удовлетворить растущие запросы различных слоев огромного региона. Создание периодической печати общенационального масштаба по-прежнему оставалось общенациональной проблемой, пока не появился журнал “Айкап”.
 

В конце 1910 года после долгих усилий Мухамеджану Сералину удалось получить разрешение на издание журнала. “Киргизу Кустанайского уезда Чубарской волости аула № 5 М. Сералину, - говорилось в документе, - выдано разрешение на издание в г. Троицке под его ответственность ежемесячного журнала “Эй-кафь” по следующей программе: передовые статьи, заграничные вести, вопросы мусульманской жизни, хроника, фельетоны и стихотворения, библиография и научные статьи, смесь и письма в редакцию”. Многолетняя заветная мечта прогрессивной демократической интеллигенции сбылась: 10 января 1911 года в Троицке вышел первый номер первого в истории казахского национального журнала “Айкап”. Именно ему, а позже и газете “Казах”, вышедшей 2 февраля 1913 года в Оренбурге, было суждено стать общенациональными органами.
Мухамеджан Сералин (1872-1929) - организатор и издатель, идейный руководитель и редактор, ранее занимался педагогической и журналистской деятельностью, был известным к тому времени поэтом, литератором, общественным деятелем.
Он первый, кто наладил издание национального журнала демократического направления в Казахстане. Журнал “Айкап” стал окном в просвещенный мир”. М.Сералину после казахского набата “Оян, казак!” М. Дулатова удалось на деле консолидировать демократическую интеллигенцию, либерально-революционно настроенную студенческую молодежь, сконцентрировать их внимание и силы на решении общенациональных проблем. “Айкап” будировал казахское общество после реакции царизма. Газета “Казах”, продолжая лучшие традиции журнала “Айкап”, поднялась на новую высоту.
Ведущими идеологами журнала наряду с М. Сералиным стали Бакытжан Каратаев, Жанша Сейдалин, Султанмахмут Торайгыров. Вокруг “Айкапа” сплотились представители разночинной казахской демократической интеллигенции, талантливой студенческой молодежи.
На страницах журнала было представлено творчество выдающихся деятелей казахской культуры, литературы С. Сейфуллина, Шакарима Кудайбердиева, Б. Майлина, С. Донентаева, С. Торайгырова, М. Жумабаева.
Журнал “Айкап” выходил с января 1911 года по сентябрь 1915 года сначала один, а затем два раза в месяц. Всего вышло 88 номеров, тираж доходил до 1000 экземпляров.
Как свидетельствует рубрика “События” (“Уакигалар”), информация поступала отовсюду: из Ташкента, Верного, Чимкента, Аулие-Аты, Уральска, Кустаная, Тургая, Актюбинска, Мангыстау, Букеевской Орды, Омска, Капала, Семипалатинска, Аягуза, отовсюду... Интересно, что в передовице, озаглавленной “Что нам делать?” (“Бiзге не iстеу керек?”), “Айкап” так определял свою программу - переходить к оседлости, возводить города (речь идет об аулах деревенского типа), не отрываться от земли, открывать школы и медресе, стать образованными и культурными... Взять религиозные дела в свои руки, избрать своего муфтия. Иметь депутатов с тем, чтобы они могли отстаивать с трибуны Государственной думы народные интересы и донести их до правительства. Иметь постоянное представительство в Петербурге...
Большие финансовые затруднения, значительно обострившиеся в условиях начавшейся Первой мировой империалистической войны, отход некоторой части интеллигенции на сторону газеты “Казах”, завоевавшей к тому времени популярность своей художественной зрелостью, возрождением казахской словесности, стройностью стиля и, самое главное, - постановкой назревших общенациональных проблем, обусловили прекращение выхода в августе 1915 года журнала “Айкап”.

 

“Айкап” по сути заложил вместе с газетой “Казак” основу всей демократической прессы Казахстана.
Таким образом, в начале XX века на далекой окраине империи, какой был Казахстан, казахи стали одним из 24 (помимо русских) народов России, которые имели газеты, журналы и книги на родном языке. Демократическая казахская печать писала о революции, Государственной думе, ее мусульманской фракции, мусульманских съездах, о внешней и внутренней политике империи, в том числе ее колониальной политике. Она отражала интересы пробуждающегося от векового сна народа окраин, строила мечты о его будущем в системе цивилизованного мирового сообщества. Первые казахские просветители во главе с А. Букейхановым и А. Байтурсыновым заронили в сознание своего народа идеи свободы, равенства и братства, справедливости, дух борьбы с тиранией. А впереди - Октябрьская революция, катаклизмы и переломы, определившие сложную судьбу народа на протяжении целого века...
К научной конференции, посвященной 100-летию журнала “Айкап” и газеты “Казахстан”, была подготовлена выставка, на которой широко представлены печатные издания, фотографии, книги, документы, посвященные становлению крупнейших казахских изданий, истории казахстанской журналистики.

     
       
     

ГАЗЕТА «ҚАЗАҚ»

Общенародная газета появилась семь с лишним лет спустя, хотя, как свидетельствуют архивные источники, разрешение на издание казахской газеты под названием «Қазақ» было выдано Ахмету Байтурсынулы еще 9 декабря 1905 года.

Первый номер еженедельной газеты «Қазақ» появился 2 февраля 1913 года в Оренбурге. С 1915 года она стала уже выходить два раза в неделю. И сразу же завоевала широкое признание. Ее выписывали во всех уголках Казахстана, тогда еще Степного и Туркестанского краев, или девяти областях и одной губернии (Астраханская), как об этом писал в № 8 газеты «Қыр баласы» («Сын степей» — псевдоним Алихана Букейхана) в статье, посвященной численности казахов на тот момент.

Газету «Қазақ» выписывали и студенты-казахи, обучавшиеся в вузах России — от Киева до Казани, от Санкт-Петербурга до Томска, о чем свидетельствуют их многочисленные письма, опубликованные на ее страницах. Она стала общенациональным изданием почти пятимиллионного народа и способствовала национальной консолидации казахов.

 

Один из номеров газеты "Қазақ", 1915 год.


Газета «Қазақ» издавалась более пяти лет. Ни одно из предшествовавших изданий не могло сравниться с новой газетой ни по качеству, ни по разнообразию тематики и тем более по тиражу. Если в первый год газета «Қазақ» издавалась тиражом три тысячи экземпляров, то, по сведениям исследователей из Оксфордского университета, позже ее тираж превышал восемь тысяч экземпляров, что больше всех предыдущих изданий вместе взятых.

Если издание газет «Серке» и «Қазақ газеті» или журнала «Айқап» в основном результат стихийной и частной инициативы одного патриота или группы патриотов из числа образованных и состоятельных казахов, то газету «Қазақ» отличал надежный источник финансирования, чему предшествовала основательная подготовка и организационная работа ее основателей.

Газеты «Қазақ газеті», «Қазақстан» и журнал «Айқап» закрывались в основном из-за нехватки средств. О финансовой состоятельности газеты «Қазақ» свидетельствует хотя бы тот факт, что за период существования с февраля 1913 года по март 1918 года ее главный редактор Ахмет Байтурсынулы не раз подвергался различным наказаниям в виде денежных штрафов или ареста, из-под которого освобождался лишь под денежный залог в несколько тысяч царских рублей, на них в тот период можно было основать и издавать еще несколько подобных газет.

ОСНОВАТЕЛИ ГАЗЕТЫ «ҚАЗАҚ»

Как в своем историческом очерке «Казахи» (в оригинале «Киргизы») отмечал Алихан Букейхан, одно из двух политических движений, формировавшихся в казахской среде до Февральской революции 1917 года, «может быть названо национально-религиозным».

Другое политическое движение Алихан Букейхан называл «западническим», оно, по его словам, «видит будущее казахской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова».

Если за предыдущими изданиями стояли представители национально-религиозного движения, то газету «Қазақ» основали и издавали как раз «западники», во главе которых были Алихан Букейхан и его соратники по движению «Алаш» Ахмет Байтурсынулы и Миржакып Дулатулы (Дулатов).

 

Представители казахской интеллигенции, в середине - Миржакып Дулатулы.


По мнению общества исследования Средней Азии Оксфордского университета, «все ведущие казахские лидеры присутствовали среди ее сотрудников, включая М. Жумабайулы, М. Дулатулы, Х. Досмухамедулы, Е. Омарулы, А.-Х. Жундыбайулы, М. Тынышбайулы, и многие другие».

Именно здесь Ахмет Байтурсынулы и другие издавали свои исследовательские работы по истории казахской литературы, фольклору и лингвистике. В целом газета «Қазақ» достигла очень высокого научного уровня, считают ученые Оксфордского университета.

Издавая газету «Қазақ», ее основатели ставили перед собой цели и задачи не только научные, но и политические, которые были перечислены еще в «Каркаралинской петиции» 1905 года.

Одна из важных целей газеты, которая отсутствовала в петиции, — отстоять этническое имя народа. Эта цель была заложена в названии газеты «Қазақ».

Алихан Букейхан в своей серийной статье «Қазақ тарихы» («История казахов»), под псевдонимом «Түрік баласы» (буквально — «Потомок тюрков»), обозначил цель: «Мы должны стремиться к свету, просвещению и сохранить нашу самобытную национальную традицию; мы обязаны на основе прошлой традиции создать [современную] «казакскую культуру» и «казакскую» литературу». И тогда мы сможем сохранить свое настоящее имя, имя «қазақ».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: