Реформы в сфере экономики Казахстана в период становления Независимости (1993-1995 гг.)

После обретения Казахстаном государственной независимости перед республикой встала задача осуществления перехода к рыночной, социально-экономический ориентированной экономике. Однако в начале 90-х годов «политика шла впереди экономики», и это способствовало разрыву экономических связей, во многом искусственных, что привело в первые годы суверенитета к негативной цепной реакции: остановились целые заводы и фабрики, десятки тысяч рабочих и служащих оказались без средств к существованию. Разорились субъекты сельского хозяйства, поскольку они перестали получать дотации и субсидии, в итоге колхозы и совхозы оказались банкротами. Поэтому к 1991 году экономическое положение Казахстана, как и других республик бывшего СССР, сильно ослабло. ВВП снизился на 12 %, нарастал товарный голод, в одночасье опустели прилавки магазинов, не хватало средств на зарплату и пенсии. Производство потребительских товаров стало минимальным, что отражало несоответствие спроса и предложения. Начиналась всеобщая гонка за прибылью только за счет роста цен. Поскольку экономика республики оказалась в условиях товарного дефицита, нараставшей гиперинфляции, руководство республики приняло единственно правильное решение, провозгласив либерализацию цен. Была запущена классическая схема: спрос рождает предложение.

 

Однако ситуация была осложнена тем, что республика все еще находилась в рублевой зоне. Москва проводила бессистемную эмиссию денег, которая усилила негативные тенденции. Перед Казахстаном стояли два пути: либо сужать денежную массу, либо установить строгий государственный контроль над ценами. Второй путь противоречил сути намеченных экономических реформ. Для стабилизации финансовой системы Казахстан пошел на введение национальной валюты. 15 ноября 1993 года республика обрела один из символов политической самостоятельности — валюту — тенге.

 

В этот сложный период молодой республике приходилось одновременно решать две взаимосвязанные проблемы: нужно было не только преодолеть кризис, но и делать шаги по строительству самостоятельной рыночной экономической системы. Для этого необходимо было провести политику разгосударствления, то есть ввести институт частной собственности. Государство пошло на поэтапную масштабную приватизацию.

 

В Казахстане приватизация и реструктуризация форм собственности началась в конце 1991 года и протекала достаточно сложно и противоречиво. Государство начало с малой приватизации. Разгосударствление проводилось в четыре этапа. На первом этапе (1991—1992 гг.) проводилось достаточно широкомасштабное преобразование малых и средних государственных предприятий в коллективные и арендные предприятия. В ходе первого этапа (1991—1992 гг.) было приватизировано около 5 000 объектов, в числе которых более 470 совхозов, переданных в коллективную собственность, которые тем не менее не решали задач коренной реструктуризации форм собственности.

 

Второй этап проводился на основе «Национальной программы разгосударствления и приватизации государственной собственности в РК на 1993—1995 годы». На втором этапе (1993—1995 гг.) была завершена так называемая малая приватизация, в результате которой была почти полностью заменена государственная форма собственности на частную в торговле, бытовом и коммунальном обслуживании. В результате массовой приватизации за приватизационноинвестиционные купоны (ПИКи) и акции было продано более 1600 средних и крупных предприятий промышленности, строительства и транспорта.

 

Важнейшим шагом этого этапа стала единая система управления и приватизации государственной собственности. Тогда же был дан старт развитию малого и среднего бизнеса. Началось преобразование бывшей советской торговой системы, включая оптовое звено. Благодаря этому в сфере услуг, включая магазины, рестораны, аптечную сеть, автозаправочные станции, возникла конкурентная среда.

 

Однако государство не получило доходы от реализации своей собственности. Не была произведена достойная переоценка государственного имущества. Оценка, которая затруднялась из-за высокой инфляции, проводилась самими предприятиями на основе их балансовых отчетов. Администрация предприятий при этом была заинтересована в занижении показателей. Институт посредников в виде инвестиционно-приватизационных фондов (ИПФ) привел к ряду проблем с самими фондами: в условиях низкой социальной активности населения фонды получили возможность осуществления различного рода махинаций с купонами, переданными им населением.

 

Третий этап начался в декабре 1995 года с Указа, имеющего силу закона, «О приватизации» и продолжался вплоть до 1999 года. Начиная с 1996 года приватизация государственной собственности стала проводиться через аукционы, тендеры только за «живые деньги». Это позволило улучшить работу ряда промышленных и иных предприятий и организаций. Кроме физических и юридических лицграждан Республики Казахстан, в роли покупателя могли выступить и иностранные юридические лица, а продавцом — государственный орган. Государство полагало, что иностранные компании принесут с собой не только инвестиции, но и передовую технологию, передовой опыт управления. В результате казахстанские предприятия получили новые ресурсы для своего развития. Открылись новые рабочие места, а люди начали получать заработную плату за свой труд. На 1996-1998 гг. приходится приватизация ряда предприятий топливноэнергетического комплекса, в частности, нефтедобывающие АО «Мангистаумунайгаз», «Актобе-мунайгаз» и 22 предприятия газового хозяйства, а также многочисленных объектов социальной сферы, в т.ч. здравоохранения, образования, культуры.

55. Основные положения послания Президента Н.А.Назарбаева «Нұрлы жол – путь в будущее».) Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев на расширенном заседании Политического совета партии «Нур Отан» 11 ноября 2014 года объявил о новой экономической политике государства «Нурлы жол – Путь в будущее».

 

Новая экономическая политика "Нұрлы Жол", озвученная Главой нашего государства в Послании народу Казахстана в ноябре 2014 года – это глобальный шаг на пути вхождения в число 30 самых развитых стран мира.

 

В Послании Глава государства отметил, чтобы пройти глобальный экзамен на зрелость, народ Казахстана должен быть сплоченным, должен беречь единство и межэтническое согласие. Новая экономическая политика государства "Нұрлы Жол" станет главной основой успеха нашего полиэтничного и поликонфессионального общества.

 

Ежегодное послание - это программный документ, определяющий реформы социально-экономической жизни государства, в котором акцентировано внимание на развитии транспортной, энергетической, индустриальной и социальной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса. Президент страны предложил направить значительные финансовые ресурсы на обеспечение устойчивого экономического развития, нацеленного на улучшение жизни народа. Все меры, озвученные Главой государства в Послании, несомненно, укрепляют доверие граждан к своей стране, вселяют в них уверенность в завтрашнем дне.

 

Поэтому на исполнительную и законодательную власти возложена главная задача – это успешное выполнение поручений Президента, озвученных в Послании. Государственные служащие всех уровней должны ответственно отнестись к обязанностям, возложенным на них Главой государства. И здесь нельзя не напомнить о коррупционных действиях, мешающих успешному развитию Казахстана. Доверием, лояльностью наших граждан ни в коем случае злоупотреблять нельзя, ведь это вопрос политической стабильности, без которой невозможен успех реформ.

 

С 1 января 2015 года введен в действие новый Уголовный кодекс, который, в целом, направлен на гуманизацию уголовного законодательства, но, в то же время, ужесточена ответственность лиц, совершивших коррупционные и иные уголовные правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления.

 

В отношении лиц, осужденных за совершение коррупционных преступлений, введен ряд особенностей. В частности, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью назначается обязательно и состоит в пожизненном запрете занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления, Национальном Банке Казахстана и его ведомствах, государственных организациях и организациях с долей государства более пятидесяти процентов. К лицам, совершившим коррупционные преступления, не применяется условное осуждение, они не могут рассчитывать на освобождение от ответственности в связи с примирением, Новацией в этой норме закона является обязанность суда вносить в случае осуждения за коррупционное преступление представление Президенту Республики Казахстан о лишении осужденного наград, званий, классного чина, дипломатического ранга и квалификационного класса.

 

Как отметил в своем выступлении Глава Государства новая экономическая политика «Нұрлы Жол» направлена на продолжение структурных реформ в нашей экономике на пути вхождения в число 30 самых развитых стран мира. Поэтому для реализации поставленных задач государственные служащие всех уровней должны ответственно отнестись к возложенным обязанностям, своими действиями укреплять авторитет государственной власти, не допускать совершения действий, способных дискредитировать институты государства.

 

Большое внимание в Послании Президента уделено институту семьи.

 

В Послании повествуется о необходимости усиления благоприятной правовой среды для граждан, усыновляющих и воспитывающих детей-сирот. «Такие семьи должны стать объектом всесторонней помощи от государства, общественных объединений. С каждым годом становится больше людей, которые усыновляют детей из детских домов. Так делается во всем мире. Надо укреплять законодательную основу для расширения патронатного воспитания, опеки, попечительства в семьях. Во многих странах есть практика, так называемых, гостевых семей, в которых временно размещаются дети, оставшиеся без попечителей».

 

Президент также отметил, что нужно создавать условия для того, чтобы молодые женщины, отказывающиеся от детей, могли жить поблизости и общаться со своими детьми. Эти женщины в будущем могут взять своих детей и воспитывать их сами. Глава государства высказал пожелание, чтобы состоятельные люди оказывали помощь в таких ситуациях.

 

Также в своем Послании Президент РК поручил создать институт Уполномоченного по правам ребенка.

 

В Послании Глава государства поручил Администрации Президента и Правительству Республики Казахстан разработать Общенациональный план мероприятий по укреплению семейных отношений, рассчитанный на 2015-2020.

 

В своем Послании народу Казахстана Глава государства подчеркнул: «Нас не может не беспокоить уровень распространенности наркомании, алкоголизма среди населения, число ВИЧ-инфицированных. Сегодня актуальна проблема формирования морально-нравственных, духовных ценностей у молодых людей». Он подчеркнул, что нередко даже в благополучных семьях подростки попадают под влияние сомнительных псевдорелигиозных течений. «Важно постоянно создавать в обществе атмосферу непримиримости к таким негативным явлениям, как пьянство, алкоголизм, табакокурение, наркомания, безответственное отношение к семейному долгу, неуважение к старшим». Также Президент призвал все средства массовой информации Казахстана активно включиться в эту работу, широко показывать примеры настоящих дружных, сплоченных семей, так как это очень важная государственная задача и от этого зависит сплоченность и будущее нашего государства и народа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: